Передача вагонов в ведение «Казтемиртранса» является коррупционной схемой и вызовет падение экспорта зерна
Передача грузовых вагонов из ведения АО «НК Казахстан Темир Жолы» в отдельное АО «Казтемиртранс» является коррупционной схемой и приведет к снижению экспорт зерна, пишет агентство «Казах-зерно».
«Проблемы начнутся, когда начнет действовать новая коррупционная схема управления вагонным парком Казахстана, вдохновленная Аскаром Маминым (глава КТЖ. – КазТАГ)», - говорится в материале агентства со ссылкой на блог эксперта, передает КазТАГ.
Как поясняется, аргументация передачи вагонов в АО «Казтемиртранс» следующая: «тариф вырастет не больше, чем на 15%, зато парк обновим, снизим простои, а значит, и экспортеры зерна не то, что в проигрыше - в выигрыше будут, поскольку им не надо будет платить неустойки и штрафы, связанные с задержками транспортировки».
Как считает эксперт-блоггер, схема передачи грузовых вагонов в отдельное АО «Казтемиртранс» осуществляется для дальнейшей приватизации компании-владельца вагонов.
«Простой пример - банковская система в пору кризиса 2008 года, когда финансовые организации выдавали невозвратные кредиты. Упрощенно схему можно представить так: «здоровые активы» оставляли в одном банке, а «плохие» продавали в другой. В итоге, один банк вышел из кризиса с прибылью, а другой обанкротился. Кто пострадал? Пострадали вкладчики и акционеры. Менеджмент банков получил бонусы за «хорошую работу», - говорится в статье.
Автор также привел из коммунальной сферы.
«Была ТЭЦ, которая вырабатывала тепло и подавала его в город по трубопроводу. В этой схеме прибыльна только сама станция - она производит товар. Трубопроводы - это чистый убыток, ведь их нужно ремонтировать, содержать штат обслуживающего персонала, развивать инфраструктуру», - пишет он.
«Что было сделано по всей стране лет пять назад? Станции оставили в собственности частных компаний, а трубопроводы выделили в отдельные структуры, которые передали государству. Таким образом, частникам осталась вся прибыль и минимум забот, а госбюджету - все расходы и все заботы. Кто в проигрыше? Потребители тепла, то есть большая часть жителей страны, и бюджет, формируемый тем же народом».
В нынешнем году компания «Казахстан Темир Жолы» решила окончательно отделить железнодорожное полотно от грузовых вагонов, передав их в собственность дочерней компании АО «Казтемиртранс».
«Ситуация тут в точности, как в коммуналке: вагоны (как и ТЭЦ) - это чистая прибыль, а железнодорожные линии (как и трубопроводы) с необходимостью содержать штат сотрудников, вести ремонтные работы и развивать инфраструктуру - одни убытки», - пояснил эксперт.
В публикации напоминается, что в феврале этого года АО «Казтемиртранс» в установленном порядке направило в агентство РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) заявку о повышении цен на услуги по предоставлению в аренду железнодорожного грузового подвижного состава, которая была одобрена решением правления АРЕМ 26 марта. Новые тарифы вступили в силу с 1 апреля.
Стоимость услуг «Казтемиртранс» по предоставлению в аренду железнодорожного грузового подвижного состава составила: крытые - Т3 945,30 (без учета НДС), платформы - Т4 148,39, полувагоны - Т3 948,06, цистерны - Т3 946,85, зерновозы - Т3 945,11, прочие - Т4 085,08.
«Гром грянул 15 июня, когда из-под пера АО «Казтемиртранс» вышел документ «Перевод инвентарного парка АО «Казтемиртранс» в приватный». Документ обосновывает со всех возможных сторон плавное, а значит, почти постоянное повышение арендной ставки использования вагонов», - пишет автор.
При этом он отметил, что после внедрения подобной схемы в России, экспорт зерновых упал более чем на треть.
В свою очередь, журналистское расследование «Казах-зерно» показало, что в неофициальных беседах представители «Казтемиртранса» рекомендуют ориентироваться на цену аренды в Т7 тыс. в день.
«По мнению казахстанских мукомолов и экспортеров зерна, при передаче парка вагонов «Казтемиртрансу», услуги на использование вагонов поднимутся до 200%, т.е. с нынешнего существующего коэффициента «Казтемиртранс» дополнительно будет изымать с каждой тонны зерновых и муки от $15 до $22. Дополнительная трата на один вагон будет составлять до $1500. По словам экспертов, эта схема скопирована именно с российских компаний, получивших в управление вагонный парк РЖД - «Русагротранс» и «ЛП Транс».
По мнению, автора блога в выигрыше будет «Казтемиртранс», который «по сути является офисом, в котором сидят белые воротнички, ни разу не бывшие на железнодорожной станции». «Их задача - подписывать бумажки и получать прибыль из воздуха - за счет переданных им государственных вагонов и использования государственной железнодорожной инфраструктуры. Если со временем (например, в ходе народного IPO) контрольный пакет акций вдруг уплывет в руки родственников Мамина, удивляться не стоит», - заметил блогер.
«И не стоит надеяться, что экспортеры зерна смогут купить свой парк вагонов и использовать его на линиях КТЖ. На примере той же России известно - чиновники всячески препятствуют «чужим» фирмам. И даже, если кто-то использует свой вагон, его заставляют платить «дочке»», - говорится в тексте.
«При высокой цене зерна на внутреннем рынке казахстанский хлеб перестанет быть конкурентоспособен на рынке внешнем. А цена на внутреннем рынке будет именно высокой - ее подстегивает Мамытбеков (министр сельского хозяйства. – КазТАГ), принявший решение закупать пшеницу в госрезервы по 40 тыс. тенге за тонну. В этой ситуации экспорт просто остановится, поскольку вывозить зерно будет невыгодно - никто не возьмет «золотой» хлеб. Следовательно, Казахстан потеряет свои позиции на международных рынках, вместо того, чтобы выполнить задачу президента РК и открыть для себя рынки новые. Все это мы уже видим на примере потери рынков муки. Но, похоже, пришла и очередь пшеницы», - пояснил автор.
«Поскольку экспорта не будет, внутренний рынок страны будет перенасыщаться. Как известно, Казахстану нужно не больше 8 - 9 млн тонн зерна в год. Даже в нынешнем засушливом году мы произвели намного больше. А когда год будет урожайным? У крестьян просто не будет смысла убирать зерно с полей, тратя топливо и людские ресурсы. Казахстанские поля превратятся в гниль. Половина населения страны, которую составляют сельчане, потеряет работу. Казахстан погрузится в социальный хаос. Жанаозен покажется нашим чиновникам детским лепетом, подытоживает блогер. Виноваты в этом будут Мамытбеков и Мамин», - резюмируется в материале «Казах-Зерно».