Что мешает установке электронных КПП в Иле-Алатауском нацпарке

В Иле-Алатауском национальном парке под Алматы планируют установить автоматизированные системы платежей за однодневное посещение особо охраняемых природных территорий. Но, как рассказал пресс-секретарь Иле-Алатауского нацпарка Дулат Абенов МИА «Казинформ», на этом пути есть немало трудностей.

В ведении Иле-Алатауского национального парка 8 КПП при въезде, в том числе в Алмарасанское, Бутаковское, Каскеленское, Аксайское, Талгарское, Тургеньское, Каменское ущелья. Каждый, кто посещает особо охраняемую территорию - Иле-Алатауский нацпарк, должен заплатить экосбор в размере 440 тенге с одного человека.  240 тенге из этой суммы (0,1 МРП) отчисляется в республиканский бюджет согласно требованию Налогового кодекса, еще 200 уходит на специальный счет нацпарка. Экосбор касается каждого физического и юридического лица, посещающего нацпарк. 

- 80% денег, поступающих от экосбора на спецсчет нацпарка, уходит на зарплаты нашим сотрудникам, еще часть на коммунальные расходы, на благоустройство остается мизер,- рассказал Дулат Абенов.

Сейчас при въезде в Иле-Алатауский нацпарк этот сбор собирают контролеры-работники парка вручную. По словам Дулата Абенова, это несет риск коррупции, к тому же, работник не всегда может проверить число людей, находящихся в автомобиле, например, с тонированными стеклами. Установка электронных терминалов оплаты на КПП по примеру тех, что есть в торговых центрах, аэропорту может решить эту проблему.

- Только со своих средств мы не сможем реализовать проект по автоматизации системы. К примеру, коммерческое предложение частной компании для реализации одного пилотного проекта КПП на Каменском лесничестве требует 27 млн тенге.  Но есть вариант государственно-частного партнерства, привлечения инвесторов, которые обустроят, организуют, но взамен нацпарк предоставит им возможность размещать рекламу на КПП, или другую возможность. Приходят разные предложения, все обсуждается на предмет соблюдения законов и реакции общества,- отметил пресс-секретарь.

По его словам, буквально вчера нацпарк обсудил с «Транспортным холдингом Алматы» возможность внедрения системы «Онай» для оплаты экосбора при въезде на особо охраняемую территорию.

- У большинства алматинцев сегодня есть карточка «Онай». Если мы внедрим эту систему оплаты на КПП, то человек будет выходить из машины, прикладывать карточку к турникету со сканером и проходить, как в метро. Они предлагают разные варианты, им нужно вернуть вложенные средства, и предлагают внести комиссию с каждой оплаты от 7%. Вопрос только обсуждается, они пока разрабатывают коммерческое предложение, и точных цифр пока нет,- сказал Дулат Абенов.     

Действующее законодательство требует оплачивать экосбор только по числу человек, возможности платить, например, за одну машину, сейчас нет.

- Если сбор был бы с одного авто, поставили бы терминалы, люди бы оплачивали, как за парковку в ТРЦ и проезжали бы. Сейчас установка автоматизированной системы обяжет людей выходить из авто, оплатить, пройти через турникет и снова сесть в авто, чтобы ехать дальше. Мы хотим, чтобы прошла широкая дискуссия, и общество было морально готово к этому на первом этапе, поэтому при Иле-Алатауском нацпарке создана рабочая группа,- пояснил пресс-секретарь.  

Кроме того, участники рабочей группы вырабатывают предложения по изменениям в налоговое законодательство. Так, нацпарк предлагает   взимать с каждого легкового автомобиля по 1800 тенге из расчета 4 человека в среднем. 10 тысяч тенге - с многоместного автотранспорта из расчета 25 человек (автобусы, лимузины) и 880 тенге - с грузового авто из расчета 2 человека.  При этом разделение  сбора на бюджетные 0,1 МРП и специальный счет нацпарка будет производиться терминалом автоматически. При такой системе, утверждают в нацпарке, возможно полностью автоматизировать систему взимании платежей и сделать проход КПП более удобным для гостей нацпарка.

Впрочем, работа по инициированию изменений в законодательстве по разным оценкам может занять немало времени.   К сожалению, невозможно субсидирование экосбора и со стороны акимата Алматы, который предлагал, основываясь на статистических данных за 2 последних года, оплачивать за это число людей нацпарку в обмен на демонтаж КПП.

- Мы отправляли письмо в Министерство финансов, в наш Комитет лесного хозяйства Минсельхоза по предложению управления туризма и внешних связей Алматы о субсидировании экосбора, но нам ответили, что согласно Налоговому законодательству уплата производится фактически за каждого человека, и субсидирование противоречит законодательству,- продолжил Дулат Абенов.  Здесь уверены, что такой подход позволил бы увеличить денежный поток в нацпарк, который мог бы их направлять на развитие инфраструктуры и контроль над чистотой территории.

Впрочем, цифровизация не способна решить проблему мусора в горах, поскольку это зависит от культуры самих посетителей.

- Вопрос мусора очень проблемный. Территория Иле-Алатауского нацпарка составляет 200 тысяч гектар, у нас госучреждение, и на одного работника выходит несколько тысяч гектаров, и осуществлять контроль 24/7 невозможно. Для этого надо иметь сотрудника на каждые 5 метров. Мы ведем школьные лесничества, проводим семинары, лекции в школах, университетах, организуем субботники с общественностью, чтобы убедить людей,что надо заботиться о природе, - отметил Дулат Абенов.  

Заседания рабочей группы будут продолжены, к дискуссии привлечены общественники, экологи, представители акимата, Общественного совета Алматы, чтобы сформировать единое мнение по вопросу автоматизации и цифровизации КПП, удобное для всех, и только после этого обращаться к депутатам и министерству с конкретным предложением.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
1415 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
21 июня родились
Гани Узбеков
экс-председатель правления АО «Capital Bank Kazakhstan»
Арман Алиев
Аким Карабалыкского района Костанайской области
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить