Юлия Валиахметова: Телевидение не будет прежним

7943

О новом сезоне, рейтингах и проблемах традиционного телевидения рассказала генеральный директор телеканала Atameken Business Channel Юлия Валиахметова

Юлия Валиахметова.
Юлия Валиахметова.

Юлия, многие эксперты уверяют, что традиционное телевидение отживает свой век. Вы как представитель самого молодого и прогрессивного игрока на казахстанском телевизионном рынке тоже так считаете?

- Это извечный вопрос. С рождением кинематографа, говорили, умрет театр. Когда появилось телевидение, нашлись те, кто сказал, что оно вытеснит кино. Как мы видим сейчас не случилось ни того ни другого. Поэтому телевидение не уйдет из нашей жизни, просто оно однозначно не будет прежним. Что мы видим? Последние три года в США продажи в интернете превысили рынок рекламы на некогда самом доходном эфирном ТВ. Или вот совсем недавний пример. Буквально в августе популярный новостной телеканал РФ отказался от кабельного и спутникового вещания, целенаправленно уйдя в интернет. Пока это прецедент на постсоветском пространстве, но я уверена, в будущем мы будем наблюдать это явление все чаще.

Возьмем недавние дебаты министра здравоохранения Елжана Биртанова и экономиста Рахима Ошакбаева. Практически все телеканалы предложили под эфир свои площадки. Тема жизненно важная, поэтому понятно, что инициаторы выбрали эфирные каналы почти со стопроцентным охватом территории, чтобы донести информацию до каждого казахстанца. Параллельно дебаты показывали в социальных сетях. Казалось бы, смотреть должна вся страна, ведь интерес подогревали задолго до эфира. Однако, как потом написал сам Рахим Ошакбаев, получив рейтинги дебатов, выхлоп на ТВ не случился. Трансляцию в интернете посмотрело гораздо больше людей.  

Так что меняется время, а вместе с ним аудитория, пропорции и ниши. Одно не исключает другое, но, на мой взгляд, в ближайшие 5-10 лет ТВ полностью уйдет в интернет.

Учитывая сегодняшние реалии, Atameken Business Channel вещает и в интернете, и в кабеле, и в спутнике. Но для нас это лишь каналы доставки контента. Мы понимаем, что пока не у всех казахстанцев есть доступ к интернету и тем более высокоскоростному. Учитывая то, что мы показываем не только крупный, но и малый бизнес, нам важно чтобы нас смотрели в регионах – в селах и аулах. Поэтому за 9 месяцев вещания мы постарались охватить почти всю территорию Казахстана, зашли даже в самые маленькие города. Конечно, эта работа еще продолжается, но, до конца года мы надеемся быть в каждом доме.

В пакетах таких крупных кабельных операторов как Алма ТВ и ID TV, мы присутствуем с логотипом HD - казахстанцы, имеющие цифровые пакеты могут смотреть наш канал в более высоком качестве.

За год с лишним существования, телеканалом действительно, была проделана немалая работа. Если в двух словах, как можете охарактеризовать свой первый телевизионный сезон, каких успехов удалось добиться?

- Мы вышли в эфир, когда сезон уже начался – 1 декабря, поэтому у нас было меньше времени, чем у других. И единственная наша задача была на тот момент - зайти на рынок. Признаюсь, это было достаточно сложно. На протяжении последних 5 лет, в Казахстане не открывались новые телеканалы, получается, что мы совершили, своего рода, прорыв. Сейчас нам важно, чтобы нас смотрели, узнавали, доверяли, чтобы зрителям было с нами интересно.

Самым большим своим успехом считаем выход на российский спутник Ямал-401. Теперь нас смотрят не только в Казахстане, но и в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане, а также в странах ЕАЭС, России и Восточной Европе. Уверена, та информация, которую мы предоставляем, будет интересна всем, потому что наши страны объединяет бизнес и союзы в разных направлениях и сферах. Поэтому в новом телевизионном сезоне мы намерены серьезно поработать над закреплением и становлением нашего статуса в качестве делового канала Центральной Азии.

Если не секрет, какая у вас сегодня телеаудитория в интернете, и кто ваша основная аудитория?

- Абсолютно никакой секретности. Ежедневно телевидение только в интернете смотрит порядка 100 тыс. уникальных пользователей. Помимо сайта мы запустили вещание 24/7 в социальных сетях - в Контакте, в Одноклассниках и в Youtube, нас можно читать и смотреть практически с любого гаджета из любой точки мира. Это дало нам возможность не только расширить свою аудиторию, но и получить обратную связь с нашим зрителем. Также ряд программ показываем в прямом эфире в Facebook, там просмотры одного выпуска достигают 180 тыс. и выше. Каждый проект уже имеет свою постоянную зрительскую аудиторию.

Замер рейтингов производится на основе отчетов двух компаний – CDNvideo, а также Mediasystem. Они считают уникальных пользователей видеоконтента, а также цитируемость СМИ среди ТВ каналов и деловых порталов в Казахстане. По их данным, во втором квартале 2017 по уровню цитируемости в интернете среди телевизионных каналов Atameken Business Channel занял второе место и первую строчку в рейтинге среди деловых изданий.

Если говорить об интернет-аудитории, то телеканал активно заходит и на зарубежные платформы платного телевидения. Atameken Business Channel уже присутствует в приложениях Vintera TV, Megogo TV, Kalinka TV (Канада, США), Sunduk TV (страны ЕС), Peers TV (РФ, страны СНГ). Интернет дает невероятные возможности для телесмотрения – интерактивность, персональный подбор контента, отложенный просмотр и многое другое. А затраты на трансляцию значительно ниже относительно передачи через спутник и кабель.

Если говорить о контингенте, по-прежнему, лидируют мужчины в возрастной категории 45+.

С 4 сентября на вашем телеканале начался новый телевизионный сезон. Изменилась ли как-то ваша сетка вещания?

- Определенно. Несмотря на то, что лето для многих это период отпусков, для телевидения наоборот это достаточно насыщенное время, потому что в этот период начинается подготовка к новому телесезону. Мы активно к нему готовились, запустили 9 новых проектов, теперь наш эфир состоит из 74 программ. Хочу заметить, что весь контент канал производит самостоятельно, это стопроцентно наш продукт. На что мы сделали уклон? На достаточно качественную аналитику и на новые профессиональные лица. Из нашего эфира практически никто не ушел, наоборот, пришли люди, которые, я думаю, добавят Atameken Business Channel еще большей серьезности и профессионализма.

О каких новых лицах и программах идет речь?

- Запустилась программа «Качество жизни», которую ведет председатель Ассоциации финансистов Казахстана и заместитель председателя Национальной палаты предпринимателей Юлия Якупбаева. Так что смотрите Юлию Константиновну теперь в новом качестве - ведущей. Ее программа посвящена предоставлению услуг в разных сферах – экономике, строительстве, туризме.

Еще один новый проект - «Фондовый рынок: Статус PRO» с заместителем председателя правления казахстанской фондовой биржи Андреем Цалюком. Я считаю, что для Казахстана это прецедент, потому что сегодня мало кто говорит на серьезном уровне о фондовом рынке. Вообще с KASE у нас успешно все складывается. С самого начала нашего запуска мы делаем с ними несколько совместных программ, среди них «Биржа» и «В курсе», где ежедневно после торгов анализируем прошедший день. Среди новых лиц Atameken Business Channel и известный бизнесмен Ерлан Оспанов. В его программе «Expert Review» компетентный взгляд на рыночные тенденции и продукты с участием влиятельных игроков рынка.

Мы запустили линейку программ по трендовому направлению – финтех. Это «Цифровой Казахстан» и «Сандык Казахстан». Вы знаете, что по поручению главы государства сейчас в Казахстане как раз рассматривается и готовится программа по цифровому Казахстану, и вот наша программа как раз будет отражать все новые тенденции.

То есть, все пять дней эфира насыщенные. Информационный блок выстроен по принципу – новости каждые полчаса, а в 21.00 и 22.00 мы подводим итоги в программах «Кун дерек» и «Картина дня». Завершают день две самые топовые программы, как «Время говорить» с Данилом Москаленко и «Басты тақырып» с Ерболатом Мухамеджаном.

Выходные мы постарались выстроить так, чтобы вообще можно было не отходить от экрана. Появилась программа «100 новых лиц» или «100 жаңа есім». Это проект о простых людях, которые в будущем будут представлять нашу страну. В новом сезоне в качестве автора и ведущей вы увидите в нашем эфире директора театра АRTиШОК Анастасию Тарасову. Она приглашает в гости своих коллег по цеху, актеров театров и артистов кино.

В отличие от других телеканалов у вас есть своя фишка – вместо профессиональных ведущих многие программы ведут эксперты из реальных отраслей. Не планируете привлекать в качестве ведущих российских экспертов, с учетом того, что вы вышли на спутник Ямал и ориентированы теперь на широкого зрителя?

- Я все-таки придерживаюсь мнения, что нам надо больше популяризировать своих ведущих и экспертов. У нас много достойных кадров, просто их нужно найти. Если мы, по-прежнему, будем на всех оглядываться, в частности на Россию, то мы никогда не взрастим своих звезд. Мы и без того много времени… находимся под влиянием российского телевидения, пришла пора делать собственное. Уверяю вас, у нас есть свое телевидение и оно вполне конкурентоспособно.

Телевидение есть, СМИ есть, а с рейтингами не все так хорошо. В этом году три издания, которые занимали верхние строчки казахстанского рейтинга Zero, вдруг покинули его, заявив о недоверии к нему. Каково ваше мнение на этот счет, и каким рейтингам доверяете вы?

- Говорить о недоверии Zero было бы не совсем корректно с моей стороны. Но в связи с тем, что мы активно работаем в поле среди других СМИ, мы вынуждены следить за всеми рейтингами. У нас сейчас собрался достаточно серьезный отдел SMM, и они детально изучают, кем и как эти рейтинги формируются.

Портал Atameken Business Channel сегодня присутствует сразу в нескольких измерителях: в казахстанском Zero, в Liveinternet, который измеряет все русскоязычные СМИ, в Google Analytics и «Яндекс.Метрике». Так вот в Google Analitycs, который считается одним из самых авторитетных рейтингов, у нас аудитория почему-то в два раза больше, чем в Zero. Получается, что казахстанский измеритель не в состоянии охватить всю аудиторию, включая социальные сети, не может показать полной картины. Наверное, это одна из причин выхода некоторых СМИ из этого рейтинга. Несмотря на то, что все они были в десятке лидирующих сайтов этого счетчика, даже их не устраивала данная ситуация, ведь, как правило, рейтинг делается для рекламодателя, который приходит со своей рекламой, рекламным бюджетом и ориентируется на количество и качество аудитории. Сказать честно, мы в этом плане не особо ориентируемся на Zero, наших рекламодателей устраивают данные Google Analytics, они им доверяют, и мы им доверяем. Там можно посмотреть все, как растет наш трафик, как падает, в какие дни и почему, вся эта информация в открытом доступе, мы ничего не кодируем и не скрываем.

В Liveinternet присутствует не так много казахстанских СМИ, но мы там на третьем месте среди казахстанских сайтов.

К сожалению, эфирное и кабельное телевидение мы пока не измеряем.

Почему?

- Нет достойного измерителя

Что вы имеете в виду?

- Та система измерения телеаудитории, которая сегодня существует в Казахстане, давно устарела. Она не соответствует нынешнему медиапотреблению, включающему просмотр телеконтента в интернете, на мобильных устройствах, отложенный просмотр и другие способы нелинейного телевидения. Замеры производятся пиплметрами, которые были придуманы 30 лет назад английской компанией Taylor Nelson. Как они работают? На телевизор устанавливался специальный датчик, который определял, сколько вы всей дружной семьей сидели за просмотром, какую передачу на каком канале смотрели, какая ваша любимая программа. Таким способом формировался рейтинг.

Прошло 30 лет, мир изменился, появились новые технологии, а пиплметры почему-то остались. Они совершенно неактуальны и, если по-честному, не измеряют, а имитируют измерения. Во-первых, сегодня в каждом доме не один телевизор, а по одному на каждую комнату, эра семейных просмотров давно закончилась, произошла фрагментация аудитории. Во-вторых, телевидение вышло из дома, люди стали активно использовать гаджеты, большой популярностью стало пользоваться мобильное телевидение, молодежь со стационарного телевидения перешла именно в такой формат. Например, наш телеканал присутствует на нескольких сервисах, так называемого, ОТТ (метод предоставления видеоуслуг через интернет, часть технологии IPTV). Если, к примеру, у вас дома есть smart-телевизор и WiFi, вам ни к чему иметь кабельное или эфирное телевидение. Есть интернет-вещание, second screen, то есть отложенный просмотр – многие люди не смотрят эфиры, вместо этого составляя себе собственную подборку телепередач. Тогда что мы сегодня измеряем пиплметрами?

Российские коллеги еще три года назад называли это фикцией, которая рассчитана на «абстрактных домохозяек возраста 45+, покупающих стиральный порошок», и что делать выводы о предпочтениях всей страны на основе таких вот измерений нельзя. И я с ними полностью согласна, потому что пиплметры установлены, примерно, в 850 домохозяйствах, тогда как у нас население страны перевалило за 17 млн. Как же можно сделать выводы о том, что смотрит казахстанский зритель?

С учетом того, что говорить о качественных измерениях не приходится, наш телеканал не присутствует в этой системе телеизмерений. Но это не значит, что мы не хотим измеряться, мы хотим, но в качественном измерителе, который бы соответствовал современным реалиям, и который давал бы адекватную информацию.

Этот вопрос как-то поднимается на уровне правительства, либо на уровне министерства?

- Пока, насколько мне известно, нет, периодически только на уровне руководителей телеканалов. Но мне кажется, что этот вопрос уже назрел. Наши российские коллеги в прошлом году объединились и выбрали единого национального измерителя. Я думаю, что в Казахстане необходимо сделать то же самое. Альтернатив пиплметрам достаточно. К примеру, за рубежом для телеизмерений используют запись звуковых рядов с помощью программы, установленной на гаджеты пользователей, то есть на обычный мобильный телефон, который всегда с нами. Она автоматически фиксирует потребление контента на телевидении и радио через аудиальный канал, то есть измеряет по аудиозвукам, где ты находишься, на каком канале ты смотришь футбол и в какое время. Решение есть у любой проблемы, другой вопрос, хотим ли мы сами эту проблему решить.

Алина Альбекова

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить