«Пределы развития Forbes.kz даже представить не могу»

Главный редактор сайта Forbes.kz Вадим Борейко в интервью корреспонденту газеты «Пульс Kz» Анастасии Лялькиной рассказал о сетевой журналистике и влиянии на нее социальных сетей

Фото: Владимир Заикин
Вадим Борейко.

«Мой фейсбук – моя крепость»

- Вадим Николаевич, ваше появление на фейсбуке стало заметным явлением в Казнете – число друзей и подписчиков вашего аккаунта с конца февраля прошлого года, когда вы зарегистрировались, увеличивалось на сотни человек в сутки, и сегодня составляет более 4 000.

- Это не самая большая цифра, и количество френдов - для меня не самоцель. Сам не набиваюсь никому в друзья, но и в запросах почти не отказываю. Вот дойду до 5000 (максимальное количество друзей на фейсбуке) - тогда начну ревизию. Сейчас вижу человек, наверное, 100-200, которые регулярно появляются в комментариях, ставят лайки. Впрочем, кое-кому все-таки в «дружбе» отказываю – тем, у кого странные ники, нет полного имени и фамилии, а в аватарке отсутствует фотография: я же должен понимать,  с кем общаюсь.  И потом, есть еще неведомые женщины из-за рубежа, которые шлют послания, переведенные в Google Translate, – вот их тоже автоматом удаляю.

- Вы – известный человек с активной гражданской позицией; тролли, анонимусы и сетевые кликуши всех мастей должны лететь к вам, как мотыльки на лампочку.

- В прошлом году я остался без работы и, чтобы поддержать журналистскую форму, месяцев восемь писал на портал «Республика». А там на форуме - в основном анонимусы, и их комментарии чаще всего негативные и злобные. Отклики на свои материалы, конечно, все читал – и едва не потерял веру в человечество. Хоть и покрылся за 33 с лишним года журналисткой карьеры носорожьей кожей, но все-таки не железный дровосек. Поэтому, зарегистрировавшись в високосный день, 29 февраля 2012-го, на фейсбуке, завел там свои порядки и начал проводить селекцию. Свою страницу в социальной сети я воспринимаю как собственный дом, в котором никто не имеет права мусорить, предъявлять дурацкие претензии, приносить туда мебель и ставить ее где вздумается. Мой фейсбук – моя крепость! Мне неприятно, когда люди без моего ведома и разрешения вешают на «стену» свои посты (кроме поздравлений – это приветствую), но я их не удаляю – скрываю. Что касается троллинга, то этот вопрос я решил окончательно и бесповоротно: тех, кто пытается оскорблять меня и других, нехудожественно разговаривать матом (особенно противно, когда это делают женщины), просто молча блокирую, исключаю из друзей. Короче, идите в баню – я вас баню! Таким образом, я сформировал в своем виртуальном доме вполне лояльное сообщество. В чужой квартире вести себя надо по законам ее хозяина. Критические комментарии, конечно, оставляю (иначе будут одни сопли в сахаре), но только если их авторы держат себя в рамках корректности.

На сайте Forbes.kz все по-другому. Во-первых, это не мой личный дом, а чужой, и я там вроде приказчика. Во-вторых, это СМИ, и на его страницах (в том числе в корпоративных аккаунтах в соцсетях) мы обязаны хранить в комментариях разные, порой диаметрально противоположные, точки зрения. Конечно, и здесь бывают тролли, конфликты, оскорбления, но для этого у нас есть хорошая опция – не удалить, а скрыть комментарий: то есть его автор будет продолжать его видеть, а остальные посетители – нет.

Кстати, комменты на сайте бывают полезны в практическом смысле: часто  получаешь не только реакцию, но и редакцию. В спешке читая материалы, я иногда пропускаю ошибки, и народ сразу их поправляет. Такой получается краудсорсинг - редактура читателей. Отличная штука, замечу вам! Это ведь в газете «что написано пером – того не вырубишь топором», а на сетевом ресурсе есть возможность оперативно всё поправить.

«Соцсети – мощнейший инструмент продвижения СМИ»

- Несмотря на все проблемы, вы не брюзжите в уголке, что до фейсбука небо было голубее, а девушки моложе, но активно и профессионально используете его потенциал на пользу сайту.

- Социальные сети – мощнейший инструмент продвижения твоего СМИ к потребителю, совершенно не сравнимый…

 – С киосками «Союзпечати»?

– Да. Точнее – с «Баспасоз» и другими сетями дистрибуции печатной прессы. Недавно я попытался представить себе пределы развития сайта forbes.kz – и не смог: они безграничны. Есть инструменты продвижения, которые позволяют увеличить посещаемость сайта на порядок, причем в кратчайшие сроки… Вот у нас в августе по сравнению с июлем трафик вырос ровно в 2,5 раза.

– В мертвый летний сезон?

- Да, сегодня трафик - в среднем 30 тысяч уникальных посетителей в день (год назад было 500-700 «уников»). Как результат – активно пошла реклама. А рекордного числа – 55 тысяч (не у всех популярных газет такой тираж!)– мы достигли во время погромов в торговом центре «Прайм Плаза».

- Когда вы давали новости чуть ли не быстрее, чем они происходили?

-  В ночь с 31 августа на 1 сентября просидел за компом до 5 утра, выложил 6 или 7 крупных материалов, большая их часть – эксклюзив. Мне помогали единственный штатный журналист, а также нетворкинг, то есть широкие связи в нашем цехе.

«Спрос на качество есть всегда»

- Когда вы в 1998-99 годах были главредом телеканала КТК, мы часто бегали подслушивать, как вы распекаете своих подопечных из редакции новостей – сейчас это называется «мастер-класс». Тогда вы говорили: «Никогда не идите на пресс-конференцию, не собрав полную информацию по вопросу и досье на тех, кто ее организует, иначе приедете обратно с тем, что вам вложат в уши, да еще и по дороге что-нибудь растеряете». А что говорите сейчас?

-  Устал уже людей учить, как писать. За 30 лет начитался столько чужих грязных текстов, что едва не утратил собственный русский язык. Хватит! Теперь такая политика – приглашать лучших, кого не надо или почти не надо править и кому не нужно долго объяснять задачу. Поэтому в штате – единственный, но очень квалифицированный журналист Татьяна Трубачева, а в качестве постоянных внештатных авторов пишут признанные эксперты: финансовый аналитик Тулеген Аскаров, политолог Досым Сатпаев, экономисты Тимур Исаев, Петр Своик и другие асы.

- Интерес вашего сайта к персональным блогам – это же спрос на авторскую журналистику?

- И не только на нее. В сетевом сообществе существует неутоленный запрос на хорошую аналитику. Знаю, что на многих новостных ресурсах есть ограничения по объему текста – не более 2000 знаков, это печатная страничка. Короткая информация – сегодня самый ходовой товар: потребители должны «пожрать» максимальное ее количество…

- Желательно – не анализируя…

- …но ведь остаются вопросы: а что на самом-то деле происходит? что означают эти события? что или кто стоит за ними? Поэтому год назад, когда меня на эту работу пригласил Арманжан Байтасов, я согласился, будучи уверен в том, что в обществе запрос на качественную аналитику остался. Многие по-прежнему любят читать «много буков». Вот, скажем, летом получил от автора текст. Объем - 50 тысяч знаков. Я ахнул – ужас! А прочел на одном дыхании. Конечно,  разбил монолит на 3 куска, но это был захватывающий материал, потому что Тулеген Аскаров беседовал с Айданом Карибжановым,  одним из самых грамотных финансистов Казахстана (по совместительству - сверхновой звездой фейсбука). Что ни говори, в любой сфере на качество спрос есть всегда.

Беседовала Анастасия Лялькина.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
17603 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить