От защиты Кок-Жайляу до фальшивых сенсаций: как соцсети изменили жизнь казахстанцев

6627

Роль социальных сетей в развитии гражданского общества обсудили медиаэксперты и известные блогеры на одной из секций Гражданского форума

Модератор секции, председатель правления Казахстанского МедиаАльянса Арманжан Байтасов, открывая дискуссию, заметил, что сам, несмотря на то что присутствует в социальных сетях, и весьма активно, всё же больше доверяет традиционным средствам массовой информации как источникам получения информации. Однако роль социальных сетей нельзя недооценивать:

Арманжан Байтасов
Арманжан Байтасов

- Соцсети и люди (в них) действительно способны повлиять на изменение реальности вокруг нас. Есть очень много примеров, когда соцсети действительно помогали людям и решали совершенно реальные конкретные проблемы. И в этом – их большой плюс, - убежден Байтасов.

Бизнесмен и блогер Кайрат Кудайберген заметил, что сам не считает себя блогером, а социальные сети в его жизни появились когда-то для общения с друзьями за рубежом. Однако в его бизнесе социальные сети играют сейчас немаловажную роль:

- Я видел, что от того, что я пишу на Facebook, у нас растёт конверсия, продажи. Это для меня было шоком, потому что я всегда считал, что традиционный маркетинг намного влиятельней, - признался Кудайберген. Сегодня же, по его убеждению, социальные сети стали «настоящей силой, которая продаёт».

Кудайберген привёл и такие данные: в 2016 социальные сети обогнали традиционные СМИ по сумме рекламных заказов, и с того времени расходы на маркетинг в соцсетях каждый год растут.

Арманжан Байтасов, выслушав спикера, заметил: именно «благодаря соцсетям Кайрат смог создать в нашей стране самое большое и крепкое бизнес-сообщество, причём нашёл своих единомышленников в основном благодаря тому, что был известен в соцсетях». И это, полагает глава МедиаАльянса, яркий пример того, как активность бизнесмена повлияла на гражданское общество, сумев объединить других предпринимателей в особый клуб.

Генеральный директор канала Atameken Business Канат Сахариянов со ссылкой на западных коллег рассказал, что «сейчас 60% главных редакторов новостных сайтов придерживаются принципов, что сначала нужно как можно скорее распространить новость, а потом её можно будет перепроверить».

- А вспомните, лозунг нашего традиционного СМИ какой? Объективность, беспристрастность, правда. Если ты берёшь у кого-то интервью, надо у второй стороны обязательно интервью тоже, чтобы было сбалансированнное мнение. Коллеги, на самом деле сейчас это уже не работает, - сказал Сахариянов. - Мы сейчас все говорим, что новое явление журналистики – это не обязательно объективность для того, чтобы сбалансированно дать какую-то информацию. Важно дать сейчас, очень быстро, и об этом говорят все главные редактора. То есть скорость имеет значение. Второй момент- это дать именно хайп, именно то, что сейчас обсуждается. Откуда мы генерируем хайп? Мы его находим в социальных сетях. Я хочу сказать, что социальные сети для традиционных СМИ являются сейчас одним из главных источников информации.

По его мнению, сегодня и для журналистов, и для SMM-специалистов актуален девиз римских легионеров: «Скорость важнее силы, точность важнее скорости».

- Этот принцип римских легионеров сейчас как никогда актуальный, как никогда красиво ложится в работу в социальных сетях. Неважно, какой материал, насколько он весомый материал, пусть это будет разоблачение века, но чем быстрее ты его поставишь, тем быстрее ты получишь успех. И второй момент: неважно, какой силы материал, как быстро ты его распространил, но если ты не попал в свою аудиторию, ты сделал пустую работу, - убеждён Сахариянов.

- Спасибо за новый слоган. Я тоже возьму его на вооружение. Правда, я думал про точность информации, а здесь, оказывается, точность попадания в свою аудиторию, - заметил в ответ Байтасов.

Телеведущая и фэшн-продюсер Динара Сатжан со своей стороны обратила внимание на ситуации, когда хайп не пошёл на пользу компании. Ярким примером здесь является недавний скандал с китайской рекламой известного бренда Dolce & Gabbana. Она отметила, что не только сама нашумевшая реклама, но и дальнейшая дискуссия в социальных сетях о том, что со стороны бренда были допущены серьёзные ошибки, приводит к тому, что Dolce & Gabbana теряют китайский рынок.

- Социальные сети – это ещё и большая ответственность. Конечно, скорость имеет значение, ты получаешь сливки. Но если ты написал что-то, не проверив, и это ошибка, завтра тебя съедят, - убеждена Сатжан.

Исполнительный директор ОФ «Таусар Фонд» Ажар Джандосова рассказала о работе в интернете активистов движения по защите Кок-Жайляу. Собрать большое количество сторонников, неравнодушных людей и объединить их помогли именно соцсети.

- Социальные сети играют огромную роль в становлении гражданского общества. И это не протестные настроения. Это возможность людей высказать свою позицию и объединиться, - подчеркнула она.

- Действительно, Кок-Жайляу - это тот проект, который наглядно показывает, как социальные сети влияют на развитие гражданского общества. Я вижу, какой большой труд сделали активисты и как под их влиянием проект реально изменяется в лучшую сторону, - подчеркнул Байтасов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить