Новые тренды на рынке TV

8792

Отсутствие агрегированного поставщика казахстанского контента на рынке Казахстана сдерживает видеопотребление

ФОТО: Shutterstock.com

По оценке J’son & Partners Consulting, общая абонентская база платного телевидения в Казахстане едва превысит 2 млн абонентов к 2022 году. Если в 2017 году наибольшее количество абонентов были подключены к кабельному телевидению – 64% от общей абонентской базы, то по истечении следующих лет его доля снижается и в перспективе до 2022 года уменьшится до 60%. Перспектива роста ожидает только технологию IP TV (интернет через телевидение). По данным аналитиков группы Kagan (S&P Global Market Intelligence), среднегодовой темп роста IP TV-абонентов в Казахстане течение следующих пяти лет составит 7% в то время как кабельное ТВ будет терять 0,3% подписчиков в год. Схожие замеры демонстрирует и исследование международного агентства Zenith. По их данным также зафиксировано, что потребление медиаресурсов ТВ снижается, при этом потребление видео из сети интернет растет.

По данным GlobalWebIndex, две трети интернет-пользователей в возрасте от 16 до 64 лет сегодня смотрят ТВ-шоу и фильмы в сервисах по подписке (например, таких как Netflix).  Платная подписка на видео также популярна и у мобильных пользователей. App Annie сообщает, что в 2019 году 5 из топ-10 неигровых приложений по объему потребительских расходов - это приложения для просмотра видео. Три из этих приложений — Tencent Video, iQiyi и Youku — прежде всего обслуживают аудиторию из Китая. Это лишь подкрепляет данные Statista о том, что интернет-пользователи этой страны охотнее других платят за цифровой контент.

«Если забежать на пять лет вперед, то мы увидим, что из всего сегмента платного ТВ будет расти только один подсегмент, так называемый IP TV, доступ к ТВ через интернет. Это как раз тот сервис, который предоставляет Казахтелеком. Доля IP TV будет занимать до 50% сегмента и будет расти», - считает главный директор по розничному бизнесу АО «Казахтелеком» Игорь Погребицкий.

Игорь Погребицкий
ФОТО: архив пресс-службы
Игорь Погребицкий

По оценкам аналитиков ResearchAndMarkets.com, глобальный рынок услуг платного телевидения вырастет до $260 млрд к 2027 году с темпом роста 1,7%. Ожидается значительный рост технологии IP TV за счет развертывания сетей 5G по всему миру, пропускная способность которых позволит вести вещание в стандарте 4K и удовлетворить потребность зрителей в доступе к телеконтенту из любой точки, а также удовлетворит потребности в персонализации и интерактивности.

Пандемия коронавируса, начавшаяся в 2020 году, только ускорила этот процесс. Например, по данным экспертов, карантин и ограничения, связанные с пандемией, привлекли в Казахстане в российские легальные онлайн-кинотеатры порядка 4 млн новых пользователей. Это связано с двумя ключевыми моментами. Во-первых, с удобством интернет-телевидения по сравнению с традиционными каналами его доставки (эфирным, кабельным и спутниковым). В чем это заключается?

  1. Сегодня телевидение можно просматривать с любых устройств, поддерживающих выход в интернет. Смартфон, который всегда под рукой, планшет, телевизор с функцией Smart TV одним нажатием передаст сигнал. И даже если у вас дома старенький телевизор с кинескопом, STB-приставка привнесет жизнь в ящик и будет передавать видео в самом наилучшем качестве. Независимо от того, на чем зритель просматривает видео, качество всегда будет оставаться на высоте (HD либо 4К).

  2. Удобная система навигации. Современный интерфейс. С налаженной рекомендательной системой и загруженной телепрограммой либо упрощенный классический. Причем варианты может выбрать сам потребитель.

  3. Интегрированные онлайн-кинотеатры. Онлайн-кинотеатры предлагают огромное количество видеоконтента: фильмы и сериалы самых разнообразных жанров, телепередачи о природе, политике, путешествиях и т.д. удовлетворят интерес даже самого капризного зрителя.

  4. Архив телепередач. Теперь возможно оставить на паузу, если необходимо отлучиться, или отмотать назад если не успел на начало фильма. Современные платформы позволяют хранить архивы за последние 7 дней.

  5. Мультискрин. Мультиэкранность – это возможность просматривать видео на любом устройстве. История просмотров сохранится на платформе, начав просмотр на ТВ можно без проблем продолжить его на смартфоне или планшете.

Во-вторых, чрезвычайно важным обстоятельством, послужившим росту потребления IP TV, стал субъективный фактор. Новое поколение на постсоветском пространстве сломало стереотип «бесплатного потребления». Платить за легальный контент стало нормальным явлением, хотя еще каких-то пару лет назад основным источником доходов онлайн-кинотеатров была реклама. По оценкам «ТМТ Консалтинг», общая аудитория ОТТ-видеосервисов в России по итогам 2019 (за 2020 год еще нет аутентичных данных) года выросла на 10%, до 54 млн пользователей. При этом платящая аудитория выросла на 48% – к концу года она составляла около 5,6 млн пользователей.

Рост платящей аудитории связан в первую очередь с активным развитием подписки: видеосервисы привлекают пользователей эксклюзивным контентом, в том числе собственного производства (например, Start и Premier); невысокими ценами; возможностью бесплатного тестирования сервиса. Рынок ОТТ-видеосервисов в России в 2019 году составил 17,1 млрд рублей с 50-процентным приростом по сравнению к предыдущему году.

Анара Ахметова
ФОТО: архив пресс-службы
Анара Ахметова

Отвечая на вопрос: «Почему интернет телевидение побеждает в споре с традиционным?», директор по продуктам массового рынка АО «Казахтелеком» Анара Ахметова отметила следующее:

«Прежде всего это удобный интерфейс, сохраненная история просмотров, рекомендательная система, отсутствие рекламы и другие фишки, представленные в легальных сервисах. «Однако все вышеперечисленное является лишь технической «стороной медали». Все эти преимущества ничего не будут стоить без самого главного – контента», - считает г-жа Ахметова.

Контент – ключевой драйвер роста доходов

Рост потребления видео через интернет обеспечен в большей части онлайн-кинотеатрами. Об этом свидетельствует, по данным Telecom Daily, всплеск в 2020 году доходов онлайн-кинотеатров более чем в 1,5 раза. Например, выручка Netflix за три квартала 2020 года составила $18 млрд и практически сравнялась с доходами за 2019 год ($20 млрд). Схожая картина наблюдается и России. Например, рекламная выручка онлайн-кинотеатра IVI во втором квартале 2020 года выросла на 19% относительно аналогичного периода 2019 года. Наибольший рост наблюдался на платформе Smart TV — он составил 48%. Дневная аудитория ресурса удвоилась на всех платформах, а объемы смотрения на платформе Smart увеличились более чем вдвое по отношению к средним показателем 2019 года.

Все эти тенденции не остались незамеченными крупнейшими телеком-компаниями. История с американскими операторами (например, сделка между AT&T и Time Warner) — это покупка крупных медиаактивов. По оценкам PWC, в 2018 году в США между телеком-компаниями и медиа состоялось 870 сделок общим объемом около $122 млрд.

Схожим путем идут и российские телеком-компании. Так «МегаФон» договорился о покупке 33,8% в сервисе Start и вложит в него до 5 млрд руб. в ближайшие три года. Хотя оператор и не получит эксклюзивных прав на контент сервиса, эксперты видят перспективы в партнерстве для обеих сторон.

МТС собирается в среднесрочной перспективе выйти на рынок производства контента по партнерской модели. «На первом этапе мы говорим больше про сопродюсирование – о готовности заходить в эту историю вместе с другими игроками, инвестировать в контент и потом делить его на своих платформах. А дальше будем смотреть», – рассказывал президент МТС Алексей Корня в интервью «Ведомостям» в июле. Кроме того, МТС развивает различные решения в области гейминга, профессионального киберспорта и мультимедийного контента на базе интерактивной медиаплатформы WASD.TV.

По факту операторы предоставляют медиа средство доступа к аудитории (биллинг), а медиа создают контент, за который в США, а теперь и на постсоветском пространстве потребители готовы регулярно платить. При этом крупные игроки российского рынка онлайн-кинотеатров, такие как IVI, MEGOGO, ОККО, активно востребованы зрителями и в Казахстане. Новые видеосервисы Start, Premier, More TV уже на заре запуска ориентированы и на казахстанского пользователя, активно продвигая сервисы посредством всех доступных рекламных каналов.

«Для того чтобы привлечь казахстанского зрителя, российские онлайн-кинотеатры справедливо уделяют внимание казахскому контенту. Новинки казахстанского кино, а также видеоконтент, переведенный на казахский язык, уже нередко встречаются в видеотеке онлайн-кинотеатров», - пояснила Анара Ахметова.

Следует отметить, что в период до пандемии, когда кинотеатры функционировали в полную мощь, казахстанские фильмы по сборам в кинопрокате уверено конкурировали с иностранными блокбастерами. Спрос на казахстанское кино остался и в период пандемии, в связи с чем зрители активно привлекались на видеосервисы.

Больше того, как сообщила в рамках прошедшего 27 сентября Almaty Film Days директор по контенту онлайн-кинотеатра IVI Мария Гречишникова, ряд казахстанских картин, показ которых состоялся на платформе IVI, нашел своего зрителя, в том числе и на российском рынке. Наибольшую популярность на IVI получают казахстанские комедии. В частности, востребованными у зрителей оказались картины «Каникулы offline» и «Каникулы offline 2» (первый релиз «Киноцентра»), а также фильм «Аким».

Между тем очевидной проблемой присутствия на рынке и продвижения казахстанского контента в том числе и в самом Казахстане является пресловутый «эффект масштаба». «Одним из базовых условий конкуренции, безусловно, является масштаб. Какие бы замечательные продукты ни делали россияне, им тяжело конкурировать с американцами и тем более с китайцами. Для Казахстана это еще более очевидно, - считает, поделившийся комментарием на условиях анонимности, топ-менеджер одного из национальных медиахолдингов. – Тем не менее это не значит, что мы не можем делать конкурентоспособный продукт. У нас есть вполне удачные примеры создания успешных платформ, например, в финтехе. Создание на серьезной базе единой платформы дало бы колоссальный толчок для продвижения казахстанского контента».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить