Что советует режиссёрам Казахстана главный голливудский журналист

7887

Лоренцо Сориа – о том, почему кино должно быть бизнесом

Лоренцо Сориа — Президент голливудской ассоциации иностранной прессы (HFPA).
Фото: Michael Kovac
Лоренцо Сориа — Президент голливудской ассоциации иностранной прессы (HFPA).

Известный итальянский журналист и кинокритик Лоренцо Сориа в прошлом году был избран президентом Голливудской ассоциации иностранной прессы (HFPA). Это международная организация, включающая примерно 90 представителей СМИ, которая с 1944 присуждает «Золотой глобус» – вторую по значимости кинематографическую премию после «Оскара» и его альтернативу. Лоренцо рассказал Forbes Kazakhstan о том, что сейчас происходит в мировом кинопроизводстве и как в этом контексте выглядят Казахстан и Средняя Азия.

F: Г-н Сориа, каково ваше мнение о положении дел в мировом кино, есть ли новые важные тенденции?

– За последние несколько лет было много необычных явлений. Все они важны и ведут нас в новых направлениях. На самом деле мы точно не знаем, куда идем, но существует ряд тенденций. Одной из них является, с точки зрения США, растущее значение международного рынка. В 1990-е кассовые сборы от фильмов за пределами Америки стали больше, чем на ее территории. Через несколько лет рынок Китая станет больше, чем рынок США. Также большой рост наблюдается в России и странах, которые были частью Советского Союза. Это важно не только потому, что вовлечены большие деньги, но и ввиду того, что сюжеты снимаемых фильмов теперь изначально адаптируются к этим новым рынкам.

Растет значение телевидения. Лишь недавно ТВ было незначительным младшим братом кино. Сейчас туда перешло много высококачественных, авангардных и инновационных постановок с участием крупных кинозвезд. Всего 20 лет назад в США было три-четыре крупные телесети, сегодня мы имеем дело с сотнями повсюду.

Одна из интересных тенденций для молодых режиссеров состоит в том, что благодаря интернету барьер, который им необходимо было преодолеть, чтобы попасть в мир кино, можно обойти. Им больше не нужны продюсер, дистрибьютор и высокопоставленные друзья в кинопроизводстве, чтобы представить себя. Если есть талант и целеустремленность, а также немного удачи, которая никогда не помешает, можно сделать это самостоятельно. Другое дело, что высокобюджетные постановки, основанные на комиксах, играют все более доминирующую роль в кассовых сборах. Английский остается главным, но наблюдается и появление множества местных фильмов, которые сохраняют свой язык, традиции и культуру, но используют сюжеты, способные выйти за пределы конкретной страны и вселенной.

Все это происходит одновременно, и, думаю, никто не может предсказать, что будет через 10 или даже пять лет.

F: Помимо широко известных какие кинорынки сейчас растут быстрее всех в мире?

– Я уже упоминал Китай. Мексиканский рынок значительно возрос за последние несколько лет. Раньше Мексика занимала 20-е место, теперь где-то на четвертом-пятом. Рынок Южной Кореи также быстро растет, как и многие страны Латинской Америки. Бразилия, несмотря на свои экономические проблемы, сейчас намного сильнее, чем пять лет назад. Восточная Европа также приобретает большее значение.
В наши дни вы смотрите все больше фильмов с большим бюджетом, которые не имели особого успеха в США, но которых спасло то, что они достигли признания на международном рынке. Соотношение может быть 7:1 вместо 1:1 или 2:1, как раньше.

F: Какую роль играет HFPA в развитии кинематографа?

– Наши журналисты отправляют репортажи о киноиндустрии Голливуда в СМИ своих стран. Мы ездим на фестивали для культурного обмена. Определяем победителей «Золотого глобуса». Что делает эту награду такой успешной? Полагаю, одна из причин в том, что, поскольку мы в США иностранцы, мы привносим различные подходы и разное восприятие. И, думаю, это имеет некоторый резонанс.

Мы по-другому определяем лучший фильм на иностранном языке. На соискание «Оскара» картины выдвигаются в каждой стране официальным органом, иногда при политической протекции или продюсерами, которые в этом году поддерживают вас при условии, что на следующий год вы поддержите их. Претенденту на «Золотой глобус» достаточно лишь подать заявку и показать работу. То есть семь фильмов может быть представлено от Казахстана.

F: Что бы вы сказали молодым кинематографистам, желающим конкурировать в этой жесткой индустрии?

– У вас должно быть много упорства, решимость и большие мечты. Вы должны хранить верность своим корням и не притворяться кем-то, кем не являетесь. Найдите свою нишу и будьте непохожи на других. В то же время вам нужно найти способ обратиться к более широкой публике при помощи таких универсальных тем, как любовь, экшен и юмор. Это те вещи, которые связывают всех нас. Вам следует признать это, но важно придерживаться своих традиций и культуры. В противном случае вы окажетесь в невыгодном положении, поскольку не знаете настолько хорошо язык и менталитет людей, которые руководят киностудиями. Надо найти баланс между этими двумя принципами.

F: Часто люди говорят об артхаусе в противоположность коммерческим фильмам. Каково ваше мнение об этом?

– Если вы экранизируете отличную историю, которая на самом деле глубока и затрагивает очень деликатные и важные темы, но рассказываете ее таким образом, что никто не придет смотреть… Это вовсе не является потерей времени и средств, но, если вам есть что сказать, нужно найти способ, который люди оценят по достоинству. То же самое относится к книгам или картинам.

F: То есть вы рассматриваете кино как бизнес, а не просто как вид искусства?

– Ежегодно снимается много хороших фильмов, которые либо никто не смотрит, либо смотрят очень немногие. Их создателям не хватает денег на маркетинг, влиятельных спонсоров или громкие имена, чтобы привлечь внимание. Таким образом, мы не можем делать вид, что это не бизнес. С другой стороны, нельзя видеть в этом только бизнес, иначе вы получите то, что является просто продуктом, подобным стулу, на котором сидите.

F: Вам приходилось видеть какие-то фильмы из нашего региона?

– Смотрел «Кочевника». Мой хороший друг Карло Силиотто работал над ним в качестве композитора. Видел также фильм «Монгол», который был номинирован на премию Американской киноакадемии как лучший фильм на иностранном языке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить