Как казахстанский журнал стали издавать по франшизе во Франции, США и Корее

17091

Как тяга к биологии, журналистике и детям помогла любознательной девушке найти свое дело

Мария Валяева - шеф-редактор OYLA
ФОТО: © Андрей Лунин
Мария Валяева - шеф-редактор OYLA

За семь лет существования научно-популярный журнал для детей OYLA успел стать международным феноменом. Команда издания, работающая из Алматы, создает контент для пяти версий журнала. 

Помимо Казахстана OYLA выходит в Южной Корее, Франции, Великобритании и США. Франшизные проекты – это тот же самый контент, что и здесь, слегка адаптированный под местные рынки. «Например, в Корее любят более сумасбродные обложки, а тексты приходится слегка сокращать из-за особенностей корейской графики. То есть в основном адаптация не смысловая, а на уровне технических деталей», – говорит 28-летняя Мария Валяева, шеф-редактор OYLA, участница рейтинга «30 до 30» 2021 года.

OYLA был основан в 2015-м командой единомышленников во главе с Ердосом Тулегеновым. В 2017 году к ним присоединилась Мария. «Я всегда хотела усидеть на трех стульях: заниматься журналистикой, наукой и работать с детьми. Поэтому, когда меня позвали в OYLA – сначала автором, затем редактором, – была счастлива», – вспоминает она.

Вначале идея выпускать детский научно-популярный журнал в Казахстане казалась трудновыполнимой. Да и сейчас многие зарубежные партнеры удивляются, когда узнают, что у OYLA казахстанские корни. Костяк команды, базирующейся в Алматы, в основном состоит из редакторов и дизайнеров. Авторы, переводчики, редакторы иностранных версий, партнеры по печати и распространению разбросаны по всему миру. «Мы очень щепетильно подходим к подбору авторов, – говорит Мария. – Стараемся выбирать людей с научным бэкграундом, у которых есть опыт написания статей. Главное – честно объяснять научные факты и не использовать «желтушные» приемы. Я, как шеф-редактор, отвечаю за достоверность и качество контента. Моя задача – сделать так, чтобы все между собой сотрудничали, а журнал получался честным, красивым и читабельным».

OYLA оказался настолько удачным, что вскоре после запуска издателям стали поступать предложения о сотрудничестве из-за рубежа. Алматинская команда снабжает иностранных коллег контентом, а у последних есть возможность дополнять журнал рекламными материалами. К выбору рекламы в OYLA тоже подходят осторожно. Главный принцип – не навредить детям. Верстаются все версии OYLA в алматинском офисе. «Наши зарубежные партнеры – это, как правило, друзья друзей. Пообщавшись с нами, они заражаются энтузиазмом и понимают, что просвещать детей – это классно», – рассказывает Мария.

Выходит OYLA ежемесячно. Рубрики журнала затрагивают такие сферы, как математика, химия, биология, медицина, физика и гуманитарные науки. «Мы пытаемся объяснить детям, что происходит вокруг, чтобы они перестали бояться подкроватных монстров, – смеется Мария. – Одна из любимых наших рубрик – космос и астрофизика. Это передовые области науки, которые слабо освещаются в школьной программе».

Фишка казахстанской версии издания – распространение. Подписчики получают OYLA прямо в руки. В сегодняшнем цифровизированном мире посылка с журналом вызывает у детей настоящий восторг. «Для многих детей наш журнал – единственное, что они получают по почте. Я знаю, что для большинства это событие, которого они ждут весь месяц, – говорит Мария. – Доставка по Казахстану обходится дорого, но наша философия такова, что все дети должны иметь равный доступ к образованию».

Занятие для супергероя

Из всех наук Марии ближе всего биология. Она называет биологию языком, на котором с ранних лет общалась с миром и на котором мир общался с ней. Ребенком часами просиживала в лаборатории, где работала ее мама, долгие годы преподававшая биологию в Костанайском государственном педагогическом университете (КГПУ). Мария освоила микроскоп и от корки до корки прочитывала книги по зоологии, которые ей давали, чтобы она посмотрела красивые картинки. Бывала и на маминых лекциях. «Студенты задавали каверзные вопросы, мама на них отвечала и тем самым создавала для меня образ супергероя, который может ответить на любой вопрос», – вспоминает она. Мечтая тоже стать супергероем, Мария проводила ботанические экскурсии по двору для друзей и одноклассников. Часто так увлекалась, что уводила детей в незнакомые дворы, за что потом получала нагоняй от их родителей.

ФОТО: © Андрей Лунин

С учителем биологии в школе Марии тоже повезло – благодаря ему регулярно участвовала в олимпиадах. «Для меня занятие биологией всегда было совершенно естественно», – говорит собеседница. В 2011 году она поступила на факультет биологии и биотехнологии в КазНУ, который окончила в 2018-м с дипломом магистра. Мария не ограничивалась университетскими занятиями: в 2017-м завершила обучение в Школе научной журналистики в Дубне, в том же году вместе с журналистом Викторией Ли основала первый в Казахстане научпоп-лекторий «Шәйнек Рассела», где казахстанские ученые рассказывали о своих исследованиях, привезла в Алматы «Открытую лабораторную» – международную просветительскую акцию по проверке научной грамотности.

До прихода в OYLA Мария успела поработать школьным преподавателем и исследователем в НИИ проблем биологии и биотехнологии при КазНУ. «Была подающим надежды молодым ученым», – с улыбкой вздыхает собеседница. Она признается: невысокую зарплату иногда задерживали, периодически приходилось жить в нервном ожидании дальнейшего финансирования. Биотехнологии – очень дорогая сфера исследований, и Мария говорит, что восхищается бывшими коллегами, которые продолжают заниматься наукой и выпускать статьи в авторитетных журналах, несмотря на хронические проблемы отрасли в Казахстане. Ей жаль, что большинство ученых мало известны широкой публике. «В последние годы появляется много лекториев, и это здорово, – говорит Мария. – Нужно больше площадок, на которых можно было бы обсуждать науку. Если вы ученый – возьмите на себя смелость быть экспертом, отвечайте на вопросы. Нам нужны лидеры мнений. Когда их нет – пустота заполняется людьми, которые рождают фейки».

Чтобы лучше жить

OYLA предназначен для детей школьного возраста, хотя среди читателей есть и взрослые: подписывают на издание детей или внуков, а потом зачитываются сами. «Опыт показывает, что и школьники, и их родители могут быть очень разными, – рассказывает Мария. – Мы стараемся журнал балансировать. Есть статьи зубодробительные – например, про усеченный конус, а есть веселые, вроде описания жизни Пифагора, стилизованного под Нео из «Матрицы». Это – как шведский стол: чтобы каждый нашел что нравится».

Одна из задач OYLA – привить детям понимание принципов, по которым устроена наука. Мария объясняет: наука – это не набор фактов, а способ смотреть на мир. К сожалению, не во всех школах детям помогают научиться научным методам, и это делает общество уязвимым перед дезинформацией. «За каждой научной информацией стоят труд и аргументы. Если мы понимаем, как устроена наука, нашим мнением сложнее манипулировать: мы осознаем, что можем ошибаться, лучше фильтруем поступающие сведения», – говорит она.

По большому счету школьного образования должно быть достаточно, чтобы отличать фейки от доказанных фактов. Однако на практике часто выходит, что людям – как школьникам, так и взрослым – не хватает для этого базы знаний. Мария приводит пример: распространенное убеждение, что генетически модифицированные продукты вредят организму. «Из школьного курса биологии мы должны знать, что генетический код – последовательность нуклеотидов – у всех одинаковый. Не бывает гена кактуса или гена пираньи, гены не могут просто так встраиваться случайным образом из той пищи, которую мы едим, иначе с каждым ее приемом мы бы менялись. Если съесть генно-модифицированную пшеницу, в которую внедрили ген устойчивости к засухе, то в ваших генах ничего не изменится», – объясняет Мария.

ФОТО: © Андрей Лунин

Подобные мифы особенно пагубны в свете пандемии. Собеседница замечает: тот, кто хоть немного разбирается в химии и биологии, должен знать, что генетические векторы (речь о векторных вакцинах) следуют законам биохимии и не могут изменить генетический год вакцинируемого. «Все разговоры о том, что вакцины – это биологическое оружие, фейк», – говорит Мария.

В OYLA стараются формировать у читателей разносторонний и в то же время критический взгляд на мир. Почему детокс – это миф? Почему лечить вирусные простуды антибиотиками бесполезно? Почему человек – не венец эволюции, а часть природы? Это те вопросы, на которые авторы журнала стараются дать ясные ответы. Чтобы бороться с дезинформацией, редакция иногда разбирает кейсы из информационного поля. Мария считает, что наука – это инструмент, который может сделать мир более безопасным и позволить нам жить дольше. К тому же, если дети доверяют только фактам, из них с большей долей вероятности вырастут граждане, которые умеют задавать нужные вопросы государству.

Мария считает, что нельзя романтизировать науку, считая ее уделом избранных. Она за то, чтобы наука становилась популярнее и ее «обсуждали в автобусах и в очередях». «Коронавирус – страшная напасть, которая унесла жизни многих наших близких. Моей мамы… При этом пандемия показала, что наука – это важно, о молекулярной биологии стали говорить. Это хорошо, что больше людей стало понимать, чем занимаются ученые», – говорит Мария.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить