Михаил Дорофеев: Журналистам надо самим договориться о принципах, которые они будут соблюдать

6509

В гостях у Business FM побывал Михаил Дорофеев, главный редактор информационно-аналитического интернет-портала Informburo.kz, который рассказал о разработке базовых принципов медиа в РК. Что включает в себя данный проект и как сделать журналистику более качественной, читайте в нашем материале, а также слушайте подкаст программы «Деловое утро». Ведущие эфира: Рустам Максутов и Данияр Даутов

Михаил Дорофеев
Фото: vernycapital.com
Михаил Дорофеев

Казахстанский МедиаАльянс объявил о начале проекта по разработке базовых принципов медиа в Казахстане. Расскажите подробнее, что включает в себя понятие «базовые принципы»?

- Везде разный подход к границам свободы слова, которые прежде всего зависят от исторического контекста и менталитета. Если говорить о базовых принципах медиа в РК, то речь идет о саморегуляции медиа как бизнеса, и в первую очередь о журналистике. Нужно дать возможность журналистам самим договориться о принципах, которые они будут соблюдать, включив механизм саморегулирования. Сейчас настало время, когда мы можем это осуществить в нашей стране. При этом если настроить внутреннюю саморегуляцию отрасли, то сразу сократится вмешательство со стороны государства.  Этот метод более эффективен. Под «базовыми принципами» подразумевается описание игры: все знают правила, но они официально еще не зафиксированы. Есть несколько направлений:

1) работа журналиста: как собирать информацию, как сохранить объективность;

2) взаимоотношения медиа и владельца: в приоритете стоит прозрачность;

3) вопросы рекламы: как она устроена, влияние рекламы на редакционную политику.

Согласно редакционной политике, может ли владелец вмешиваться в нее?

- Во всем мире такое вмешательство запрещено. Есть случаи, когда вмешательство владельца приводило к скандалам.

В настоящее время с какими действующими правилами не согласны журналисты, например, было несколько громких инцидентов в ходе журналистского расследования…

- По правилу журналистского расследования, если корреспондент собирает информацию против какого-то человека, он должен взять у него комментарий. Подчеркну, не разрешение, а комментарий. Этот вопрос не был урегулирован внутри отрасли, поэтому появился закон, который гласит: при раскрытии персональных данных нужно получить разрешение. При этом есть некоторые противоречия в самом законе о «разглашении персональных данных», так как в нем имеется пункт, согласно которому СМИ освобождается от сохранения информации, если это предмет общественного интереса. К сожалению, жанр «журналистское расследование» в Казахстане практически исчез.

Как сделать так, чтобы «базовые принципы» смогли удовлетворить интересы как журналистов, так и государства?

- Закон описывает общие правила и ограничения. Отмечу, что закон не только запрещает, но и разрешает. Например, если вы публикуете информацию, предоставленную официальными органами, но она не соответствует реальности, то вы, как СМИ, не несете ответственности, согласно действующему закону. Однако, исходя из базовых принципов журналистики, вы обязаны проверять любую информацию и несете за нее ответственность. Поэтому я предлагаю разделить эти понятия: закон и базовые принципы журналистики.

Ждать каких-то смягчений в законе в отношении СМИ не стоит, так как мы видим, что государство идет по обратному пути, ужесточая требования.

Мы видим, что в эпоху прогресса социальных сетей появились блогеры, которые зачастую публикуют недостоверную информацию, например, в отношении коронавируса. При этом официальные СМИ им значительно уступают, хотя выдают проверенный материал. Михаил, возможно ли как-то побороть «фейковый эффект»?

- Сейчас с этим ничего поделать нельзя. Это болезнь роста, у которой есть две причины: недоверие к СМИ, так как власть долгое время запрещала освещать некоторые темы. Заметьте, что все крупные телеканалы принадлежат государству. Вторая причина более глобальна и заключается в создании иллюзии виртуальных друзей. Например, вы же доверяете своим друзьям, а когда подписываетесь на какого-либо блогера, то начинаете считать его своим другом и верить той информации, которую он преподносит. Нас традиционно учили, что журналист должен быть объективен, излагать только факты и никто не должен знать, какой позиции придерживается сам корреспондент. Однако времена меняются и люди ищут ориентиры, хотят услышать чье-то мнение и равняться на кого-то – это объясняет популярность блогеров. Официальные СМИ в этом смысле сильно отстают. На мой взгляд, журналистам стоит выражать свое мнение, при этом акцентировать, что это не факт, а личное мнение. Аудитория любит честность. Этот момент мы также хотим зафиксировать в базовых принципах.

Доверие к медиа падает на протяжении нескольких лет во всех странах. Это стало уже неким трендом, однако он будет ослабевать, но нужно время. Это очень долгий процесс, который займет не одно десятилетие. Опять же, что для этого нужно? Мы должны ликвидировать две причины, которые я упомянул выше.

Еще очень важный момент, который должны понять все блогеры: когда они становятся лидерами мнений, то должны нести определенную ответственность. Кстати, к «базовым принципам журналистской деятельности» должны присоединиться и блогеры. Более того, мы надеемся, что они будут соблюдать все эти принципы.

В настоящее время многие порталы делают упор на «кликабельность заголовков». Некоторые читатели не читают всю статью, при этом начинают дискутировать по теме, опираясь лишь на «громкий заголовок». Мы понимаем, что в эпоху современного поколения пользоваться подобными инструментами необходимо, но что произойдет с качественной журналистикой в будущем, не погибнет ли она в таких условиях?

- Журналистика меняется, так как меняется медиапотребление. Однако не все издания руководствуются «клиповым мышлением». Мы, например, продолжаем делать хорошие объемные материалы, которые читают. Важно понимать, что люди будут читать то, что им интересно, то, что как-то влияет на их жизнь. Когда редактор принимает решение, публиковать тот или иной материал, то задает самому себе такой вопрос: «И что?» Текст должен нести практическую пользу, при этом не важно состоит он из пятисот знаков или из пяти тысяч.

Давайте поговорим немного о журналистском образовании. Согласно статистике, из 35 человек, окончивших журфак, лишь 7 человек работают по профессии. По-вашему, нужно ли журналистское образование в настоящее время?

- По образованию я - не журналист. Еще со школьной скамьи я мечтал стать журналистом, но намеренно не пошел учиться на этот факультет. Журналистика состоит из двух пунктов: с одной стороны, это обычное ремесло, а с другой – это базовые принципы, морально-этические нормы наряду с высоким уровнем культуры. Если журфак соответствует этим требованиям, то пусть он существует, хотя можно получить профильное образование по истории, экономике и т.д. и научиться техническим инструментам журналистской деятельности. Эта проблема касается не только факультета журналистики, а образовательной сферы в целом.

Хочется обсудить недавний прессинг журналистов в Беларуси. По-вашему, когда уже поменяется отношение властей к журналистам, появится какое-то уважение и они перестанут препятствовать выполнению корреспондентской работы?

- Журналистика входит в первые числа в перечне самых опасных профессий в мире. Что касается митингов, зачастую правоохранительные органы думают, что раз журналисты участвуют в несанкционированных демонстрациях, то должны быть привлечены к равной ответственности с протестующими. Но нужно четко понимать, что журналист выполняет свою работу, он не придерживается никакой стороны, а просто рассказывает о том, что происходит. В нашей стране были разработаны правила, согласно которым, правоохранительные органы не должны препятствовать работе журналистов в специальной одежде, жилетке с опознавательными надписями. Конечно, эта мера не гарантирует журналистам полную безопасность, так как властям невыгодно освещать реальное положение дел.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить