Казахстанским масс-медиа предложили не скрывать суммы госзаказов

Системе госзаказа в средствах массовой информации не хватает прозрачности. К такому выводу пришли эксперты диалоговой площадки «Лучшие практики эффективной системы государственного финансирования масс-медиа», которые встретились в Астане в понедельник, 16 ноября

Фото: polblog.ru

По данным Фонда Сорос-Казахстан, эффективность системы госзаказа в СМИ оставляет желать лучшего. Объём госзаказа в сфере информационной политики в 2015 составил около 40 млрд тенге, но казахстанским СМИ пока не хватает конкурентоспособности.

Фото: Арман Найман
Аида Айдаркулова.

- Казахстан лидирует среди стран Центральной Азии по уровню проникновения интернета. Однако это не является качественным показателем развития национального он-лайн контента, поскольку 80% казахстанского интернет-трафика приходится на зарубежные ресурсы. В то же время при нынешней аудитории, которая отдает предпочтение развлекательному контенту, СМИ сложно существовать без государственной поддержки. В качестве альтернативы было бы целесообразно выделять госзаказ на развитие детских передач, научно-популярных программ - то есть на то, что не несет в себе политическую подоплёку, - поделилась своим мнением директор программ Фонда Сорос-Казахстан Аида Айдаркулова.

Кроме того, по её мнению, правильнее было бы выделять средства из бюджета не на формирование контента, а на развитие инфраструктуры самих СМИ: высокоскоростного интернета и новых моделей компьютеров, диктофонов, камер и программного обеспечения.

- При нынешней ситуации, когда госзаказ выделяется на освещение событий в социальной и политической жизни страны, СМИ поставлены в прямую зависимость от госструктур: как финансовую, так и идеологическую. Это противоречит профессионально-этическим стандартам журналистики. СМИ вынуждены подстраиваться под интересы заказчика, тем самым де-факто вводя самоцензуру, - отметила Айдаркулова. – Мы считаем, что госзаказ в сфере информационной политики требует большей степени прозрачности и обязательной публичной подотчётности. Граждане имеют право знать, какие именно темы и материалы освещают в СМИ за счёт госзаказа, то есть на деньги налогоплательщиков.

Директор программ Фонда Сорос-Казахстан также предложила с целью диверсификации форм поддержки рассмотреть возможность предоставления СМИ налоговых льгот, что успешно практикуется в европейских странах.

Директор ОФ «Правовой медиа-центр» Диана Окремова представила обновлённую электронную базу получателей госзаказа среди СМИ. Система не только подсчитывает объёмы госзакупок того или иного СМИ, но и выдаёт перечень полученных им тендеров на реализацию государственной информационной политики. Представлена даже карта госфинансирования по регионам – так, в 2014 по объемам выделенных средств лидировали Астана, Алматы, Южно-Казахстанская и Кызылординская области.

Диана Окремова.

  - Ни для кого не секрет, что система госзаказа на данный момент неэффективна, непрозрачна и отчасти коррупционна. Основные проблемные моменты в том, что нет чёткого определения и понимания термина «государственная информационная политика», отсутствуют чёткие критерии оценки эффективности вложения денег и система мониторинга. Процедура формирования лотов закрыта, есть вмешательство государства в редакционную политику СМИ, - рассказала о «болевых точках» госзаказа Диана Окремова.

По её мнению, необходимо субсидировать не конкретные СМИ, а развитие отрасли в целом. Кроме того, нужно разработать систему мониторинга и оценки вкладываемых средств, а также обеспечить максимальную прозрачность финансирования СМИ.

Непродуманность государственной информационной политики отражается на специализированных рейтингах Казахстана, считает юрист Internews Kazakhstan Ольга Диденко.

- У Казахстана трагическое положение в двух рейтингах свободы прессы - международных организаций Freedom House и «Репортёры без границ». В этих рейтингах Казахстан занимает место в последних 10 позициях и отнесен к категории стран с несвободной прессой или к категории, где журналисты работают в довольно тяжёлых условиях. Как нам кажется, ситуация финансирования лояльности СМИ со стороны государства играет не последнюю роль в положении Казахстана в этих рейтингах, - отметила Ольга Диденко.

Госзаказ в СМИ способствует тому, что пресса не может публиковать критические материалы в адрес властей, полагает член Союза журналистов России, обозреватель «Новой газеты» Леонид Никитинский.

Леонид Никитинский.

- Государственное финансирование убивает критическую повестку в СМИ. В России это продолжается уже лет 20 (как выясняется, в разных регионах по-разному):- идёт покупка лояльности через договоры информационного обслуживания. Эти договоры подразумевают, что вы не будете писать на определенную тему, потому что если вы напишете плохо про губернатора, то на будущий год просто не получите этой поддержки. Это покупка лояльности из страха лишиться в будущем финансирования, - считает российский эксперт.

Мнение о том, что траты на информационную политику в СМИ должны быть  максимально прозрачными, поддержала депутат мажилиса Айгуль Соловьева.

Айгуль Соловьева.

- Основной посыл, что это деньги налогоплательщиков, поэтому затраты должны быть прозрачными - это однозначно поддерживается депутатами. Есть разные площадки, где встречаются журналисты. Например, телерадиовещатели говорят, что без государственного заказа они не обойдутся. Другие СМИ говорят, что должен быть конкурентный контент и рыночные условия. Думаю, что в этом вопросе нужно находить баланс с учётом государственных интересов, - отметила парламентарий.

По итогам обсуждения НПО рекомендовали СМИ, получающим госзаказ, публиковать ежегодный отчет о его реализации. Тогда процедура финансирования информационной политики станет более прозрачной и публичной.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
8225 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
2 декабря родились
Данияр Сугралинов
генеральный директор ТОО «KazNet Media»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить