О чём говорили на медиакурултае

8371

В среду, 27 ноября, в Алматы прошел VI Медиакурултай – конференция по развитию рынка СМИ Казахстана. Участники обсуждали проблемы медиа в эпоху трансформаций, которые связаны с развитием новых технологий

Фотографии: Владимир Третьяков

Пять глобальных медиатрендов

На открытии VI медиакурултая выступил генеральный директор группы компаний «Верный Капитал» Ерлан Оспанов. Казалось бы, где «Верный», а где журналистика. Тем не менее, г-н Оспанов сделал интересный доклад о глобальных медиатрендах.

Первый тренд – информация перестает быть массовой, она персонифицируется. Сейчас поисковые системы выдают результаты в зависимости от того, что уже ранее запрашивал пользователь и где он находится в данный момент.

- Еще одна тенденция называется SoLoMo, происходит от трех слов - social, local, mobile. Речь идет о том, что объединяются возможности социальных сетей, в сочетании с геолокацией и предоставлении данных в любое время и в любом месте с помощью мобильных устройств, - заявил спикер. - Третий тренд – усиление роли СМИ как посредника. Современный человек получает информацию, которая приблизительно равна объему 170 полноценных печатных газет. Увлечение объема информации влечет большую потребность в отборе и сортировке информации прежде, чем предоставить ее пользователю. В связи с этим компетенция журналиста, умеющего вычленять главное, становится все более востребованной. Другой вопрос - что функции журналистики изменяются. Уже давно так называемую гражданскую журналистику не воспринимают как альтернативу профессиональной. Никто, кроме профессиональных журналистов, не умеет добывать достоверную информацию и подавать ее в приемлемой для потребителя форме. Поэтому значение медиа как посредника между источником информации и потребителем будет только усиливаться.

С указанными тенденциями связан четвертый тренд – рост потребности в уникальном контенте. За эксклюзив, считает Оспанов, готовы платить как пользователи, так и рекламодатели. Пятая тенденция касается обратной связи с пользователем. Сейчас мнение читателей и зрителей можно узнавать почти мгновенно, можно легче и быстрее получить информацию, почему статью о банках не прочли банкиры, а прочли студенты, почему пользователь посмотрел лишь первую страницу ресурса, но не стал «углубляться».

- Мировые тренды в медиа, которые мы видим по всему миру,  уже скоро увидим здесь, в Казахстане, - заключил спикер.

Государство хочет платить в 20 раз больше за минуту эфира

Досым Сатпаев.

На панельной дискуссии «Медиа в эпоху перемен» говорили о том, что делает государство для развития медиа, как менеджеры ведущих СМИ оценивают изменения, происходящие на рынке.

Политолог Досым Сатпаев высказал мнение, что государство теряет стратегическую инициативу на информационном поле, что СМИ сами не вырабатывают идеологию - этим должны заниматься госструктуры. Однако они, по наблюдениям политолога, сами деидеологизированы и неконкурентоспособны.

Болат Кальянбеков.

Председатель комитета информации и архивов Министерства культуры и информации Болат Кальянбеков заверил всех, что сейчас идет модернизация госСМИ, все телеканалы взяли на себя обязательство с 1 декабря соблюдать принцип 50/50, то есть половину эфирного времени будут занимать программы, фильмы и т.п. на казахском языке, вторую половину – на русском.

После этого, словно в укор Кальянбекову, прозвучала информация от модераторов сессии о том, что государственные телеканалы делают себе рейтинги за счет сериалов, в основном турецких. А что изменится после запрета покупать зарубежные сериалы и директивы делать свои «мыльные оперы»?

Арман Шураев.

Генеральный директор АО «Коммерческий телевизионный канал» Арман Шураев напомнил, что в Турции несколько десятилетий назад запретили покупать заморские сериалы и обязали производить свои.

- Сейчас весь мир смотрит турецкие сериалы, - рассказал о результатах такой запретительной политики Шураев. - Нам покупать в 10 раз дешевле, чем производить свой контент. Государство эту разницу должно возмещать.

Скорее всего, этот глас вопиющего на медиакурулате не останется незамеченным. Как пояснили модераторы сессии, министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед сообщил, что госзаказ значительно вырос, и предложил увеличить стоимость эфирного времени, оценив одну минуту в 40 тыс. тенге. До этого – внимание! – один час стоил 120 тыс. тенге, или 2 тыс. тенге за минуту.

«Свобода слова - понятие относительное»

Тему средств, выделяемых на реализацию государственной информационной политики, продолжила директор общественного фонда «Правовой медиа-центр» Диана Окремова. Она сказала, что точные сведения найти очень тяжело, так как эта информация разбросана по разным источникам. Директор НПО показала график, на котором показано, как за 9 последних лет меняется финансирование СМИ из госбюджета. Впечатлил рост с 2012 по 2014 – сумма «скакнула» с 22,75 млрд тенге до 40 млрд (цифра за 2014 – предварительная).

Окремова обратила внимание на диаграмму, на которой видно, что Министерство культуры и информации 40,63% своего бюджета тратит на проведение информационной государственной политики, при этом лишь 0,69% идут на развитие государственного и других языков Казахстана (выделено нами. - F).

Главного редактора «Уральской недели» Лукпана Ахмедьярова ужаснули озвученные цифры:

Лукпан Ахмедьяров.

- Огромное количество денег выделается, но результата я не вижу: свободнее мы не стали, свободы слова до сих пор нет.

Болат Кальянбеков на это ответил, что свобода слова - понятие относительное, а по поводу «затратного» госзаказа пояснил, что бюджет стал тратить деньги на переход к цифровому телевещанию, на открытие пяти новых телеканалов, которые будут выполнять значимые социальные функции.

Как развивать газету в век интернета?

В век сетевой журналистики участники медиакурултая, естественно, решили пожалеть так называемые традиционные СМИ. Но оказалось, что жалость здесь неуместна. О том, как можно развивать print-version, рассказал главный редактор печатной версии российской газеты «Московские новости» Александр Богомолов.

Александр Богомолов.

По его мнению, надо говорить не о носителе, а о медиабренде.

- Газета жить может. Мы получили на прошлой неделе результаты исследования: наша аудитория превысила отметку в 200 тыс. человек, год назад было 70 тыс. Исследования показывают, что финансовый успех достигается, когда имеет место синергия сайта и газеты. Газета уходит в минус (по тиражу), сайт растет (по количеству посетителей), но растет и бренд. Если закрывается бумажный носитель, то аудитория теряет интерес к этому бренду, - привел в качестве примера печальную судьбу журнала News Week Александр Богомолов.

Почему бумажной периодике остается место на рынке? Только потому, что у аудитории есть время на чтения бумажных газет. Как только исчезнет время и место, то бумага умрет, ее заменят другие носители, считает российский журналист.

- Полтора года назад «Московские новости» пошли на радикальные меры: мы практически отказались от платного распространения, - рассказал главный редактор. - В России распространять платно дороже, чем бесплатно. Стали доставлять газету людям туда, где они имею место и время ее прочесть: это кафе и рестораны, транспорт и бизнес-центры.

Кроме того, на основании серьезных исследований журналисты выяснили, что человек может в день тратить не больше 15 минут на чтение газеты. Поэтому газетчики сократили количество контента – стали фильтром информации для своей аудитории, которую очень четко для себя обозначили.

- Мы охраняем от лишнего контента свою аудиторию. На сайт даем гораздо больше информации, потому что он бесконечен, - обрисовал политику взаимодействия двух «носителей» спикер.

В приоритете – оригинальные тексты

Главный редактор zakon.kz Ержан Сулейменов отметил, что интернет-медиа - это самый динамично развивающийся рынок Казахстана:

- Рекламные бюджеты, которые приходят в интернет, увеличиваются. Но они пока не позволяют сайтам полностью перейти к генерации контента, оригинального на 100%.

Ержан Сулейменов.

На вопрос, что делать, чтобы быть в тренде, Сулейменов ответил так:

- Рецепт простой, он был написан еще в книге Пелевина «Generation П»: копирайтеров у нас хватает, а криэйторов очень мало. Вот самые оригинальные материалы и пользуются спросом. Если посмотреть за последний месяц топ публикаций на нашем сайте, то на первых местах все-таки редакционные материалы, - поделился своим наблюдениями главный редактор zakon.kz.

Ну, за диалог!

Политолог Досым Сатпаев в конце панельной дискуссии задался вопросом, должно ли государство участвовать в повышении конкурентоспособности СМИ? И сам же на него ответил: «Да, это функция государства». Она должна быть актуализирована, потому что сейчас Казахстан является спутником, который находится в сфере притяжения планеты Россия. А с переходом на латиницу республика может подпасть под влияние Турции.

- Уоррен Баффет говорил о том, что перспективными являются региональные СМИ. Полностью с ним согласен, - признался политолог.

По его мнению, невозможно построить сильное государство, если развивать только центральные города, оставляя в забвении периферию. То же самое и в медиасфере: невозможно создать сильные СМИ, если не развивать региональные структуры.

Кроме того, у Досыма Сатпаева ощущение, что государство потеряло русскоязычный сегмент аудитории: эти пользователи ушли под влияние российских СМИ.

- С другой стороны, русскоязычный сегмент будет сокращаться за счет естественного увеличения казахоязычного сегмента, поэтому сейчас государство должно поддержать казахоязычные медиа, - призвал политолог.

Однако без диалога с журналистами у чиновников ничего не получится, потому что именно сотрудники СМИ лучше знают, что хотят читать и смотреть казахстанцы.

Иван Жуков

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить