Почему поправки в Конституцию пытаются внести «оптом»

10721

Государственный секретарь РК рассказал, почему президент Токаев через поправки в Конституцию отказывается от привилегий и как долго ждать казахстанцам появление Жана Казахстан

ФОТО: Андрей Лунин

Бизнесмен и издатель Forbes Kazakhstan Арманжан Байтасов подготовил новый выпуск для своего YouTube-канала Baitassov Live. Новым гостем программы стал государственный секретарь РК Ерлан Карин. Главной темой выпуска стал предстоящий референдум о конституционной реформе, который пройдет 5 июня. Ерлан Карин ответил на вопросы: почему казахстанцы должны проголосовать «за» или «против» принятия изменений в Основной закон страны, а не голосовать в отдельности за каждую поправку, от каких полномочий отказался президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, когда ждать реализации новых реформ и каким хочет видеть Жана Казахстан глава государства и его соратники.

Ведущий программы Арманжан Байтасов спросил у своего гостя о том, почему, несмотря на то, что вносится 56 поправок в 33 статьи Конституции РК, граждане страны смогут проголосовать либо «за», либо «против» целого пакета этих изменений, а не по каждому пункту в отдельности.

– Наша Конституция состоит из 9 разделов, которые в свою очередь состоят из 98 статей. Мы планируем внести изменения в 33 статьи Основного закона республики, входящие в 8 разделов. Конечно, мы бы могли вынести на референдум пункты по каждой статье по отдельности, это технически возможно, безусловно. Дело в том, что некоторые предполагаемые изменения перекликаются между собой. То есть, если граждане начнут одобрять какие-то статьи по отдельности, но при этом не согласятся с другими поправками, то нарушится цельность, сам смысл этих поправок. Таким образом, мы можем потерять связь между отдельными поправками. Все эти 56 поправок взаимосвязаны между собой, подчинены единой логике. Соответственно, все эти поправки и выносятся единым пакетом, что соответствует подобным практикам не только в нашей стране, но также и в других странах, – отметил Ерлан Карин.

Государственный секретарь добавил, что общая логика предполагаемых изменений в Конституции направлена на выстраивание баланса между институтами власти, отход от суперпрезидентской формы правления, переход к классической модели президентской республики, усиление конституционных механизмов по защите прав человека.

– В определенной степени народ Казахстана своим голосованием должен определиться, поддерживает ли он курс президента Токаева или нет. Ведь главным инициатором этих изменений является как раз глава государства, – отметил чиновник.

Гость программы также подчеркнул, что одной из главных целей по изменению Конституции является распределение полномочий президента между разными политическими институтами.

– Президент Токаев предложил конституционально убрать из Основного закона страны какие-либо привилегии, которые ему предоставлены. Например, глава государства предложил запретить в Конституции родственникам президента занимать руководящие должности в государственном аппарате и квазигосударственном секторе. Это ставит заслон для клановости, формирует совершенно новую морально-этическую доктрину, планку для эстеблишмента. Также президент в ходе исполнения своих полномочий не должен быть членом какой-либо партии. В чем суть этой поправки? Она не предоставляет какую-либо монополию политическим партиям. В случае, если эти поправки будут одобрены казахстанцами, предполагается, что будут разработаны как минимум еще 20 новых законов, одним из которых станет запрет на членство в партиях для акимов регионов и их заместителей. Мы разрушаем основы, которые приводили к политической монополии политических партий, – напомнил Ерлан Карин.

Также государственный секретарь в очередной раз объяснил, какой смысл вкладывается в понятие Жана Казахстан и Вторая республика.

– Жана Казахстан – это не только смена госаппарата и чиновников. Это более широкой и долгосрочный процесс, подразумевающий в первую очередь перезагрузку общественных ценностей и то, на какие общественные ценности мы должны ориентироваться в будущем. Этот этап может занять и год, и пять, и десять лет. Это не говорит о том, что уже 6 июня, после референдума, мы станем жить в новом Казахстане и проснемся в новой стране. Жана Казахстан – это долгосрочный процесс, в котором должны участвовать все – и власть, и общество, и граждане. Мы должны сформировать новые ценности, принципы жизнедеятельности нашего общества, взаимоотношений государства с обществом. Вторая республика – это новая модель функционирования государственно-политической системы, основанной на новых принципах, которые провозглашены в рамках нынешней конституционной реформы. В случае, если граждане примут эти поправки, то мы уже можем говорить, что Вторая республика де-юре состоялась, поскольку наша политическая система перейдет на новые принципы взаимодействия. Вторая республика, еще раз подчеркну, это институциональная модель перемен, это перезагрузка политической системы, которая состоится в результате референдума. А Жана Казахстан – это долгосрочный процесс, модернизация в первую очередь самого общества, а не только государства или власти, – объяснил Ерлан Карин.

Об этом и многом другом смотрите в новом выпуске YouTube-канала Baitassov Live.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить