Что опаснее для власти: чужая пропаганда или «свой Гусинский»?

12004

Тема обеспечения информационной безопасности Казахстана стала одной из ключевых на VII Медиакурултае, прошедшем в пятницу, 14 ноября, в Алматы

Фото: Андрей Лунин

Украинский кризис разделил казахстанцев на «белых» и «красных», «зрителей Первого канала» и «западников». Поскольку практически все казахстанские телеканалы тему Украины давно уже игнорируют, следует логичный вывод: граждане страны оказались по разные стороны идейных баррикад благодаря влиянию зарубежных СМИ.

Масштабы проблемы обеспечения информационной безопасности страны очертил в своем докладе директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.

- Недавно в Алматы неизвестные проникли в ларек «Газеты и журналы» и украли из него сигареты и жвачки, не тронув печатные СМИ, - начал Сатпаев. – Этот инцидент напоминает мне об информационной безопасности Казахстана. Многие признают, что в наш ларек под названием «Информационное пространство Казахстана» кто-то влез (в основном речь идет о российских СМИ). Но что они собираются отсюда вынести? Часть медийщиков предпочитает говорить о потере рекламного рынка и неравной конкуренции, другие делают акцент на «зомбировании» казахстанцев пропагандистской машиной другой страны.

Фото: Андрей Лунин
Досым Сатпаев.

Политолог напомнил, что в 2011 была принята Концепция информационной безопасности РК до 2016, в которой говорилось и об угрозе влияния на умы граждан зарубежных СМИ, и о неконкурентоспособности отечественного контента. Однако ситуация за эти 3 года не поменялась – это доказала реакция казахстанцев, внимающих российским медиа, на украинские события. По мнению Сатпаева, в РК существует 4 основных центра информационного доминирования, которым априори проигрывают казахстанские СМИ:

1. Россия.

2. Транснациональные медиакорпорации.

3. Транснациональные социальные сети.

4. Слухократия.

Директор Группы оценки рисков предложил провести операцию «Реанимация», разработав новую (работающую, а не декларативную) Концепцию информационной безопасности РК, над созданием которой работали бы и медийщики, и эксперты. Кроме того, считает он, надо внедрить новый механизм распределения госзаказа, основанный исключительно на популярности тех или иных масс-медиа.  

С тем, что концепцию надо менять постоянно, как военную доктрину, с учетом новых вызовов и угроз, согласился и директор КИСИ Ерлан Карин. Однако преувеличивать проблему не стоит.

- Да, риски есть, угроза есть. Но, слава Богу, информационную повестку мы пока формируем сами. И именно дискуссия вокруг украинского кризиса это показала, - уверенно заявил он.   

Фото: Андрей Лунин
Ерлан Карин.

Карин предложил сотрудникам СМИ не сваливать всю вину на государство и не просить его «навести дома порядок» - к примеру, ограничив вещание зарубежных телеканалов.

- Готово ли само медиапространство, что государство полезет в эту сферу? – спросил он.

 Председатель совета директоров и владелец медиагруппы «ТАН», издатель Forbes Kazakhstan Арманжан Байтасов считает, что в эпоху интернета любые ограничения и запреты бессмысленны. Отечественным СМИ надо повышать уровень доверия к себе зрителей и читателей и работать над созданием качественного, интересного собственного контента. Для этого, безусловно, нужны солидные вложения. К слову, в 2013 государство потратило на производство программ на государственных СМИ $200 млн – это больше, чем весь рекламный рынок отрасли.

Фото: Андрей Лунин
Арманжан Байтасов.

- Мы понимаем, что раз государство платит, то оно и будет контролировать, - отметил Байтасов, говоря о возможном распределении госзаказа в частных СМИ. – Государственные СМИ, получающие дотации из бюджета, еще и размещают часть рекламы. Но, может быть, раз мы, налогоплательщики, содержим государственные СМИ, им стоит уйти с рекламного рынка?

Генеральный директор ТОО ТРК «31 канал» Багдат Коджахметов тоже считает, что вопрос информационной безопасности лежит в информационной плоскости, но завязан на экономических проблемах. По его словам, с начала 2014 казахстанский рынок рекламы (а следовательно, и частные СМИ, которые живут на эти деньги) получил сразу несколько ощутимых ударов. Так, только в результате строгого контроля исполнения законодательной нормы о равном вещании на казахском и русском языках отечественные телеканалы потеряли 16% своей аудитории.

Фото: Андрей Лунин
Багдат Коджахметов.

- Зритель, который хочет получать информацию на русском языке, сделал выбор в пользу русскоязычных медиа, - констатировал он.

После этого произошла девальвация тенге, которая тоже урезала бюджеты рекламных кампаний. Затем вступил в силу запрет на рекламу безалкогольного пива (июль 2014) и фармакологических препаратов (ноябрь 2014). Все эти факторы привели к тому, что рынок рекламы сократился за год на 21%.

А в сентябре, с началом нового телевизионного сезона, телеканалы ждала еще одна неожиданность. Вместо традиционного роста рейтингов они увидели спад по сравнению с летним периодом. Кожахметов этот факт тоже связывает с переходом зрителей в сегмент русскоязычных СМИ.

Он поддержал идею Арманжана Байтасова оградить госСМИ от рекламы. Кроме того, Кожахметов считает необходимым создать равные условия для доступа к государственным деньгам.

Фото: Андрей Лунин
Руслан Никонович.

Генеральный директор карагандинского телеканала «Новое телевидение» Руслан Никонович считает, что и в сфере интернет-ТВ, только набирающего популярность, Казахстан уже проигрывает битву за зрителя. Он предложил государству заняться информационной безопасностью так же, как оно занимается безопасностью продовольственной. Для этого, по мнению Никоновича, надо субсидировать частные СМИ. Однако Досым Сатпаев в своем заключительном слове все-таки прервал поток жалоб на недостаточное финансирование и вновь перевел разговор в политическую плоскость.

- Что первично: деньги или политика? Политика всегда первична! – ответил политолог на свой вопрос. – Почему не поощряется в Казахстане создание собственных активных бизнес-структур в сфере медиа? Потому что власть боится появления собственных Гусинских и Березовских!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить