Арманжан Байтасов: Forbes Kazakhstan пишет только про честные деньги

13637

В сентябре 2016 исполняется 5 лет со дня выхода в свет первого номера Forbes Kazakhstan. Издатель журнала Арманжан Байтасов подводит итоги первой пятилетки издания

Арманжан Байтасов.
Фото: Андрей Лунин
Арманжан Байтасов.

Forbes Kazakhstan как бизнес-кейс

F: Арманжан Мерекеевич, поздравляю с первым юбилеем Forbes Kazakhstan! Как вы считаете, получился ли проект?

- Однозначно и без преувеличения можно сказать, что проект получился. Мы работаем на высоком уровне, качество производимого контента и конечного продукта не уступает мировому.

Конечно, в самом начале пути были большие сомнения – сможем ли мы соответствовать американскому Forbes.

Были сомнения и по поводу наполнения журнала: в контракте с американским издательством было указано, что минимум 50% контента Forbes Kazakhstan должно быть казахстанским, и я переживал, сможем ли мы этому соответствовать. Сегодня «казахстанское содержание» в журнале достигает 70%. В общем, скептические прогнозы не оправдались. Бизнес в Казахстане развивается бурно во все времена, включая кризисные. И нам всегда есть, о чем говорить на страницах журнала. Здесь всегда появляются яркие люди, интересные истории, впечатляющие бизнес-кейсы.

Хотя в сентябре 2016 мы отмечаем пятилетие журнала, подготовительный период перед выпуском первого номера занял около года. Кстати, работать над проектом Forbes Kazakhstan мы начали в кризисный 2010 год, потом был подъем экономики, а сейчас снова экономически непростые времена. И нам всегда было, о чем рассказывать нашим читателям.

В журнале мы часто пишем об интересных бизнес-проектах. Но саму историю нашего издания тоже можно рассматривать как успешный бизнес-кейс - о том, как работает издательство в Казахстане. Опираясь на наш пример, можно учиться делать медиабизнес в стране.

F: Многие считают, что в Казахстане просто не существует самодостаточных и самоокупаемых СМИ – без «крыши» или господдержки. Forbes Kazakhstan смог доказать обратное?

- Все годы, что я работаю, мне всегда хотелось не думать о деньгах, а только творить. К сожалению, так никогда не получалось. Может, потому все масс-медиа, которые я создавал, работали только на рыночных принципах. Если какой-то актив не приносил доход или генерировал убытки, мы его закрывали. И такие проекты, что скрывать, у меня тоже были – а не только успешные «31 канал», «Радио 31» и MuzzOne.

Forbes Kazakhstan – прибыльный проект, часть большого мирового бренда, и наши взаимоотношения с американскими партнерами четко выстроены на коммерческой основе. Там никого не интересует, была ли девальвация в Казахстане, глубокий ли у нас кризис – есть четкие цифры, которые мы должны показывать по нашей рентабельности и выплатам. Поэтому Forbes Kazakhstan не имеет права быть убыточным.

Под пристальным вниманием

F: Как наши американские партнеры отзываются о Forbes Kazakhstan?

-  Мы с ними регулярно общаемся; они изучают наши материалы и, поверьте, делают это далеко не формально. Первые номера журнала партнеры вообще чуть ли не через лупу разглядывали – им важно было понять, на каком уровне мы работаем. Сейчас нам, как профессионалам своего дела, уже больше доверяют.

Я встречался с издателем американского Forbes Стивом Форбсом – в прошлом году он приезжал в Казахстан и был участником экономического форума в Астане. Мы обсуждали работу Forbes Kazakhstan. Г-н Форбс просмотрел наши журналы и остался доволен.

Работа с американскими партнерами нам самим необходима: когда мы получаем материалы редакции США, то видим в них высочайший профессиональный уровень журналистов. Это помогает творческому росту и нашей редакции, которая улавливает тренды мировой журналистики.

F: Казахстан – непростая страна для ведения бизнеса. Многие состоятельные люди вовсе не желают огласки своего состояния. Не возникают ли трудности с этим? Например, когда составляется самый важный рейтинг года - 50 богатейших бизнесменов Казахстана?

- В самом начале работы Forbes Kazakhstan это была одна из сложнейших проблем – как составлять рейтинги в нашей стране. Даже мои друзья мне говорили: «Арман, это не только трудно, но и опасно». Но журнал Forbes без таких рейтингов был бы неполноценным изданием. Да, сначала было тяжело. О деньгах многих людей тогда открыто никто не говорил, мы были пионерами. Но моя позиция была такой: мир становится глобальным и открытым, и если человек честно заработал свои деньги, ему этого не надо стыдиться. Наоборот, этим надо гордиться.

Forbes пишет только про честные деньги. Нас не интересуют взятки, теневой капитал, «черный» нал. Мы пишем про официально зафиксированные сделки, про оценки бизнесов и долей в компаниях, делаем анализы и выводим размеры капитала той или иной персоны.

Я вообще считаю, что своим выходом в свет Forbes Kazakhstan оказал большую услугу стране: само наличие бизнес-рейтингов говорит о том, что в Казахстане можно и нужно делать бизнес. Это, если хотите, повышает инвестиционную привлекательность нашей страны. Когда иностранные предприниматели думают начать бизнес в Казахстане, они заходят на сайт Forbes.kz и видят: в стране есть реальный бизнес, нормальные предприниматели с реальными капиталами. Журнал положительно работает на имидж государства.

Прошло всего 5 лет с момента выхода первого номера журнала в Казахстане, а к списку Forbes уже все относятся как к данности, как будто он был всегда. И у многих отечественных бизнесменов прошел страх оказаться в этом списке.

Первый казахстанец на обложке

F: Свои рейтинги Forbes Kazakhstan публикует ежемесячно, в каждом номере. А насколько сложно их составлять?

- Помню, как осенью 2011 мы запускали первый рейтинг самых влиятельных бизнесменов Казахстана. Я сказал редакции, что он нам обязательно нужен, поскольку без него журнал не имеет смысла. Ребята – Саша Воротилов, Юра Дорохов и Максим Семеляк – с воодушевлением принялись за работу. На всё про всё у них был месяц. Но когда они погрузились, стали дневать и ночевать в редакции, я понял, что составление рейтингов – тяжелая, кропотливая работа, которую в нормальном режиме невозможно сделать даже за месяц. Тогда мы, конечно, костьми легли и выпустили рейтинг, но это было непросто.

F: У нас в редакции в шутку говорят, что в Казахстане есть много людей, которые очень хотят попасть на обложку Forbes Kazakhstan, но не достойны этого. И, наоборот, есть достойные люди, которые категорически отказываются оказаться на обложке журнала.

- Так и есть. Это - особенность нашей страны, никуда от этого не деться. И ничего страшного в этом нет. Не исключаю, что такое встречается и в России, и, может быть, даже в США. Бизнес в Казахстане - дело небезопасное, фактически каждый предприниматель ходит по лезвию ножа. И любая публикация, тем более в Forbes, может как сыграть на руку, так и усугубить положение бизнесмена – я прекрасно это понимаю. Да, бывают случаи, когда люди отказываются от того, чтобы быть на обложке журнала. Я всегда входил в их положение и понимал, что это может навредить человеку.

Кстати, казахстанцем, который впервые в истории попал на обложку Forbes, был далеко не бизнесмен.  Это мой хороший друг, несколько отдаленный от предпринимательства - Ермек Турсунов. Помню, мне его пришлось уговаривать: объяснял, что кино – это тоже бизнес. Он был ошарашен таким предложением, но согласился. Бизнесмены в тот момент еще боялись появиться на обложке Forbes.

F: Уже вышел 61 номер журнала Forbes Kazakhstan, но вас ни разу не было на обложке. Хотя вы входите в рейтинг 50 богатейших бизнесменов Казахстана - 2016. Почему так получилось? Наверняка, редакторы неоднократно вам предлагали обложку.

- Конечно, предлагали. Но я отказываюсь. Может быть, когда Forbes Kazakhstan исполнится 10 лет… (смеется.F).

Я не то, чтобы против. Просто объективно оцениваю размеры бизнеса. Издательское дело – бизнес небольшой, а в рамках экономики страны вообще незаметный. По влиятельности - да, у масс-медиа вес большой, но не по деньгам. Поэтому я себя позиционирую достаточно скромно, без всяких иллюзий.

Кто читает Forbes.kz

F: Кстати, о влиятельности… Сайт Forbes.kz вообще сейчас на первом месте по популярности среди деловых онлайн-СМИ.

- Да, сайт Forbes.kz – показатель того, как быстро меняется мир. Когда в 2010 году мы говорили о развитии журнала, мы больше были сфокусированы на его бумажную версию, а сайт тогда воспринимали лишь как визитную карточку в интернете. И я очень рад, что сегодня сайт – отдельное, полноценное, сильное и влиятельное масс-медиа, где работает очень хорошая команда.

Я знаю огромное количество бизнесменов, которые начинают свой день с сайта Forbes.kz. Понятно, бренд тоже притягивает читателей. Но популярность сайта - это заслуга, в первую очередь, коллектива, потому что сам по себе бренд не будет работать, если его не поддерживать качественным контентом.

Мы в ежедневном режиме делаем срез экономической жизни страны, и у нас это хорошо получается. При этом сайт фокусируется не только на бизнесе и экономике, но освещает и политические процессы, международную ситуацию, публикует интересные новости, полезную информацию для предпринимателей – от редакции не ускользает ничего, что было бы интересно активным и деловым людям страны. Важно, что у нас и в журнале, и на сайте много эксклюзивной информации. Серьезным подходом к делу мы добились того, что многие через нашу площадку хотят делиться своими мыслями и идеями.

F: Как в целом прошли эти 5 лет для Forbes Kazakhstan?

- Самое главное, что всё это время мы проработали честно. Нам не стыдно ни за один материл, который мы опубликовали. Если и были какие-то ошибки, то мы честно приносили за них извинения (к счастью, ошибок было очень мало). Мы прошли путь к первому юбилею достойно. И нам не стыдно за ту позицию, которую мы занимаем среди масс-медиа. К счастью, мы не ангажированы, на нас сложно давить, мы не пользуемся деньгами госзаказа, двигаемся как полноценное рыночное издание. Forbes Kazakhstan стал частью страны, ее истории и остается по-настоящему независимым СМИ. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить