Здоровье в приложении. Как IT-разработка помогает клиникам снизить нагрузку на врачей и повысить эффективность работы

15786

Пять лет назад, в 2014, четверо молодых людей «поселились» в одной из столичных поликлиник. Никто из них не болел и не собирался устраиваться туда на работу. У Виктора Балбачана, Нуртугана Мухамедалиева, Евгении Габайдулиной и Ержана Азимхана была другая цель: промониторить все действия, все «потоки», чтобы предложить врачам не просто способы улучшения их работы, но целую систему с IT-приложением

ФОТО: Станислав Якушин

Золотые минуты

Проект получил название «Медицинская система SOS», а команда разработчиков из ТОО «Vienna» вскоре подала заявку на получение инновационного гранта президента РК.

- На сцену мы вышли все четверо, – вспоминает Виктор Балбачан. – Было 20 человек комиссии, представители акимата, бизнесмены. Было очень много вопросов, большая часть с подвохом: нас проверяли, насколько мы знаем реальное положение вещей в обычной больнице. А мы же несколько месяцев «прожили» в поликлинике, записывая каждый шаг врачей и медсестер, каждый алгоритм.

Обсуждение заявок шло при закрытых дверях, и, как признаётся Балбачан, они думали, что проиграют. Но ошиблись: за них проголосовали единогласно. А через какое-то время предложили реализовать проект в качестве пилотного, на бесплатной основе в 10-й, самой инновационной поликлинике города.

Что представляет собой система SOS? Это пульт экстренного реагирования, который устанавливается в больницах в приёмном покое и в других местах большого скопления людей. Когда в клинику поступает пациент скорой помощи с предварительным диагнозом, медсестра вызывает необходимых специалистов. Но не по телефону – врачам приходит сигнал на специальный девайс. После ответа включается режим конференц-связи, когда специалисты могут выяснить необходимые подробности и сообщить персоналу, какое медицинское оборудование и препараты необходимо подготовить, пока они направляются в отделение. Таким образом, время оказания первой помощи сокращается с привычных 20 минут до пяти, а в некоторых случаях – и до двух-трех.

- Задача нашего проекта именно в этом, – рассказывает Балбачан. – В медицине есть понятие первых «золотых» минут, в течение которых кровь из носу нужно оказать помощь больному, не только чтобы спасти, но и чтобы снизить риск осложнений в будущем.

Кроме того, система действует и в отделениях больниц. Устройства для вызова дежурного врача, реаниматолога и других специалистов устанавливаются на медицинских постах, и медсестра может быстро сделать это в экстренной ситуации.

Наконец, пациентам в стационарах выдается индивидуальный браслет экстренного вызова с той самой кнопкой SOS, которая, по утверждению разработчиков, за время работы проекта уже спасла немало жизней.

- Самое приятное – это когда звонит врач и благодарит за нашу разработку, – говорит Балбачан. – Помню, как-то ранним утром мне позвонил главный врач Восточно-Казахстанской областной больницы и сказал: «Спасибо! К нам только что поступил человек с инсультом, и мы в течение полутора минут его «вытащили» прямо в приемном покое».

Сегодня система SOS – это 113 клиник и 202 приемных покоя (в некоторых учреждениях их несколько – общий, хирургический, кардиологический и др.). Количество вызовов только за 2019 год – 32 115. И если до сих пор в Vienna обращались больше передовые и инновационные клиники, то в следующие два года команда ждёт заявок от обычных. Потому что они убеждены: именно там разработка важнее и нужнее. Балбачан приводит такой пример: в Казахстане есть районы, где, скажем, один челюстно-лицевой хирург работает на две больницы. И как раз система SOS с её чёткой координацией работы всего персонала позволит ему не только вовремя прибыть к пациенту, но и тут же начать производить необходимые действия.

- Мы разработали не столько девайс, сколько саму методологию, – подчёркивает собеседник, – которая реализуется с его помощью. У нас учтены алгоритмы буквально на всё, вплоть до срочной замены врача в случае необходимости.

Сиcтема SOS, по словам разработчиков, не только полностью соответствует стандартам национальной аккредитации субъектов здравоохранения, но и помогает пройти эту аккредитацию не самым современным больницам. Например, в некоторых случаях нельзя сделать перепланировку приёмного покоя, потому что здание этого не позволяет. Как в этом случае внедрить 3H-систему с её специальными смотровыми зонами для определения степени тяжести состояния прибывшего пациента? Система SOS с её пультом экстренного реагирования позволяет сделать это без перестройки и существенных затрат.

ФОТО: архив пресс-службы

Кстати, о расходах. Стоимость внедрения и сервисного обслуживания системы SOS варьируется в зависимости от размеров клиники и количества койко-мест. Скажем, оборудование может стоить приблизительно от 1,2 млн тенге в небольшой больнице до 10–11 млн в крупных клиниках. То же самое касается и сервисного обслуживания: минимальная сумма – 10 тыс. тенге в месяц, максимальная – 130–140 тыс.

Здесь необходимо небольшое уточнение: связь в системе SOS – полностью безлимитная, то есть вариант «медсестра не смогла дозвониться врачу, потому что у нее не было баланса» полностью исключён, девайсы не закреплены за конкретными людьми – они передаются вместе с дежурством. И медсестра в любом случае вызовет дежурного кардиолога или реаниматолога, не перебирая номера в поисках необходимого врача. Что касается пациентов, то они в системе SOS ни за что не платят.

Школа будущих мам

Этот же принцип действует и в другой разработке Vienna – цифровой системе мониторинга беременных Supermom academy. Которая появилась уже не по инициативе самого ТОО «Vienna», а «по заявкам аудитории». Через два года после пилотного внедрения SOS и успешного сотрудничества с другими больницами команда встретилась с представителями Карагандинского областного управления здравоохранения. Там была затронута проблема материнской и младенческой смертности – одна из самых актуальных в здравоохранении Казахстана. При этом в 2016 количество новорождённых превысило 402 000 человек против 397 600 в 2015-м, тогда как число акушерско-гинекологических кабинетов сократилось с 907 до 815. Результат – увеличение нагрузки на врачей.

В Vienna задумались о том, чтобы на основе уже имеющегося опыта создать систему (приложение), которая помогла бы снизить нагрузку на врачей, но при этом повысить качество медицинского обслуживания. Опять мониторинг, встречи с врачами и пациентами, постановка основной задачи. Этой задачей стало выявление патологий развития беременности на ранней стадии. Так появилась идея дистанционного дородового патронажа с функцией SOS. Она активно обсуждалась в социальных сетях, и один из постов прокомментировал министр здравоохранения Елжан Биртанов. «Приглашаю вас на встречу», – написал министр. На встрече он порекомендовал команде Vienna активно сотрудничать с Институтом акушерства и гинекологии, что и было сделано. А вскоре разработчики представили свой новый проект – цифровую систему мониторинга беременных Supermom academy.

Как это работает? Благодаря системе поликлиника автоматизирует участок акушера-гинеколога. Есть несколько опций: рабочий кабинет врача, мобильное приложение пациентки, тестирование состояния её здоровья, ведение статистики и аналитики и т. д. Врач получает возможность постоянно мониторить состояние беременных, сегментировать их по различным признакам, рассылать сообщения, тестировать и пр. Клиника – возможность увеличить количество «касаний» (есть такой термин) врача с беременной с одного до пяти в месяц, при этом не увеличивая нагрузку на специалиста, а снижая её, минимизирует риск человеческого фактора и т. д. Больше же всего получает пациентка: регулярное общение с врачом, полезный контент (новости, календарь беременности, «Школа будущих мам»), тесты и, соответственно, постоянный контроль, наконец возможность экстренного вызова.

Самое главное в этой системе – именно постоянный контроль за состоянием беременной. Когда женщина приходит становиться на учёт, ей предлагают установить приложение. Это бесплатно (платит клиника – 300 тыс. тенге в год с одного участка). Пациентке остается только вовремя реагировать на вопросы, которые ей присылает приложение.

- Мы разработали алгоритм действий в ответ на девять тревожных признаков, которые связаны с патологией на ранней стадии, – рассказывает Балбачан. – Эти признаки выявляются через опросы, которые регулярно проводит наша система. Пациентка просто получает сообщение в приложении: «Доброе утро, это ваш врач! Как вы себя чувствуете?» И дальше уже идут конкретные вопросы, на которые нужно ответить «да», «нет» или более подробно. На самом деле эти вопросы задает не врач, а система, настроенная таким образом, что, если в ответах обнаруживаются признаки каких-то отклонений от нормы, они помечаются желтым ярлычком. Когда врач заходит в свой мобильный кабинет, то начинает работу именно с таких сообщений.

В случае если Supermom academy выявила сразу семь тревожных признаков, она сразу сигнализирует об этом врачу и автоматически вызывает скорую помощь.

За все время работы системы (более двух лет) было пройдено около 3500 тестов на патологии и зарегистрировано 9000 экстренных вызовов. Есть и приятная цифра – 150 000 успешных родов.

Supermom academy уже охвачены тысячи женщин по всему Казахстану, причём не только в крупных городах, но и в районных центрах.

- То есть беременная из райцентра под Аральском может благодаря нашему приложению общаться с одним из лучших акушеров-гинекологов Казахстана, и при этом ей никуда не надо ехать, – с гордостью поясняет Балбачан.

Впрочем, похоже, скоро география Vienna еще более расширится: поступили запросы из Узбекистана и России.

- Наш проект в том виде, в котором он сейчас существует, очень сложно «клонировать», – комментирует Балбачан. – Поэтому мы в партнёрстве с ЕБРР работаем над возможностью «упаковать» его так, чтобы можно было легко внедрить в любой стране. Несколько месяцев назад мы уже делали пилотный проект с Россией, открыв для россиянок доступ к нашему приложению по мобильному телефону. И всего за три дня 300 беременных из РФ прикрепились к лечащему врачу в Нур-Султане и сейчас с ним общаются.

Сегодня Vienna – это пять партнёров: Виктор и Сюзанна Балбачан, Нуртуган Мухамедалиев, Евгения Габайдулина и Ержан Азимхан; 40 штатных сотрудников и представители в каждом регионе. В разработки компания вкладывает каждый год более 30 млн тенге, при этом стоимость внедрения и обслуживания проектов в разы меньше, чем у многих зарубежных аналогов.

- Не так давно мы заключили контракт с крупной клиникой, – рассказывает Балбачан. – Главврач признался, что ему интересно наше ценовое предложение. Три года назад к ним приезжали бельгийцы и показывали похожую систему, но с ограниченным функционалом. При этом цена у нас на два порядка ниже.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить