Работа на чистовик. Как создать стартап в сфере ремонта квартир

27598

История участника рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30»

ФОТО: Данил Потапов-Поличинский
Ерлан Есимсеитов

Попробовать свои силы в сфере предпринимательства 29-летний уроженец Алматы, выпускник Шанхайского университета финансов и экономики, участник рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30» Ерлан Есимсеитов решил еще в 2015. Оставив должность помощника председателя правления в одной из частных компаний, он прошел обучение на курсах предпринимательства в столице и совместно с друзьями Магжаном Мадиевым, Дауреном Рахимжановым и Уланом Кайрбековым запустил проект платформы по найму персонала Naimi.kz. Год назад проект вышел на самоокупаемость, а создатели сервиса запустили еще один проект, который хоть и не стал продолжением Naimi.kz, но появился во многом благодаря успеху последнего.

Сервис для новоселов

В 2018 крупная строительная компания объявила конкурс на разработку IT-решений, посредством которых удалось бы устранить слабые места в бизнес-процессах. Первое задание для участников конкурса было связано с созданием уберизированной платформы для чистовой отделки квартир в новостройках.

- У нас уже был опыт работы с этим застройщиком, мы занимались мелкими подрядами на его объектах, то есть наряду с Naimi.kz работали в традиционном офлайновом бизнесе. Поэтому мы хорошо представляли себе, что такое работа на стройке, – рассказывает Ерлан Есимсеитов.

Войдя в тройку финалистов, команда Homefix – такое название получил новый проект – получила 10 млн тенге на разработку продукта и создание так называемого MVP: минимально жизнеспособного продукта, на базе которого можно проверить жизнеспособность будущего решения. В первый же месяц работы была сделана одна продажа, и вопрос решился однозначно – быть.

Поначалу, объясняет Есимсеитов, представители компании приходили на объект вместе с сотрудниками отдела продаж застройщика и таким образом получали заказ.

- Но эта модель требует постоянного присутствия в офлайне и потому не масштабируема, к тому же при таком раскладе мы полностью зависим от застройщика. Мы решили выходить в интернет. И в России, и в дальнем зарубежье уже давно и успешно существуют аналогичные интернет-платформы. Они независимы, не связаны со строительными компаниями и работают на клиента, которого привлекают в интернете. Российский стартап Sdelano.ru, появившись в 2015 году, в 2019-м отчитался о 400-м ремонте, то есть в среднем за год они сдают около 100 квартир. На первый взгляд, это не так уж много, но с учетом среднего чека получается солидная сумма, – рассказывает предприниматель.

Летом 2019 проект прошел акселерацию в TechGarden в рамках программы StartUp Kazakhstan и теперь намерен развиваться в онлайн. По словам Ерлана, с точки зрения подхода к ремонту аудиторию можно разделить на три группы. Условные «кулибины», на долю которых приходится 12% рынка, предпочитают все строительные работы выполнять собственными силами. Самый большой сегмент, так называемые традиционалисты, как правило, нанимают строительные бригады, но самостоятельно закупают стройматериалы и контролируют процесс. Наконец, немногим более 20% приходится на долю обеспеченных людей, которые ценят свое время и готовы полностью довериться профессионалам. На последнюю категорию главным образом и ориентирован Homefix.

Предсказуемость как козырь

Покупатель квартиры заказывает чистовую отделку, подписывает договор, в котором оговорены фиксированные сроки ремонта – до трех с половиной месяцев – и фиксированная цена стройматериалов. Благодаря закупке больших объемов стройматериалов Homefix получает скидки в размере 20–30%, за счет этого обеспечивается маржинальность проекта. Базовая цена работы составляет 38 тыс. тенге за квадратный метр, средний чек – 2,7 млн тенге. В случае если предстоит ремонтировать объект на вторичном рынке, в смету добавляется стоимость демонтажа. Но поскольку на сегодняшний день фронт работ ограничен Нур-Султаном, то большинство заказчиков – владельцы квартир в новостройках. Зато алматинцев больше интересует ремонт квартир на вторичном рынке, а также домов в частном секторе.

На сегодняшний день в активе Homefix 17 завершенных ремонтов, а также контракт на ремонт 60 квартир, выкупленных одним клиентом.

- В целом рынок для нашего проекта достаточно большой. Если мы возьмем на себя ремонт хотя бы одного процента квартир, которые в будущем году планирует сдать наш партнер-застройщик, этого будет достаточно для стабильного бизнеса, – уверен Ерлан Есимсеитов.

ФОТО: © Depositphotos.com/mishoo

Над проектом работала команда разработчиков Naimi.kz, в основе кадрового состава – специалисты в области технадзора, логисты, менеджеры службы поддержки. Свыше 90% затрат приходится на фонд оплаты труда и закуп материалов. Разработчики проекта взяли на вооружение одну из самых популярных систем управления проектами в режиме онлайн Trello. В ней расписаны все этапы реализации проекта, заранее оговорен график производства работ, подсчитаны ассортимент и количество нужных материалов. В процессе ремонта инженер технического надзора ежедневно проверяет каждый этап работ, а владелец квартиры получает пуш-уведомления и может отслеживать ход работ в приложении. С помощью размещенного на сайте калькулятора можно подсчитать стоимость ремонта, исходя из квадратуры, стоимости стройматериалов, а конструктор поможет выбрать подходящие товары.

На сегодняшний день доступны два типа дизайна – «Скандинавия» для относительно бюджетного ценового сегмента и более дорогая «Неоклассика». Изначально авторы проекта планировали внедрить инструмент виртуальной реальности, с помощью которого клиент мог бы увидеть облик своей будущей квартиры через VR-очки. Но вскоре стало понятно, что разработка данного инструмента в плане технологий и финансирования потянет на самостоятельный стартап, и от идеи пока отказались.

Как считает автор проекта, основной плюс для клиентов заключается в предсказуемости: благодаря Homefix сводится к минимуму риск того, что строительные материалы придется докупать в процессе ремонта, что предстоят дополнительные непредвиденные расходы или ремонт затянется на неопределенное время. В свою очередь поставщики стройматериалов получают дополнительный канал продаж, а подрядчики – гарантированный объем работ.

- Мы понимаем, что свои плюсы есть и у офлайновой, и у онлайновой модели. Онлайн-конструктор экономит время, зато в офлайне есть возможность увидеть материал вживую, понять, как он будет выглядеть в реальности, а не на мониторе. К тому же сейчас в формате конструктора пока доступны не все категории товаров, доработать систему мы планируем за счет средств от акселерации в TechGarden. Свои болевые точки есть и у офлайновой модели, и самое слабое звено – работа с подрядчиками, – говорит Ерлан Есимсеитов.

Кадры решают все

Градус кадровой проблемы удалось снизить благодаря поиску подрядчиков через платформу Naimi.kz, где действует система поиска и рейтинга. Впрочем, заминки возникают даже в работе с проверенными кадрами. Большая часть занятых в строительном бизнесе – люди, привыкшие работать в режиме, удобном им самим, и кому-то проще отказаться от объекта, чем пойти против собственных принципов. Кто-то, как показывает практика, активно рекламирует услуги, но не может обеспечить надлежащего качества работ. В этом, отмечает предприниматель, заключается одна из сложностей в масштабировании проекта:

- В Naimi.kz мы работаем в соответствии с принципами agile и scrum, соответствующую систему внедряем и здесь. Некоторые подрядчики хотят научиться работать по-новому, но найти единомышленников получается не всегда, многие привыкли работать по старинке и не хотят меняться. Сегодня мы представлены только в Нур-Султане. Заявки поступают и из Алматы, но мы понимаем, что при расширении понадобится локальный офис, новые кадры, а значит, новые затраты, хотя база специалистов у нас есть и по Алматы, и даже по Шымкенту. К тому же если в Naimi.kz мы не несем ответственности за результат, поскольку сама система рейтинга отсеивает недобросовестных подрядчиков, то здесь за все отвечаем только мы, и приходится переделывать работу за свой счет. В строительном бизнесе вообще много рисков, но мы идем на это, потому что клиенты важнее всего.

 

В процессе акселерации в TechGarden команда Homefix настроила и запустила рекламу в Facebook и Instagram, интегрировала CRM-систему компании со всеми каналами продаж, это позволило более четко представить перспективы работы в онлайне. Основной поток клиентов приходит через офлайн-каналы, но за три месяца, рассказывает собеседник, удалось сделать четыре онлайн-продажи и понять, что этот канал не только имеет перспективы, но в чем-то может оказаться даже более выгодным, чем офлайн. Так, стоимость привлечения одного клиента в интернете составляет 43 000 тенге, а в офлайне – 105 000, соответственно, и возможность заработка больше. Тем не менее с продвижением онлайн решили повременить, пока процесс не будет отработан более тщательно.

В ближайшие месяцы инициаторы проекта намерены разработать коммерческий продукт, интегрировать его с системами застройщика, усовершенствовать конструктор, расширив перечень доступных для выбора категорий стройматериалов, а также внедрить в систему «ремонт кухонь» и «умный дом». На третьем этапе, в течение полутора-двух лет, Есимсеитов с командой планируют произвести доработку Homefix для поставщиков строительных материалов и бригад, «упаковать» продукт для других строительных компаний, запустить маркетплейс, на котором клиенты смогут оставлять заявки, выбирать бригады и поставщиков стройматериалов, к перечню товаров, доступных для заказа, добавится мебель.

В конечном итоге Есимсеитов с товарищами намерены продать проект, вернув инвестиции. Если на начальном этапе создатели стартапа видели одной из своих главных задач – развитие в регионах, то практика показала, что рассчитывать на это трудно.

- В Naimi.kz мы вышли на окупаемость за четыре года, и в случае с Homefix речь наверняка пойдет о сопоставимых сроках, так что масштабирование – это не про ремонт квартир. Что касается застройщика, то он благодаря нашему проекту получит дополнительную прибыль в любом случае, независимо от того, кто будет стоять за Homefix, – уверен предприниматель.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить