Проект «Сделано в Казахстане»: посылка на миллион

13722

Сымбат Асылбеков является владельцем курьерской компанией SPD Express, которая ежегодно приносит около 20 млн тенге дохода

Сымбату 30 лет, его компания представлена в 22 городах Казахстана, а также в Москве и Екатеринбурге.

От двери до двери, из рук в руки

История SPD Express берет начало в 2000-х. Старший брат Сымбата проходил стажировку в американской компании United Parcel Service (UPS) – мировом лидере по доставке. После полугода работы, он вернулся в Казахстан и решил основать свою собственную компанию с западными стандартами и назвал её SPD, что расшифровывалось как Supply Parcel Delivery (доставка посылок).

– В начале наша компания делала акцент на доставке от двери до двери и в основном ориентировалась на доставку автомобильным сообщением. В 2000-х рынок логистики в Казахстане еще не был развит, поэтому конкуренции практически не было. Это было время, когда люди от частного извоза переходили к цивилизованным видам доставки, именно поэтому мой брат сделал главную ставку на работе по принципу «от двери до двери», тогда это было актуально, – объясняет Сымбат.

С логистикой Сымбат впервые познакомился в студенческие годы, когда подрабатывал в компании брата. Приобретенный опыт даром не прошел, и в процессе у него возникла идея организовать бизнес по курьерской доставке.

– Если у брата был принцип «от двери до двери», то мне пришла в голову мысль о принципе срочной доставки «из рук в руки». У нас были клиенты, которые хотели не только качественно, но главное быстро получать свои отправления. Видя потребность этой услуги, я обратился к брату с просьбой использовать его бренд, который был уже на рынке известным. Аббревиатуру SPD я дополнил словом «Express» – продолжает Сымбат.

Стоит подчеркнуть, что к брату он обратился только с просьбой о бренде, стартовый капитал будущий бизнесмен взял в банке в виде кредита в $30 тыс.

Сымбат Асылбеков.
Сымбат Асылбеков.

– Это был 2012 год. К этому времени в Казахстане логистический рынок был уже достаточно развитым. На нем были и транспортные компании, и курьерские. Мы же сделали свой упор на развитие качественной и доступной мобильной доставке – говорит он.

За пять лет он развил бизнес и он вышел за пределы Казахстана. Клиентами Сымбата являются более 300 компаний в Казахстане, за годы существования SPD Express выполнила более миллиона доставок.

Господдержка, ГСМ и «черные курьеры»

Добиться хороших результатов – одно, а выжить среди мировых великанов – другое. Сегодня в Казахстане работают UPS, Pony Express, DHL, под тенью этих гигантов развиться в местный устойчивый актив, по словам Сымбата, было непросто.

– Согласно статкомитету, лидером на рынке является «Казпочта» с долей 60%, на втором месте DHL с 15%, далее идет Pony Express – 9%. Оставшиеся 16% занимают различные компании, – говорит глава SPD Express.

Сегодня казахстанский рынок курьерских услуг оценивается в 45 млрд тенге, 41% из него – это пересылка документации, 30% – посылки и бандероли. Оставшиеся 29% составляют крупногабаритные грузы, «директ-мейл», Express-доставка и прочее.

– Как можно увидеть из цифр по долям, иностранным компаниям принадлежит почти 25% рынка. Это на самом деле очень большая часть. Надо учесть, что их прибыль уходит заграницу. Из нашего рынка логистики утекает много денег, потому что конкурировать местным компаниям достаточно сложно с международными брендами. Так же нет политики, направленной на поддержку казахстанских компании в стране. Но в конкуренции есть и положительный момент, мы ориентируемся на международные компании улучшаем сервис, работаем над программным обеспечение, пытаемся идти в ногу со временем, – говорит Сымбат.

Но это еще не всё. Бизнесмен подчеркнул, что логистика в РК в последние годы активно развивается и ежегодно прибавляет, примерно, по 16%. В 2016 объем оказанных услуг в этом секторе составил 37 млрд тенге. Несмотря на такие обороты, проблем в отрасли много.

– Рынок растёт. Но мы как компания испытываем большие трудности. У нас нет доступа к длинным и дешёвым деньгам. Второе – это очень плохое качество дорог, из-за которых приходится много вкладываться в амортизацию. Еще одна проблема – нет устойчивости цен на ГСМ. Из-за их волатильности мы не можем выставлять долгосрочные прогнозы порасценкам для клиентов, – объясняет бизнесмен.

Сымбат отметил и снижение покупательской способности, которая с девальвацией упала не в разы, а в десятки раз.

– Если взглянуть на цифры 3-4 годичной давности, то активность покупателей была намного выше. Из-за кризиса покупательская способность упала, раньше наши клиенты отправляли в неделю по 10-12 тонн груза, а сейчас отправляют 1-2 тонны. Мы спрашиваем:«Почему?».Они отвечают:«Нет активности на рынке».

Для полноты понимания, к вышесказанному надо прибавить еще одну тему – нелицензированную деятельность. Казахстанская логистика кишит компаниями-однодневками, у которых нет ни лицензий, ни материально-технической базы и даже самого простейшего – офисов. Часто клиенты, в погоне за низкими ценами, обращаются к перевозчикам, курьеры которых выполняют оформление документов не на официальных бланках, а на листах школьных тетрадок.

– Людям надо понимать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Хорошую компанию можно распознать по бренду, по внешнему виду её работников. И даже на элементарные вещи также надо обратить внимание: есть ли у неё сайт или офис, заполняет её сотрудник официальный бланк или обычный блокнот, – объясняет Сымбат.

Не только клиенты страдают от таких компаний. «Черные курьеры» в погоне за легкой наживой демпингуют цены, отчего легальному бизнесу приходится совсем туго.

Планы на будущее

Какая бы ни стояла погода на рынке, Сымбат строит планы на будущее. По его словам, сегодня главным направлением его компании является автоматизация – предприятие активно внедряет новые технологии.

– За инновациями будущее, поэтому мы развиваем онлайн-услуги, электронную коммерцию. Наша компания на сегодня создала собственное приложение, которое называется My Post. Тренды идут в ту сторону, что все больше потребителей классическим услугам предпочитают услуги в интернете, не выходя из дома. Кроме того, в ближайшие два года мы планируем динамично развивать продажи, для того, чтобы максимально увеличить свою долю на рынке. Сделать это мы планируем за счет привлечения корпоративных клиентов, – поделился Сымбат.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить