Полным полна коробочка: как два брата наладили большое производство упаковки в Алматы
Андрей и Алексей Колпаковы, учредители компании Good Box, фактически стали первыми в городе, кто занялся выпуском специализированных праздничных коробок
Идея создания «бумажного» производства пришла братьям совершенно случайно. Все началось в 2015. Тогда Андрей работал наемным работником в одной из алматинских компаний, а Алексей трудился на заводе по производству картона.
«Я просто пришел к брату и говорю: мне скучно. Он отвечает: ну попробуй картон продавать. Я удивляюсь: картон? Кому он нужен вообще? Брат убеждает: а ты попробуй. В то время он уже лет пятнадцать работал на заводе по производству картона и дослужился до директора. В итоге мы через эту компанию оформили первую партию – 500 листов картона размером 1,40 на 2 метра», – вспоминает Андрей Колпаков.
Кроме листового картона, который часто берут для ремонтных целей, Андрей решил продавать еще и четырехклапанные коробки со вторичного рынка для бытовых нужд – переезда, складирования. Вышел на канал по продаже б/у коробок и также закупил первую партию. И вот все готово: гараж для складирования арендован, коробки и листовой картон в наличии, осталось дело за малым – продать. Для этого Андрей создал сайт и начал размещать объявления на популярных в то время онлайн-площадках, маркетплейсах и в соцсетях. Но все оказалось не столь прозаично, как начинающему предпринимателю казалось на первый взгляд.
«Торговля пошла не очень хорошо, даже десяти заказов в неделю не набиралось. Бывало, что и вообще ни одного за неделю не поступало. А когда были, то я бегал с основной работы в гараж, который находился в двух кварталах от офиса, и отдавал заказы. Спустя четыре месяца такой работы и практически отсутствия клиентов я решил прикрывать лавочку. Но вдруг сработала реклама и пошли звонки, появились первые крупные заказы. И в тот момент я и понял, что тема «живая» и ею можно и нужно заниматься», – говорит Андрей.
Но заниматься просто перепродажей стало уже неинтересно, да и клиентов, которые хотели купить коробки нестандартных размеров, становилось все больше. Тогда-то, спустя полгода после старта, было принято решение об открытии собственного производства по изготовлению коробок. На накопленные средства заказали первый станок из Китая, однако потерпели неудачу – посредник оказался мошенником и полтора миллиона тенге были потеряны. Но начинающих бизнесменов это не сломило.
«Мы, конечно, расстроились, но желание запустить собственное производство оказалось сильнее неприятности. Мы нашли другие каналы для поставки оборудования и все-таки заказали резательный станок для картона. Затем арендовали один контейнер на производственной базе за 15 тысяч тенге в месяц и начали производить коробки», – делится своими воспоминаниями Андрей.
Первое время все делали сами. Работа шла практически в круглосуточном режиме – днем изготавливали коробки и доставляли их клиентам, разгружали картон для своего производства, который поставляли с местных заводов, а ночами работали над сайтом и его продвижением. В таком темпе Андрей и Алексей работали около года, затем взяли первого помощника и задумались над производством подарочных коробок.
«Помимо круглосуточной работы, мы не забывали про личное обучение. Отслеживали тренды и в один момент поняли, что у нас на рынке нет подарочных коробок. Тогда мы начали изготавливать коробки с откидной крышкой — такие часто используют интернет-магазины. Затем подключили разработку дизайна, печать и стали раскачивать это направление», – рассказывает Андрей
Спустя пять лет активной работы штат сотрудников увеличился до 20 человек, контейнер сменился помещением площадью в две тысячи квадратных метров, а продукцию теперь изготавливают не на одном, а на шести разных станках. Всего в развитие компании Андрей с Алексеем инвестировали более $200 тысяч.
Сегодня оборот компании Good Box составляет около 200 млн тенге в год. В ассортименте порядка 500 позиций разных товаров – это и обычные коробки для переезда, и упаковка, и почтовые коробки, и подарочные, с дизайном и без, стандартных форм и необычных. Производственные мощности позволяют изготовить около трех тысяч коробок в день. Однако вести бизнес по уже отработанному сценарию Андрею не совсем интересно, потому ассортимент товаров и услуг регулярно пополняется.
«Сейчас мы развиваем новое для себя направление – изготовление деталей для скульптур из картона, этакое 3D-моделирование. Эти скульптуры часто используют для оформления витрин, фотозон, изготовления рекламных баннеров, украшения ТРЦ, – объясняет предприниматель. – Для развития этого направления мы купили дополнительный станок – плоттер, который может по заданному чертежу вырезать из картона детали достаточно большого формата – 2х3 метра».
В среднем компания Андрея ежемесячно получает порядка полутора тысяч заказов на 200 тысяч единиц товара. К праздникам эти цифры увеличиваются вдвое. На вопрос о том, кто у компании основные клиенты, Андрей с улыбкой отвечает, что коробки нужны всем – любому производству для упаковки своего товара, курьерским и почтовым службам, строительным компаниям и ремонтным бригадам. В числе клиентов множество организаций, которые заказывают брендированные коробки для упаковки корпоративных подарков.
«Мы можем брендировать любую коробку, любой тираж по индивидуальному заказу. Ну и на нашей стороне сроки доставки: мы не зависим от таможни, от логистических компаний, поэтому и сроки выполнения заказа у нас короче. Плюс мы можем отправлять заказ частично, т. е. не ждать, когда будет готова вся партия, а доставлять по мере готовности. Также мы разработали специальный калькулятор, который позволяет рассчитать стоимость индивидуального заказа и моментально получить этот расчет», – говорит Колпаков.
Заказы поступают и из других стран. Сейчас компания Колпаковых сотрудничает с Россией, есть клиенты в Узбекистане, а также появился партнер в Кыргызстане, который работает под брендом казахстанской компании. В частном порядке продукцию отправляют и по всему миру. Кроме того, сейчас завершают этап сбора документов для выхода на международные маркетплейсы E-bay и Wildberries. Как отмечает Андрей, зайти туда не так уж и просто, необходимо получить сертификат качества, иметь собственный товарный знак, маркировку и другие документы.
В планах – автоматизация ручного труда, расширение географии поставок и ежегодное увеличение оборотов компании как минимум в два раза.
«Движение – жизнь, если остановишься, ты умрешь. Потому и останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Мы в азарте, мы живем этим», – подытожил Андрей Колпаков.