Отжать и заработать: как казахстанка производит экологически чистое масло

Все началось с домашнего отжима масла для себя, потом - для родни, а затем и для всего Казахстана

Гульмира Байгулжаева
ФОТО: личный архив
Гульмира Байгулжаева

С каждым днем все больше казахстанцев придерживаются здорового образа жизни, а тренд на экологичность в последнее время стимулирует появление новых видов бизнеса. Например, в мире все чаще появляются производства сыродавленных растительных масел холодного отжима. Такое масло считается традиционным, добывают его простым выдавливанием из семян, и оно не содержит консервантов.

В Казахстане такие масла под брендом Fresa изготавливает Гульмира Байгулжаева. Свой цех она «уютно» называет семейной ремесленной мастерской, где из семечек подсолнечника, тыквы, льна, тмина, конопли, кедра рождается натуральное масло. По словам Гульмиры, именно эти шесть видов масел пользуются особенным спросом среди покупателей, поэтому сейчас основной упор сделан на их производство.

 - Масла мы отжимаем на специальном аппарате, где они не вступают в контакт с металлом. Мы их не нагреваем, не используем химические растворители. А из обезжиренных семян мы делаем муку - она тоже хорошо продается, - делится нюансами производства Гульмира. - Мы и урбеч планировали делать, но проанализировали спрос и поняли, что он в Казахстане совершенно непопулярен.

Идея для бизнеса – заслуга ЗОЖ

Детищу Гульмиры чуть больше двух лет. Но любовь к натуральным сыродавленным маслам проснулась значительно раньше. И далеко не в бизнес-целях. 

- К производству масел мы пришли не просто так - в нашей семье мы уже давно придерживаемся здорового образа жизни и правильного питания, потому долгое время заказывали натуральное оливковое масло из Испании. Потом мы узнали о сыродавленных маслах и решили их попробовать тоже. Нам они понравились. И когда на сайте производителя таких масел появилось объявление о курсах по изготовлению продукта, мы, не раздумывая, решились. Обучились, узнали, где производители закупают оборудование, и заказали первый ручной маслопресс. Также купили сырье и стали делать масла - исключительно для себя. Потом сработало сарафанное радио, и нам стали поступать заказы от знакомых и от их знакомых, - рассказывает Гульмира.

ФОТО: личный архив

Конкурс вместо кредита

После этого было пройдено не одно обучение, а заказывать масла стали больше, чаще и регулярнее. На ручном маслопрессе отжимать семена в большом количестве стало тяжело, поэтому встал вопрос выхода за рамки домашнего цеха и модернизации производства.

- Заказов становилось все больше, и наш маслопресс просто не справлялся со спросом – заказчики стояли в очереди. Мы поняли, что нам нужно автоматическое оборудование, - делится Гульмира.

Но такое оборудование - весьма дорогое удовольствие, а идея с кредитами Гульмире не особо нравилась, поэтому в 2021 году было решено попытать удачу на конкурсе «Построй свой бизнес» фонда «Сәби». И все получилось. Из более чем тысячи участников Гульмире Байгулжаевой удалось пройти в финал и выиграть грант в $20 тыс. на развитие своего бизнеса.

- На средства, которые нам выделил фонд, мы приобрели автоматические маслостанции, к которым можно подключить любое количество прессов. С их помощью мы отошли от ручного давления - достаточно выстроить время и наблюдать за автоматическим процессом отжима. Это - современная технология, но сам процесс остается традиционным: в бочонок под давлением закладывается сырье, семя сжимается и отдает масло. Без нагрева, без фильтрации, без дезодорации, сохраняя все полезные витамины и минералы, - рассказывает о тонкостях производства Гульмира. - Сейчас у нас три маслопресса, и этого пока хватает. Но в дальнейшем мы планируем приобрести еще несколько прессов уже на свои средства.

На производстве масел трудятся всего пять человек – сама Гульмира, ее супруг, два работника на прессах и курьер. В месяц здесь производят порядка 300 бутылок масла по 330 мл, которые рассылают по всему Казахстану. Цена за такую «крафтовую» бутылку варьируется от 3 до 13 тысяч тенге, в зависимости от типа масла. Чистый доход от продаж - около 700 тыс. тенге в месяц.

Выход на маркетплейсы

По словам Гульмиры, уже в скором времени литраж производимой продукции увеличат вдвое-втрое, так как в планах у бизнесвумен выход на маркетплейсы Kaspi.kz и Wildberries, а также размещение в офлайн-экомагазинах.

- Мы не можем выставлять свою продукцию в гипермаркете — там, где массовый потребитель, продукцию будет сложнее продать. Мы фокусируемся на экомагазинах, аптеках, может быть, поставим небольшую полку в премиальных супермаркетах, - говорит Гульмира. - Но часть продукции все равно будем продавать только по предзаказу. Например, льняное масло, потому что у него срок хранения всего один месяц, и по его истечении оно окисляется и может нанести вред здоровью. Мы и сейчас его делаем исключительно под заказ: как только убираем баночку из-под пресса, сразу отправляем заказчику.

ФОТО: личный архив

Сейчас Гульмире поступают заказы не только со всего Казахстана, но и из других стран. Сыграла на руку геополитическая обстановка: многие клиенты, которые раньше покупали такие масла в России, сейчас стали клиентами Байгулжаевой. Однако геополитика доставила предпринимательнице и немало проблем. Дело в том, что сырье для масел – семена и орехи Гульмира заказывает в Индии и России - на Алтае, в Бурятии, Волгоградской области. В последнее время заказывать сырье у российских фермеров стало невыгодно. Причина тому – трудности с доставкой и непостоянство цен.

- Цена каждый раз скачет. Три месяца назад мы закупили по одной цене, а в этом месяце она уже существенно отличается. Увеличились и сроки доставки. Кроме того, мы планируем закупать оборудование в России, но, опять же, нас останавливает большая «игра» рубля: сегодня он может стоить 4 тенге, а завтра 7. Эти скачки очень ощутимы, ведь стоимость оборудования исчисляется в миллионах, - объясняет собеседница.

У казахстанских производителей Гульмира тоже заказывает продукцию, но только упаковочные материалы – бутылки, этикетки. Дело в том, что за время работы маслоделом она так и не смогла найти казахстанских фермеров, которые производили бы продукцию в соответствии со всеми требованиями к экопродукту – без химикатов и удобрений. Но если вдруг такие найдутся, то предпочтение в работе будет отдано казахстанским производителям, уверяет собеседница.

А пока Гульмира ищет фермеров, некоторые предприимчивые граждане из Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана уже готовы купить у нее франшизу и сами выходят на нее с этим предложением.

- Многим это интересно, потому что подобные производства в у нас в регионе только-только начинают зарождаться, но по большому счету ниша свободная. Но мы пока сами не готовы к открытию франшизы - переживаем за качество и репутацию. Да и к тому же людей нужно обучать, а это время и деньги. Мы не хотим подвести и тех, кто будет покупать франшизу, и сами не хотим «упасть в грязь лицом». Но в то же время это очень приятно, - резюмировала Гульмира Байгулжаева.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
19436 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить