«Модный бизнес»: Академии «Сымбат» – 70 лет

Многие «модники» слышали об Академии моды «Сымбат», но не многие из них знают историю её создания. В этом году академия празднует юбилей

«Сымбат» разрабатывает и выпускает национальную, модную, эксклюзивную, деловую, сувернирниую одежду; свадебные платья как в национальном, так и в светском стиле, школьную форму. И это не весь список продукции. Академия не только разрабатывает теоретическую базу, но и имеет собственные мощности для производства и реализации своей продукции. Именно это и наделяет её титулом законодателя казахстанской моды.

Казахстанская Коко Шанель

История академии «Сымбат» как и истории многих других компаний неразрывно связано с историей одного человека – главным учредителем и президентом академии Сабыркуль Асановой. Многие люди и представители прессы в том числе, сравнивают её с французским модельером Коко Шанель. Глава «Сымбат» отмахивается: «Ну, такое сравнение, наверно, не совсем корректно – у нас ведь совершенно разные условия жизни, бизнеса, различная среда». Вклад  Сабыркуль Жайлаубековны в развитие казахстанской моды достоин высокой оценки.

Академия моды «Сымбат» берет начало с 1947, с небольшой швейной лаборатории, которая затем постановлением Совмина КазССР от 27 апреля 1947 года была преобразована в Республиканский Дом моделей одежды.

Сабыркуль Асанова.
Сабыркуль Асанова.

С 1987 все три дома моделей (одежды, обуви и трикотажа) были объединены в Центр развития ассортимента легкой промышленности и культуры одежды «Сымбат», которая позже была переименована в Академию моды «Сымбат».

В 1980-х в числе сотрудников академии работали самые элитные кадры  легкой промышленности КазССР. Академия имеет серьезный авторитет, регулярно участвует в международных показах моды. С 1958 «Сымбат» выпустила первый в Казахстане журнал моды, в 1987 основала театр моды. Но за фенешебельными презентациями всегда был большой труд.

– В «Сымбат» я пришла работать в 1990, на должность генерального директора. Это была эпоха, когда государственные компании переходили из гособеспечения на хозрасчет и вышло так, что самое трудное время в истории академии выпало на мои плечи, – вспоминает Асанова.

В 1991 в КазССР стартовала приватизация госимущества, по которому государственные предприятия должны были быть переданы в частные руки. Зачастую процесс осложнялся следующим: как известно, в советское время рыночных отношений не существовало и как следствие большинство населения не имело ни малейшего понятия о том, что такое рынок и по каким он работает законам.

– Вышло так, что до прихода в академию я уже имела опыт работы на рынке. Поэтому когда только вышел закон о приватизации, я тут же собрала всех наших сотрудников и предложила им забрать академию в свои руки. Мы провели анализ, провели совещание, в результате которого из числа коллектива образовалось 600 акционеров. Все вместе мы собрали деньги и выкупили «Сымбат» у государства в свои руки. Лично я вложила 95 тыс. рублей – это были все мои сбережения, – рассказывает Асанова.

Но взять компанию в свои руки – это одно. Еще нужно было выжить. В 1990-х рынок Советского союза стремительно разваливался. Инфляция достигала чудовищных размеров. Но по словам президента «Сымбат», главной трудностью было не первое и не второе:

– Самым трудным мне было убедить в правильности шагов своих акционеров. Потому, что они хоть и были элитой кадров, но совсем не имели представления о том, что такое бизнес и как он работает. Мне приходилось объяснять каждый свой шаг. Когда мы начали продавать свою продукцию, для многих это было чем-то из ряда вон выходящим. Люди в то время не понимали, как производители могут сами торговать своим товаром.

 

Стоит отметить, что здание академии «Сымбат» расположено в самом центре Алматы – одна его стена выходит прямо на алматинский Арбат. Улица эта, как известно, пешеходная, что никак нельзя было оставить без внимания.

– Я сказала: «Сам бог послал нам эту улицу!». Время было такое, что мы имели производство, а точек сбыта не хватало. Поэтому первые этажи нашего здания были перепланированы и в месте их выхода на Арбат мы открыли магазины, – продолжает Сабыркуль Асанова.

Для поколения, не имеющего представления о системе экономики в Советском союзе, поясним, что в СССР не существовало рыночных отношений. Более того – было запрещено вести частный бизнес, частные предприниматели рассматривались в качестве спекулянтов и преследовались законом. Как следствие, менталитет населения был ориентирован на государственное владение всеми предприятиями. А частное владение воспринималось чем-то на грани невозможного. Люди совершенно не имели понятия о том, что такое бизнес.

В 1993 Казахстан провел денежную реформу, результатом которой стало введение своей нацвалюты. Для предпринимателей реформа стала еще одной проверкой на прочность.

– Это было сложное время. У меня были знакомые, которые предупредили о том, что грядет. После реформы товары совсем не продавались. И наше предприятие их обменивало на продукты – рис, муку, мясо, картофель и даже однажды на вино. В 90-е годы перед нами была одна большая задача: научиться торговать. Этому учился весь наш коллектив, – говорит президент академии «Сымбат».

Компания училась жить в рыночных условиях. Разрабатывала модели и внедряла их в продажу в малых партиях. Таким образом изучался спрос. В 1996 при академии был открыт колледж. А еще через  два года – университет.

Проблем меньше не становится

В развитием в Казахстане бизнеса, проблем вокруг академии «Сымбат» не убавилось. В 2012 стартовала кампания по укрупнению вузов посредством объединения тех, что имели малое количество учащихся в группах.

– Нам сказали: у вас в группах по 5 человек, это неэффективно для образования. Я этому аргументу удивилась. Ведь наоборот, когда в группах по 30 человек – тогда это  не качественное образование, – вспоминает Асанова.

– Какая разница сколько у нас в группах человек? Мы ведь ничего от государства не просим. Дело дошло до того, что я уже думала, что академию придется закрыть. А здание либо сдать в аренду либо вообще продать. Но в итоге всё закончилось объединением, – вспоминает президент «Сымбат».

В 2013 «Сымбат» была объединена с университетом «Алматы», что по словам главы академии сказалось отрицательно – ведь академия все же несет национальный колорит, уникальность которого вряд ли стоит с чем-то мешать.

Академия дизайна и технологии «Сымбат» - учебное заведение при Академии моды «Сымбат», объединилась с Алматинским университетом непрерывного образования и, таким образом, был организован  новый университет «Алматы» (с долями учредителей 50х50).

Планы академии

Несмотря ни на какие перипетии, Академия моды «Сымбат» продолжает оставаться законодателем стандартов казахстанской красоты.

Своё 70-летие она отметит международным конкурсом дизайнеров Creative World, заявки на участие в котором уже подали более 100 специалистов из 8 стран. Кроме того, в «Сымбат» подумывают о запуске текстильного производства по французской технологии. По части образовательного процесса, в учреждении внедряются новые технологии:  проведение творческих занятий с использованием iPad Pro, внедрение цифровизации в методику образовательного процесса, дуально-модульную программу учебных планов и прочее. А из последних академических проектов, специалисты «Сымбат» разработали терминологический словарь по легко-текстильной промышленности.

– У нас очень много работы, очень много планов. Сейчас мы разработали новую коллекцию национальной одежды, суть которой в пошиве национального орнамента на европейском крое, готовим новую коллекцию свадебных нарядов, новые модели трикотажно-маечных изделий, более 150 моделей школьной формы – говорит Сабыркуль Асанова.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


журналист

 

Статистика

4771
просмотров
 
 
Загрузка...