Как уроженец Узбекистана создаёт казахский национальный бренд методом Zara

32863

Знакомое с ранних лет чувство тоски по исторической родине спустя годы легло в основу будущего бизнеса

Рустем Ермекбай — основатель и генеральный директор группы компаний Ayrin Group
Фото: Андрей Лунин
Рустем Ермекбай — основатель и генеральный директор группы компаний Ayrin Group

Основатель и генеральный директор группы компаний Ayrin Group Рустем Ермекбай родился в Узбекистане, но, по его словам, в глубине души был уверен, что рано или поздно переедет в Казахстан. Знакомое с ранних лет чувство тоски по исторической родине спустя годы легло в основу будущего бизнеса: в 2015 молодой человек решил развивать производство семейной одежды в национальном стиле. Сегодня бренд SA Sabyrzhanayrin представлен в ТРЦ нескольких городов Казахстана и пользуется спросом не только у отечественных потребителей, но и у представителей казахской диаспоры из ближнего и дальнего зарубежья.

Еду я на родину

- Всегда знал, что, несмотря на трудности, в том числе финансовые – наша семья жила очень скромно, – найду возможность перебраться в Казахстан. Шанс представился в 2006, когда через посольство в Узбекистане поступил в Международный казахско-турецкий университет в Туркестане на курсы по подготовке к ЕНТ. Родители не верили, что я смогу выдержать конкурс, в котором участвовали более 300 оралманов, и говорили, что вернусь домой через три дня. Я вернулся только через восемь месяцев и по окончании подготовительных курсов поступил на бакалавриат по специальности «туризм», – рассказывает Рустем.

Чтобы получить опыт работы, без которого не приходилось рассчитывать на трудоустройство по окончании вуза, юноша во время летних каникул проходил практику в отелях, где с готовностью бесплатно брался за любую работу. Окончив бакалавриат, а потом и магистратуру КазНУ, Рустем получил казахстанское гражданство. Успешно продвигался по карьерной лестнице в одной из международных гостиничных сетей, но в 2013 решил рискнуть и уйти в «свободное плавание».

- Мы с супругой пытались найти себя в разных сферах – пробовали открыть курсы английского языка, заниматься земельными участками, брать на реализацию недорогие текстильные товары из Китая и Турции. Было нелегко, особенно когда в 2014 родилась дочь. Когда Айрин исполнился год, мы решили провести семейную фотосессию и по такому случаю надели модные в то время комплекты парной одежды. Прохожие обращали на нас внимание, так возникла идея создавать одежду для пар и семей, – с улыбкой вспоминает собеседник.

Чуть позже молодые люди познакомились с предпринимателями Дауреном Габбасовым и Маргуланом Турсыновым, которые в то время поднимали проект Makenzo – выпускали футболки с принтами исторических личностей. Вместе они приняли решение не просто запустить собственный бренд качественной и доступной по цене парной одежды, но и связать его с казахской символикой. Название дали в честь дочери основателя – Sabyrzhanayrin.

Спасительный аутсорсинг

К разработке первых коллекций – «Казах Елi», «Ханшайым», Because I’m Kazakh – подключили дизайнера Сержана Смакова, сотрудничество с которым длится по сей день. Развитию бизнеса способствовало и то обстоятельство, что супруга Рустема – Мольдер, дизайнер и стилист, сама создавала эскизы женской одежды. Тем не менее заняться производством компаньоны решились не сразу.

- Ни у одного из нас на тот момент не было опыта в этом бизнесе. Сначала мы закупали готовые футболки, на которые просто наносили принты. Задумавшись о производстве, сняли в одном из алматинских микрорайонов помещение площадью 50 квадратных метров, где хватало места для трёх машинок. Через три месяца, когда объём работы вырос, сняли цех площадью 300 «квадратов», – вспоминает основатель.

По сути, плата за аренду помещения – 300 тыс. тенге – и стала первой инвестицией, которая окупилась за три месяца. В прошлом году предприниматели обратились к помощи государства и получили поддержку по линии фонда «Даму»; эти средства пошли на покупку оборудования, сырья и открытие экспериментального цеха, где в настоящее время работают 20 человек.

Специалисты экспериментального цеха, поясняет Рустем, разрабатывают эскизы, коллекции, технические задания, после чего за дело берутся раскройщики и швеи. Сырьё для производства трикотажной одежды, на долю которой приходится большая часть ассортимента SA Sabyrzhanayrin, завозится из Турции и Узбекистана. Турецкий трикотаж, содержащий 92% хлопка и 8% эластана, во многих странах известен хорошим качеством. Из Узбекистана привозят хлопок без синтетических добавок, который используется главным образом для пошива детских вещей.

Фото: Андрей Лунин

Производство больших объёмов продукции отдаётся на аутсорсинг предприятиям, на которых налажена конвейерная система, – в настоящее время это компании из Алматы и ближних пригородов: Талгара и Иссыка. По мнению Рустема, на нынешнем этапе такой подход полностью оправдывает себя с экономической точки зрения. Даже у такого гиганта, как Zara, на аутсорсинге числится около 1800 фабрик, которые работают на тендерной основе: экспериментальный цех выставляет модель, озвучивает сумму заказа, количество и сроки исполнения, а компании, обладающие необходимыми ресурсами, подают заявки.

- Мы хотим построить работу по такому же принципу, нам вообще импонирует концепция Inditex Group. Открытие собственной фабрики обходится дорого, её необходимо оснастить оборудованием с таким расчётом, чтобы закрыть весь производственный цикл. Возможно, когда-нибудь мы к этому и придём, но в настоящее время компания просто не может себе позволить такие вложения. К тому же на рынке трудно найти профессиональные кадры. Хорошие специалисты, от технологов до швей, не сидят без работы, и «схантить» их проблематично. В прошлом году мы поставили машину для нанесения ручной шелкографии и были вынуждены осваивать её, изучая ролики на Youtube. Даже если мы найдём возможность приобрести современные высокопроизводительные станки, каждый из которых стоит от 20 тыс. евро, нет людей, которые знают, как на них работать, – констатирует предприниматель.

Он не исключает возможности создания отдельного направления, «заточенного» под рынок корпоративных заказов, поскольку на рынке есть спрос на такую продукцию. Но это вопрос более отдалённой перспективы.

От Алтая до Урала

В прошлом году производство продукции под брендом Sabyrzhanayrin выросло до 110 тыс. единиц, из которых 80 тыс. – футболки и спортивные костюмы, а остальное – платья и женская одежда. Суммарный оборот по всем магазинам превысил 300 млн тенге. По результатам Национального бизнес-рейтинга 2017 года молодой бренд получил награду за высокие темпы роста.

До 80% продаж компании, рассказывает Рустем, обеспечивают футболки и парные вещи. Благодаря доступным ценам (футболка для взрослых, например, стоит порядка 2500 тенге, лонг­слив – 5500 тенге) клиенты с удовольствием покупают одежду как для себя, так и в подарок. Около 45% от общего объёма продаж обеспечивают Алматы, Астана и западный регион. В 2016 Sabyrzhanayrin впервые столкнулись с проблемой контрафакта. Появление подделок, признаётся собеседник, поначалу даже обрадовало, поскольку косвенно свидетельствовало о популярности бренда и его идеологии. Но затем пришло понимание масштаба возможных финансовых и репутационных потерь. По оценкам Рустема, всего было выпущено около 50 тыс. единиц контрафакта. Хотя на продажах оригинальных изделий это не сказалось, было неприятно, тем более что качество фейковых изделий не выдерживает критики. В связи с этим представители компании совместно с юристами начали работу по выявлению нарушителей и привлечению их к ответственности.

Основатель Ayrin Group извлёк из этой истории урок: именно она натолкнула предпринимателя на мысль отказаться от работы со случайными оптовиками и развить сеть брендированных магазинов. В настоящее время в собственности компании находятся два бутика в торговых центрах Алматы, плюс по партнёрской программе открыто восемь магазинов в разных городах страны. В планах на ближайшие годы – расширить портфель брендов, как это в свое время сделал Inditex, и запустить еще 15 магазинов, пять из которых – уже в этом году.

Фото: архив пресс-службы

Исходя из амбициозных планов одеть 10% населения Казахстана в Sabyrzhanayrin, компания начала программу по открытию фирменных магазинов на условиях франшизы. Такой подход Рустем считает наиболее продуктивным: предприниматели на местах получают стабильный заработок, а владельцы бренда – надёжных партнёров, которые не исчезнут после одной сделки, но будут обеспечивать постоянный денежный поток.

- Нашим партнёрам предоставляются максимально лояльные условия: если человек соберётся открыть магазин, ему потребуется только помещение, оборудование и товар. Мы в свою очередь предоставляем дизайн-проект магазина, инструкцию, в которой расписаны операционные процессы, и не взимаем ни паушальный взнос, ни роялти, – отмечает собеседник.

В 2018 совладельцы SA Sabyrzhanayrin решили изменить концепцию торговых точек в пользу открытия магазинов небольшой площади – 20–40 квадратных метров. Данный формат обеспечит экономию на аренде и других затратах. Результаты продаж показали, что при открытии точек в крупных ТРЦ основную долю дохода «съедает» аренда. Чтобы зайти в тот же столичный «Хан Шатыр», например, где представлен бренд, понадобилось оставить депозит в размере трехмесячной арендной платы. Такие проекты долго окупаются, и денег на открытие других точек не хватает. Уменьшение же площади магазинов, рассказывает бизнесмен, привело к двукратному сокращению срока окупаемости, инвестиции тоже уменьшились вдвое, а выручка при этом снизилась лишь на 30%.

- Первую торговую точку нового формата мы откроем в молле «Апорт», в дальнейшем хотелось бы, чтобы магазины одежды Sabyrzhanayrin появились в аэропорту и рядом с туристическими достопримечательностями, где есть большой поток туристов, которым, возможно, захочется купить вещь на память о визите в Казахстан. Мы уже пытались открыть магазин в аэропорту Алматы и зайти в одну из торговых сетей, но не устроили условия, – говорит Рустем.

Свою эффективность в качестве канала привлечения потенциальных покупателей и партнёров доказал интернет. Успешно продвигаются продажи через Instagram, а после того как Рустем рассказал свою историю в Facebook, только в первые несколько дней получил сотни предложений о сотрудничестве, в том числе из Кыргызстана, а также из Омска, Саратова и других российских регионов, в которых проживают большие казахские диаспоры, и даже из стран дальнего зарубежья.

Основатель SA Sabyrzhanayrin не исключает, что созданная им компания в перспективе освоит производство одежды, посвящённой и другой тематике, например популярному среди молодежи музыкальному направлению K-pop. Но всё же национальным мотивам отведена главная линия.

- Будучи казахом, много лет прожившим в другой стране, я понимаю любовь к своей земле и культуре своего народа. Мы видим свою задачу в том, чтобы создавать и продвигать бренд, способный вопреки границам и расстояниям объединить людей, которым близка казахская культура, – говорит Рустем.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить