Как в Казахстане стали выпускать курт и мороженое из козьего молока

И как появился конкурент для иностранных производителей детской молочной смеси, рассказал Касымхан Улыкбанов, директор по стратегическому развитию племенного хозяйства «Зеренда» и сооснователь бренда Zeren

Альтернативы нет… но будет!

Касымхан Улыкбанов руководит крупнейшей козьей фермой страны близ Нур-Султана, на которой прекрасно себя чувствуют свыше тысячи породистых племенных коз из Голландии. В год они производят больше 200 тысяч литров молока. Но так как в чистом виде оно не пользуется особым спросом, из него здесь же производят различные продукты: сметану, творог, сыр, кефир, йогурты, мороженое, курт.

Касымхан Улыкбанов
ФОТО: © личный архив
Касымхан Улыкбанов

Для изготовления этих продуктов не используются консерванты, все они натуральные, оттого и срок хранения у них минимальный – от 3 до 7 дней. Чуть больше у мороженого – около 6 месяцев. И хотя молоко производится в достаточно большом объеме, продукцию из него могут поставлять только в три города: Нур-Султан, Караганду и Кокшетау. Связано это, опять же, с небольшими сроками хранения, а доставка продукции в удаленные от завода города «украдет» и так ограниченное время для употребления.

Поразмыслив о том, как можно масштабироваться на весь Казахстан и при этом не потерять качество, Касымхан вместе с командой пришли к единому мнению – нужно производить сухое молоко. У него и срок хранения выше, и область применения широкая.

- Козы очень сложно «настраиваются». Ввиду физиологических особенностей, практически невозможно сделать так, чтобы они давали молоко круглогодично и равномерно. Это тоже одна из причин, почему мы решили производить сухое молоко, потому как из произведенного с избытком молока в летний период мы можем сделать сухое, и потом, зимой, изготовить из него те же йогурты, мороженое. То есть это нужно для того, чтобы не потерять объемы молока, которые мы уже произвели, но не смогли своевременно продать, - говорит Касымхан Улыкбанов.

При более углубленном изучении этой темы производителям стало понятно, что сухое козье молоко в чистом виде мало кому интересно, так как его закупают в основном производства, которых в нашей стране практически нет. Зато есть совершенно не заполненная товарами отечественного производства ниша, в которой козье молоко пользуется высоким спросом, – товары для детского питания, в особенности адаптированная молочная смесь для детей первого года жизни.

- Мы видели, что у нас на рынке присутствуют импортные детские смеси на основе козьего молока, и все они продаются по высоким ценам, - рассказывает Касымхан. - Например, в Европе 800 г смеси одного бренда продается за 17 евро, а в Казахстане почти за 45. Это говорит о том, что на эти товары есть спрос, поэтому иностранные производители могут себе позволить продавать их по завышенной стоимости.

Козье молоко считается менее аллергенным, чем коровье, потому многие родители и приобретают детские смеси на основе козьего молока, пусть даже и по завышенной цене, так как нет альтернативы. Но уже в скором времени она появится, уверяет Касымхан.

Оборудование есть, настройщика нет

Производить детскую молочную смесь было решено еще два года назад – до начала пандемии. Тогда закупили необходимое для сушки молока оборудование, гомогенизатор и начали строительство цеха на территории фермы. 

- На заводе все интегрировано: сначала бесконтактная дойка, затем автоматическая и тоже бесконтактная доставка молока в резервуары охлаждения и хранения, оттуда уже идет подача молока на молокозавод. И к этой системе нужно подключить гомогенизатор, в котором молоко будет обогащаться необходимыми для детской смеси микроэлементами, витаминами и т. д. Затем подключается оборудование для сушки молока, фасовочные и упаковочные станки, - объясняет Касымхан.

ФОТО: © личный архив

Однако в 2020 году процесс подготовки встал – из-за пандемии и закрытых границ невозможно было привезти в Казахстан специалистов из Европы, которые могли бы настроить оборудование. Основательно вернулись к этому вопросы только в этом году: практически закончили строительство цеха, а настройку производственной линии запланировали на начало 2022 года.

Рецепт на миллиард

Касымхан уверен: при правильной технологии производства детская смесь бренда Zeren не будет отличаться по качеству от импортных аналогов. К тому же все необходимые добавки - микроэлементы, витамины, жиры - будут закупать в Европе, а для разработки рецепта планируют пригласить специалистов из Швейцарии.

- Мы просили помочь с разработкой рецепта казахстанский Институт питания, но так как никто и никогда еще у нас не производил молочную смесь для детского питания, то и рецептуры никто не знает. Однако в Институте питания нашу идею одобрили и согласились нас сопровождать на каждом этапе разработки, проводить необходимые анализы, помочь с получением лицензий и разрешений на производство и продажу нового товара.

Привлекательной будет и стоимость: готовый продукт планируют продавать по 10 тыс. тенге за 800 г смеси, что гораздо дешевле представленных в данный момент на рынке. По расчетам Касымхана, на 50% себестоимость продукции включает корма, ГСМ, затраты на коммунальные услуги, посевные и уборочные работы; 10% заложено на маркетинг и дистрибуцию, 6% - на покупку тары и импортных премиксов. А 34% - это маржа. Исходя из этих расчетов, Касымхан уверяет, что зависимость от импорта не будет превышать 10%, за счет чего цена на продукцию будет достаточно устойчивой.

- По данным ООН, от 1 до 5% женщин в мире сталкиваются с проблемой грудного вскармливания. Мы взяли усредненно 3% от общего числа родившихся в этом году детей в Казахстане, которые, возможно, будут нуждаться в альтернативном питании. В среднем у нас получилось 13,5 тысячи детей, каждому из них в среднем нужно 42 кг молочной смеси в первый год жизни. Из расчета 800 г в неделю получается, что необходимое количество смеси в год – порядка 600 тыс. кг. Мы пока сможем производить 20 тыс. кг, или 3,5% от годового потребления.

Однако это только первоначальные планы, дальше - больше. Ведь инфраструктура фермы позволяет расширить производство в 2,5 раза. Поэтому уже к 2025 году Касымхан вместе с командой планируют производить порядка 100 тыс. кг смеси в год, охватить 18% рынка и выйти на доход в 1,2 млрд тенге.

У этого направления есть возможность масштабироваться. Из сухого козьего молока можно производить детские каши, молочные напитки, печение и многое другое.

С идеей развить это направление Касымхан пришел и на конкурс «Построй свой бизнес», чтобы получить поддержку на привлечение иностранных специалистов для создания рецептуры продуктов. Ознакомившись с историей, организаторы конкурса выделили Касымхану и его команде $30 тыс.

- Проект Zeren неслучайно попал в шорт-лист конкурса «Построй свой бизнес». Наш конкурс помогает не только перспективным стартапам, но и молодым предпринимателям, которые уже завоевали свою нишу, но им требуется помощь для выхода на новый уровень, - отмечает основательница благотворительного фонда «Саби» и организатор конкурса «Построй свой бизнес» Асель Тасмагамбетова. - Хозяйство «Зеренда» - уже сформировавший и успешно работающий бизнес с командой профессионалов, имеющих большой опыт работы в сфере молочного производства. Они представили детально проработанный бизнес-план, провели маркетинговое исследование рынка, определили риски, которые могут возникнуть при производстве, и представили план дальнейшего развития бизнеса. Пожалуй, за 8 лет работы конкурса мы впервые встречаем такой детально проработанный бизнес-проект. С учетом того что они будут производить смеси из козьего молока по швейцарской технологии в Казахстане, конкурировать они планируют за счет привлекательных цен. Я считаю, что у этого производства большое будущее.

Но, прежде чем приступить к реализации этих амбициозных планов, необходимо запустить производственную линию, разработать рецепт, пройти тестовые испытания, получить лицензии. И только тогда казахстанцы смогут увидеть на полках магазинов и аптек столь необходимый продукт для маленьких потребителей.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
89216 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить