Клуб для супермам. Как казахстанское приложение помогает женщинам во время беременности

Взяться за разработку мобильного приложения SupermomsClub 31-летнего столичного жителя Азата Хайрикенова заставила беременность супруги

ФОТО: Людмила Трофимова

При этом продукт, который изначально был задуман в большей степени как социальная сеть для будущих мам, со временем расширил функционал за счет медицинской составляющей, и в дни жесткого локдауна этот фактор сработал на рост целевой аудитории. На рынке появилось приложение, сочетающее роли соцсети, женской консультации и советника для молодых родителей.

SupermomsСlub – третий по счету стартап уроженца Актобе, выпускника Санкт-Петербургского электротехнического университета. Вернувшись в Казахстан после получения диплома в 2010 году, Азат Хайрикенов сначала обосновался в Атырау, где открыл одну из первых в западном регионе компаний по разработке сайтов, а в 2014-м перебрался в Астану. Свой первый стартап InstaNobel, помогающий с продвижением в Instagram, он основал в 2017-м. На казахстанском рынке проект не пошел, а вот запуск на рынке США оказался феноменально успешным. Тем не менее в 2018 стартап «умер», поскольку Instagram изменил алгоритм и ужесточил отношение к сервисам такого рода. Неудачный опыт, однако, позволил оценить масштаб и перспективы англоязычного рынка.

- Мы и сами понимали, что проект не вечен, что мы, по сути, паразитировали на чужих системах, а это не лучшее решение. После этого решил инвестировать заработанные деньги в новый проект Trust Activity, к которому подключил друзей, оставшихся со студенческих времен в Санкт-Петербурге. Продукт позволял увеличить конверсию на сайтах путем добавления одной строчки кода. Мы нацелились на американский рынок, минуя Казахстан и Россию, но выйти в прибыль не смогли и в 2019 году закрыли проект, – рассказывает Азат.

Сила взаимопомощи

В это время в семье Хайрикеновых ожидали рождения второго ребенка. Вообще-то мысль о том, что было бы здорово разработать приложение для беременной супруги (и, разумеется, для других будущих мам – рынок виделся перспективным), посещала Азата еще в дни перед появлением на свет их первенца. Но тогда помешало отсутствие опыта разработки мобильных приложений. В августе же 2019-го он наконец собрал специалистов из разных регионов, сняв для команды квартиру в Нур-Султане. Ребята отдавали работе большую часть своего времени, и в апреле 2020 продукт был практически готов.

Изначально запуск SupermomsClub намечался на май-июнь прошлого года. К тому времени основатель имел опыт прохождения акселерационной программы Astana Hub с проектом Trust Activity и понимал, что стартап нужно запускать за два-три месяца, иначе существует риск, что команда «перегорит». Но выводить на рынок недоработанный продукт тоже не хотелось.

- Конкуренция среди приложений для беременных велика, а цена ошибки высока: пользователи с большим удовольствием оставляют негативные отзывы в PlayMarket и AppStore. Выходя на рынок с недоработанным приложением, рискуешь испортить себе репутацию, пришлось бы тратить время на перезапуск продукта. В апреле казахстанцы оказались в самоизоляции, и мы понимали, что будущим мамам как никогда нужен свой круг общения, – рассказывает собеседник.

Ситуация, сложившаяся на тот момент в здравоохранении, также подталкивала к более оперативному запуску проекта: все силы и медицинские ресурсы были направлены на борьбу с COVID-19, зачастую было невозможно попасть на прием к врачу. Вскоре после запуска SupermomsClub получил первые положительные отзывы. Беременные оценили возможность общаться, задавать вопросы таким же, как они.

Со временем разработчики усилили медицинский контент, поскольку одна из задач приложения – помочь женщине вовремя обратить внимание на тревож­ные сигналы со стороны организма и тем самым снизить угрозу преждевременного прерывания беременности, риск материнской и младенческой смертности.

Разработчики оцифровали протокол физиологического ведения беременности в РК, особый акцент был сделан на специальных модулях. Сегодня в SupermomsClub их более 20: модули уведомляют, каким должен быть вес на определенном сроке, когда надо сдать анализы и пройти скрининг (соответствующие извещения приходят в формате пуш-уведомлений), какие вещи необходимо взять в роддом и т. д.

- Изначально мы закладывали в проект функционал для врачей, думали, что они сами пойдут на сотрудничество, будут давать консультации, повышать свой рейтинг и за счет этого привлекать новых пациентов на платной основе. Но из-за локдауна мы не могли ходить по поликлиникам, чтобы рассказывать врачам о приложении, да и им было не до нас. Поэтому к доработке медицинского функционала вернулись в ноябре 2020, – рассказывает Азат.

После прохождения акселерационной программы в Astana Hub ряды команды стартапа пополнила врач-гинеколог. Она не обсуждает назначения коллег, но дает рекомендации, исходя из симптомов, подсказывает, в каких случаях нужно срочно вызывать скорую, а когда достаточно просто перестать нервничать.

В приложении появился чат-бот, приветствующий каждого нового пользователя и отвечающий на вопросы, задать которые могут обладатели платной подписки. Ежемесячная подписка для женщин из Казахстана составляет примерно 500 тенге в месяц, из других стран – $9, годовая – 3000 тенге и $30 соответственно. В настоящее время в приложении зарегистрированы около 34 тыс. пользователей, но конверсия в платного подписчика невысока, всего 1%.

Подписку мы ввели в конце августа – начале сентября, но тогда брали деньги совсем за другой функционал, в приложении еще не было медицинских консультаций. Для казахстанских пользователей мы оставили минимальный ценник, ведь они были с нами с самого начала, помогали устранять недоработки, подсказывали, что мы можем сделать, чтобы стать лучше, – объясняет разницу в цене основатель.

ФОТО: Людмила Трофимова

Слово за медиками

Сейчас команда SupermomsClub работает над обновленной версией приложения, в которой на первое место выйдет медицинский контент, будут сделаны соответствующие изменения в интерфейсе, появятся специализированные статьи о материнстве, консультации астролога и психолога. Карантин выявил, что будущие мамы очень нуждаются в психологической поддержке.

- Одной из задач SupermomsClub мы видели снижение младенческой смертности, но в процессе работы над приложением поняли, как часто семейные отношения страдают из-за неудачных попыток родить ребенка или его потери, рождения детей с отклонениями в здоровье. Многие из этих трагедий можно предотвратить, если вовремя обратить внимание на тревожные симптомы. Просвещая, рассказывая о возможных угрозах, мы сохраняем семьи, – убежден Азат.

По его словам, советы опытных в ленте SupermomsClub не раз спасли жизнь будущим мамам и детям. Во многом этому способствует интерфейс, позволяющий написать ответ на воп­рос, не читая всю переписку. Большое количество ответов может выступать раздражающим фактором, но каждый – это дополнительное мнение, которое не бывает лишним, считают разработчики.

- Мы позиционируем наше приложение как площадку, куда женщина может обратиться за срочной консультацией. Не все имеют возможность вести беременность в частной клинике, а в поликлинике по месту жительства чаще всего невозможно записаться на прием день в день. Наш врач окажет медицинскую и психологическую поддержку, скажет, если ситуация станет опасной, родственникам беременной, что стоит срочно вызвать специалиста, – говорит Азат.

Он рассказывает, что во время презентации проекта на хакатоне «Цифровое гражданство – 2020», где, к слову, SupermomsClub стал победителем, представители Министерства здравоохранения задали вопрос, не нанесет ли приложение невольного вреда, если кто-то из женщин последует неправильному совету? Основатель уверен, что опасения напрасны. Будущая мама в любом случае обратится за советами к подруге, которая поделится только личным опытом, или будет искать ответ в интернете и, скорее всего, в отличие от чата в SupermomsClub, не получит обратной связи, тем более ответа врача.

Еще одна цель, которую Азат ставил перед собой, задумывая разработку приложения для будущих мам, была связана с развитием экспорта доступных по цене медицинских услуг на зарубежные рынки, в том числе в развивающиеся страны. Реально достижимый объем рынка в перспективе пяти лет разработчики оценивают в 240 тыс. пользователей. В мире достаточно много государств, где ситуация с охраной здоровья матери и ребенка обстоит значительно хуже, чем в Казахстане, показатель младенческой смертности выше, а услуги частных медиков – намного дороже. Протестировав рынок, авторы проекта запустили рекламу на англоязычную аудиторию, и не без успеха: сегодня 20% пользователей SupermomsClub представлено жителями дальнего зарубежья, включая такие страны, как Нигерия, ЮАР, Филиппины.

Представительство пользователей из стран постсоветского пространства распределилось в таком порядке: Россия, Казахстан, Украина. По словам Азата, решение ориентироваться на русскоязычную аудиторию за пределами домашнего рынка созрело еще в первые месяцы после запуска, когда нужно было завоевывать привлекательность в глазах потенциальных инвесторов, расширять аудиторию. Постепенно ряды пользователей пополнили русскоязычные жительницы самых разных стран.

- Если девушка задаст вопрос на казахском языке, то и ответы она получит от тех, кто знает казахский, но за счет пользователей из постсоветских стран русскоязычная аудитория доминирует. Англоязычная лента идет отдельно. Не скрою, мы боялись, что могут возникнуть межстрановые, межнациональные трения, но, как оказалось, все женщины понимают и поддерживают друг друга независимо от страны проживания. Конечно, без эмоций не обходится, все-таки гормональные всплески во время беременности дают о себе знать, но в целом общение проходит дружелюбно, – улыбается собеседник.

В новой версии продукта появится еще больше модулей, будут внедрены элементы машинного обучения, а также произведена интеграция с приложениями, оценивающими состояние здоровья, в частности с Apple Health. В перспективе основатель проекта видит в SupermomsClub приложение, ориентированное не только на будущих мам, но и на молодых родителей в целом. Соответствующий запрос есть со стороны пользователей, которые, став родителями, не хотят расставаться с приложением, к которому привыкли за девять месяцев. К тому же вопросов по уходу за новорожденными тоже более чем достаточно.

За время работы над приложением Азат Хайрикенов вложил в него около 20 млн тенге собственных средств, заработанных на предыдущих проектах. В последние месяцы стартап ощущает острую нехватку денег для масштабирования и находится в поиске инвесторов.

SupermomsClub проходит заключительный этап оценки компанией Activat, осенью основатель провел переговоры с несколькими российскими фондами, а в начале нынешнего года стало известно, что проект прошел отбор в число участников первого этапа акселерационной программы Sber500 – в этом году к участию в ней впервые допущены стартапы из Израиля, Беларуси, Казахстана и стран Балтии. Азат говорит, что само участие в такой масштабной программе заставляет по-новому взглянуть на многие вещи и наверняка пойдет на пользу проекту.

- У нас неплохие рейтинги в сторах, хотя введение платной подписки неизбежно повлекло негативные отзывы. Статистика показывает, что пользователи проводят в SupermomsClub в среднем 54 минуты в день, дольше, чем в Facebook и Instagram. Это значит, что наш контент интересен и полезен, – резюмирует основатель.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7781 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
29 сентября родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить