Как создать крупную сеть магазинов менее чем за год и приглянуться акиму Сагинтаеву

25913

Градоначальник Алматы похвалил сеть Froot.kz. Forbes.kz разобрался, почему

ФОТО: из архива Рулы Райма

Основатель сети магазинов у дома Froot.kz Рула Райм открыл свою первую точку меньше года назад – в сентябре 2019. К настоящему моменту в Алматы насчитывается 16 магазинов Froot. В этом году компания планирует запустить торговые точки еще в 4 городах Казахстана, в том числе в Нур-Султане, а также выйти на рынок Узбекистана и России. Это будут как собственные магазины, так и открытые с помощью франчайзинга. По мнению предпринимателя, именно за торговыми точками подобного типа и стоит будущее.

F: Рула, как получилось, что Бакытжан Сагинтаев обратил внимание на сеть Froot?

- До того как аким города приехал к нам в магазин, мы уже встречались в ходе одной из видеоконференций с участием управления предпринимательства города, СЭЗ ПИТ «Алатау», представителями бизнеса. Там обсуждались меры по поддержке электронной коммерции. Я презентовал нашу модель магазинов, рассказал об экономической и социальной пользе торговых точек подобного типа для города и пригласил Бакытжана Абдировича к нам в гости. Вчера (во вторник, 9 июня – F) он к нам и заехал. Я рассказал ему, как мы работаем, как развиваем нашу франшизу и какая у нас крутая команда. В итоге договорились совместно с городом развивать формат через доступные программы финансирования для алматинских предпринимателей, обсудили планы и перспективы по цифрам.

F: Почему же он выбрал именно вас?  

- Думаю, руководство города понимает тренды и ту пользу, которую получит Алматы. Это легализация денежного оборота в торговле, официальные рабочие места, единый дизайн-код, контроль качества товаров, контроль за торговлей алкогольной и табачной продукцией, доступность обустроенных и оборудованных всем необходимым магазинов во всех уголках города, даже на окраинах. К тому же я считаю, что это очередной эволюционный этап в развитии городской торговли, где инициатива уже идет от частного бизнеса. Мы предлагаем формат, который активно развивается во всем мире. Сегодня в Европе или США нет стихийного ретейла того формата, который сложился у нас. Именно поэтому там популярны различные сети магазинов у дома. В России также этот формат сейчас активно набирает обороты. Доля супер- и гипермаркетов там с каждым годом снижается, и растут обороты у магазинов у дома.

Рула Райм
ФОТО: из архива Рулы Райма
Рула Райм

F: Почему так? Например, наши крупные сети также стремятся быть компактнее и ближе к своим покупателям...

- Это все равно не тот формат. Когда ваш основной профиль состоит в управлении огромными торговыми площадями, у вас все равно получится магазин площадью как минимум 400-600 кв.м. Наши же магазины имеют площадь в 120-150 кв.м. И пока крупный ретейлер открывает один магазин «меньшего» формата, мы за этот же срок запускаем 8-10 магазинов. Это диаметрально разные бизнес-модели: и по капиталу, и по масштабированию. Если вы завтра захотите открыть франшизу какой-нибудь крупной отечественной сети супермаркетов в небольшом провинциальном городе, вряд ли у вас это получится. Потому что на это потребуется много денег, да и сама система франчайзинга не налажена. Наша же франшиза стоит всего 5 млн тенге, и мы запустим вам проект под ключ всего за три недели.

F: При разработке своего проекта вы брали с кого-то пример? 

- В какой-то мере нас можно сравнить с сетью 7-Eleven. При этом мы изучали лучшие практики со всего мира и адаптировали их для нашего рынка. И тут важная деталь, что мы ни у кого не покупали софт – наши ребята все это сделали сами меньше чем за год. Большинством процессов управляют программы на основе machine learning, которые следят за многим, начиная от кассового обслуживания и заканчивая отслеживанием наличия товаров. Этим я очень горжусь.

F: Где вы представлены?

- Пока мы работаем только в Алматы – наша сеть уже насчитывает 16 собственных магазинов. В ближайшие 2 недели в Алматы запустятся первые два магазина сети, открытые по франшизе. В этом году мы планируем открыться в Нур-Султане, Шымкенте, Актау и Караганде. Также хотим выйти на рынок Узбекистана и России. Всего у нас сейчас около 40 заявок на открытие магазинов по нашей франшизе.

F: Во сколько обойдется франчайзи запуск одного магазина Froot?

- В целом открыть магазин стоит порядка 15 млн тенге. Франчайзи оплачивает паушальный взнос в размере 5 млн тенге, оставшиеся 10 млн тенге мы инвестируем в магазин: приобретаем торговое оборудование, заполняем полки магазина товаром, обучаем персонал, подключаем точку к нашей электронной системе онлайн-продаж, собственному сервису доставки и обеспечиваем маркетинг. Из 5-милионного паушального взноса мы также тратим деньги на ремонт торгового помещения, получение лицензии на торговлю табачной и алкогольной продукцией.

F: Франчайзи сам выбирает, в каком помещении он будет работать – собственном или арендованном?

- Да. Это его выбор, но для нас очень важна локация. У нас есть свой алгоритм оценки потенциала размещения торговой точки, который включает в себя порядка 40 параметров. В том числе мы, например, используем данные по геолокации и трафику, где можно увидеть интенсивность движения людей в конкретном районе и так далее. Если все в порядке – мы даем добро, если нет, мы рекомендуем франчайзи найти другую локацию. 

F: Мы с вами уже беседовали на тему развития онлайн-торговли в период карантина. Для вашей сети электронная торговля – одно из приоритетных направлений. За последние 2-3 месяца насколько вы закрепились на этом рынке?

- Мы этому уделяем огромное внимание. Когда наступил локдаун, мы были едва ли не единственными в городе, кто доставлял товар день в день. До карантина мы делали доставку товаров в течение 15 минут, в период карантина – в течение 3-4 часов. За эти несколько месяцев мы выросли в несколько раз. Наш плюс в том, что наши магазины локализованы по всем районам города. И чем больше будет наша сеть, тем быстрее и качественнее мы будем работать.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить