Как казахстанские POS-терминалы работают на барахолке и в Приаралье

Казахстанская компания после шести провалов разработала продукт, аналога которому нет в странах СНГ

Фото: Серикжан Ковланбаев

Компания Smart Pay - первый и единственный казахстанский производитель POS-терминалов. Ее сооснователь и директор Олжас Кундакбаев отмечает, что пользователи их продукта Smart POS - это предприниматели с барахолки, магазины у дома и торговцы в социальных сетях.

- Каждый день мы продаём и подключаем к системе приёма безналичных платежей более 50 новых предпринимателей из сектора МСБ, – заявил бизнесмен. – Мы обладаем знаниями и технологиями, которые позволяют за час подключить предпринимателей по всей стране. У нас есть клиент из Приаралья, который продаёт рыбу, и есть предприниматель в горах Алтая, который занимается этно-туризмом.

Олжас Кундакбаев отметил: несмотря на законодательную обязанность бизнеса обеспечить безналичный прием платежей, проникновение POS-систем в торговле очень низкая. Причину он видит в том, что цена устройства недоступна для МСБ.

- Стоимость одного POS-терминала варьируется в пределах от 20 до 130 тыс. тенге. Все устройства импортного производства – в основном Китая и России. И завозят их в республику всего 5-6 импортеров, которые имеют лицензию на ввоз крипто-оборудования. При этом, подключение POS-терминала по процедурам банка занимает до 4 недель, так же есть требования по оборотам и сервисному обслуживанию, – объяснил Олжас Кундакбаев. 

Стоимость производимого его компанией Smart POS начинается от 9900 тенге, а подключение к системе занимает 1 час.

- Наш терминал дешевле потому, что мы используем облачные сервисы и наши ноу-хау для управления процессом производства и реализации, –пояснил предприниматель.

В IT-бизнесе Олжас Кундакбаев работает более 15 лет. Начинал работу в местных фирмах по поставке компьютеров для госструктур. После перешел в представительство американской компании - поставщика крупных интеграционных проектов для госсектора. Работал в IBM.

- Я прошел стажировку в Европе и США, учился в Бостонской школе бизнеса. После этого, в марте 2014 принял решение открыть собственный интернет-бизнес, так как в Бостоне мне показали динамику развития IT, и я понял, что пора делать что-то самому и с помощью интернета, – поделился он воспоминаниями.

На тот момент у начинающего бизнесмена имелись сбережения – $500 тыс., которыми он решил рискнуть, вложив в свое дело. Олжас Кундакбаев решил заняться бизнесом, связанным с мобильными телефонами – идея была «сидеть в кармане клиента, используя смартфон». Он нашел двух партнеров, которые умели писать мобильные приложения –Олжаса Ахметова и Романа Пустовалова.

В 2016 годовой оборот компании составил около 30 млн тенге.

- За два года мы сделали 7 проектов в области интернет-коммерции, мобильных приложений и систем лояльности. 6 проектов прогорели -неправильно определили потребности наших потенциальных клиентов, потратили много сил и денег, но научились многому и наш седьмой проект стал успешным, – признался бизнесмен.

Шесть провалов до успеха

Первый проект назывался «iCome», и должен был объединить все дисконтные карты пользователей, преобразовав их в QR-код на смартфоне. Это - аналог американской Yelp. Проект провалился потому, что содержал в себе более 140 функций, и был неудобен для пользователей.

- Клиенты не хотели устанавливать приложение. Мы неправильно оценили потребности рынка и сделали проект слишком технологичным, – объяснил провал Олжас.

Второй проект – мобильное приложение LookApp представлял из себя интернет-магазин брендовых товаров для женщин.

- Проект провалился потому, что магазины не хотели платить за подписку. И многим магазинам по контракту запрещено продавать через интернет, но мы этого не знали, – смеясь, вспомнил бизнесмен.

Третий проект PayKids – платежная система для детей в школах, чтоб школьники могли платить за обеды. Проект провалился по причине нежелание владельцев столовых платить налоги, а скорость обработки платежа по времени превышала перемены между уроками.

Четвёртый проект Sprut – попытка развить UGC (user generation content – различный медиа-контент, который создается конечными пользователями).

- Сайт ещё действует, но никто не хочёт генерить и присылать контент. Это был аналог сингапурского проекта, – вздохнул предприниматель.

Пятый проект GoBonus - полностью переделали для одного казахстанского банка его текущий проект лояльности, так как видели его текущие проблемы.

- Проект был успешен, но требовал его покупки банком и внедрения. Банк отказался покупать проект, и мы его закрыли, – с горечью отметил предприниматель.

Шестой проект MyBonus – система лояльности, которая нуждалась в замкнутом цикле с привлечением POS-терминалов.

- Этот проект сам пока не пошёл, но дал толчок к созданию Smart POS, – рассказал Олжас Кундакбаев.

Изучив рынок торгового эквайринга (POS-систем), в компании нашли для себя возможность создать мобильный терминал для нужд мелких офлайн-предпринимателей и торговцев в социальных сетях.

Компания Smart Pay – участник «казахстанской кремниевой долины» - Парка информационных технологий «Алатау». Свои терминалы производят там же. Уже распространено более 20 тыс. терминалов, которые компания продает через свою сеть авторизованных дилеров. Их около 40 компаний по всей стране.

- Мы подключили более 4 тыс. предпринимателей к системе безналичных платежей, которые оплатили налоги в госбюджет на сумму 5 млн тенге. И мы обслужили более 10 тыс. физлиц по платежным картам. То есть, эти бизнесмены не отправляли клиентов в банкоматы за наличкой, а обслужили, как положено, на месте, Также, безналичные платежи нам доверил оператор платных дорог «КазАвтоЖол». – гордо заявил Олжас Кундакбаев.

Так как Smart Pay помогает увеличить обороты МСБ, ускоряет оплату и увеличивает налоговые поступления в бюджет страны, продукт поддерживают на государственном уровне – Национальный банк, Министерство по инновациям и развитию РК, Комитет государственных доходов РК, Национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен», Проект также проходит по 68 программе «Цифровой Казахстан».

По словам бизнесмена, агентство Kazakh Invest помогает вывести продукт на экспорт, и с их помощью компания уже открыла представительство в Украине и готовится к России.

Он также отметил, что проект не был бы успешным без команды, которая работает в Smart Pay.

- Особая благодарность моей команде. Нам удалось за короткий период времени сделать революцию в области банковских сервисов и реально помочь малому и среднему бизнесу Казахстана, – поделился Олжас Кундакбаев. – Планов на будущее много. Планируем выход в Юго-Восточную Азию и на IPO. Хотим стать глобальной компанией и работать по всему миру.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

, журналист

 

Статистика

5235
просмотра
 
 
Загрузка...