Как Казахстан запасался антисептиками и почему для этого пришлось подключать дипмиссии в Европе

   Коронавирус и Казахстан
27217

Несмотря на карантин, крупнейший в Средней Азии завод дезинфицирующих средств работает в круглосуточном режиме

ФОТО: архив компании «Аврора»

Покупая в аптеке антисептик или в магазине мыло, многие казахстанцы даже не догадываются, что этот актуальный продукт для борьбы с коронавирусом может быть был произведен в Казахстане. Тем не менее в нашей стране активно работает добрый десяток предприятий, которые успешно покрывают львиную долю потребностей страны в санитарно-гигиенических средствах.

Одно из них - производственный комплекс «Аврора», про который мы уже рассказывали три года назад. С тех пор компания, конечно, заметно изменилась, но больше всего — за последние два месяца после того, как в мире был объявлена пандемия коронавируса SARS-CoV-2. Сегодня компании приходится работать чуть ли не по законам военного времени: во время глобальной остановки бизнеса важно не просто не остановить свое производство, но и наращивать его.

Компания начала свою деятельность в 2010 году, а уже в 2013 провела модернизацию и значительное расширила производства по госпрограмме ФИИР. Современный завод был построен в Алматы на площади 3 тыс. квадратных метров. Кроме производственных участков там располагается научно-исследовательская и химико-аналитическая лаборатория, а также склады.

«Аврора» изготавливает продукцию для трёх сегментов рынка: это дезинфицирующие средства для медицинских организаций и других объектов, которым требуется профессиональный уровень антимикробной обработки; второй сегмент – это товары бытовой химии и косметическая продукция, в их числе спиртосодержащие санитайзеры для обработки рук; третье направление — это производство индустриальных моющих средств для очистки оборудования пищевых производств — мясоперерабатывающих заводов, птицефабрик, производителей молочных продуктов и напитков и других предприятий.

- По нашим подсчетам, в последние три года мы имели долю рынка Казахстана в некоторых сегментах 60-70% по объему, - рассказал Forbes.kz генеральный директор производственного комплекса «Аврора» Данияр Алшанбаев. - Более того, мы экспортируем свою продукцию в Россию и Кыргызстан – там уже открыты постоянные представительства. Периодически поставляем продукцию в другие страны, например в Афганистан. За рубеж уходит примерно 10-15% нашей продукции.

Если основными покупателями профессиональных средств дезинфекции являются медицинские организации, то товары бытовой химии уходят в розницу. В сегменте FMCG компании приходится конкурировать с мировыми брендами — теми самыми, некоторые на мировом рынке уже более ста лет и чьи совокупные бюджеты сопоставимы с бюджетом Казахстана.

На заводе компании «Аврора» создано производство полного цикла: здесь делают всё, в том числе тару и укупорочные средства. Компания выпускает около сотни различных продуктов, рецептуры которых были разработаны химиками компании и испытаны в Казахстане. Для их производства используется почти 1000 разновидностей химического сырья. Но в Казахстане производится лишь три необходимых компонента: это этиловый спирт, триполифосфат натрия и гипохлорит натрия.

Данияр Алшанбаев
Данияр Алшанбаев

- Так исторически сложилось, что в Казахстане нет производства сырья для нашей продукции. Прежде всего это связано с отсутствием сырьевой базы - для изготовления многих видов сырья требуются растительные компоненты, прежде всего кокосовое и пальмовое масла. Поэтому первичная переработка осуществляется на месте их произрастания, в основном в странах Юго-Восточной Азии, а синтез делается в Европе и США. Там же находятся заводы мировых гигантов. В последние лет пятнадцать мы наблюдаем перенос части этих производств в портовые города Китая, через которые удобно и дешево транспортировать сырье. Поэтому до 80% сырья для нашего производства мы покупаем в Европе, примерно 15% - в России и около 5% - в Китае, сообщил Данияр Алшанбаев.

Казалось бы, пандемия коронавируса — это звёздный час для таких производителей, как компания «Аврора». Но не все так просто. Да, спрос на продукцию вырос. Да, объемы производства весной 2020 года компания удвоила. И если раньше завод работал в одну смену, то с середины марта работает круглосуточно и без выходных. Вот только глобальный локдаун мог поставить под вопрос работу компании из-за остановки заводов - поставщиков химического сырья и разрыва логистических схем.

- Вирус проник из Китая в Европу и стал быстро распространяться. В результате этого сырье для дезинфицирующих средств стало пользоваться повышенным спросом уже в феврале. В Казахстане нет представительств компаний, поставляющих необходимые компоненты — наш рынок невелик, поэтому ближайшие представительства компаний - поставщиков сырья открыты в Москве и Минске, - сетует Данияр Алшанбаев. - Уже в марте у нас появился дефицит из-за сбоев в цепи поставок: мы не могли закупить ряд видов необходимого сырья. Возникла и нехватка оборотных средств из-за того, что в России и Европе цены на сырьё выросли в 2-3 раза. И даже при таких ценах возникли трудности с доставкой из-за закрытия границ. Нам пришлось обратиться за помощью к государству. Огромное спасибо акимату Алматы: были подключены посольства и представительства Казахстана в Европе - с их помощью с несколькими заводами мы договорились, и часть сырья уже поступила, другая ещё в пути.

В начале марта ситуация на производстве была критической: остатки сырья на складах были катастрофически малы по сравнению с тем, что требовалось для обеспечения производства. Но уже к началу апреля ситуацию удалось стабилизировать, в том числе благодаря заключенным прямым договорам. Однако стоимость продукции пришлось пересмотреть - кроме роста цен на сырье, на стоимость готовой продукции повлияла девальвация тенге.

- Если раньше мы работали с отсрочкой платежа на две недели, то сейчас никто из поставщиков сырья не соглашается работать на таких условиях. Мы должны внести предоплату за весь месячный объём для того, чтобы нам произвели и отгрузили нужное сырье. Для этого приходится замораживать собственные средства - со всеми вытекающими для бизнеса негативными последствиями, - констатировал руководитель «Авроры». - Рост цен на нашу продукцию составил в среднем 20-30%. Сейчас мы пытаемся стабилизировать отпускные цены, скажем, на те же карманные антисептики, за счет того, что закупили очень большие объемы сырья в Европе. Плюс оптимизировали некоторые внутренние процессы. Мы понимаем социальную ответственность предприятия.

Режим карантина тоже стал значительной проблемой: предприятие работает на границе города, и большая часть сотрудников — жители пригородов. Поэтому после введения режима карантина часть сотрудников была вынуждена покинуть компанию. Другой части персонала пришлось жить вдали от своих семей — «Аврора» предоставила им номера в гостиницах и квартиры в шаговой доступности от завода. Компании пришлось срочно дополнительно принять на работу почти 50 человек. Было организовано питание персонала завода. А тех работников, которые живут в городе, централизованно доставляют на работу и домой.

Но и это ещё не все проблемы. Компания столкнулась с большим количеством случаев подделок своей продукции.

- К конкуренции мы относимся хорошо — она помогает потребителю получить качественный продукт по справедливой цене. Но есть проблема: конкуренция в Казахстане не всегда честная. Постоянно появляются фирмы-однодневки, которые кустарным способом производят партию какого-нибудь товара и выбрасывают её на рынок, - заявил Данияр Алшанбаев. - Даже в крупных супермаркетах мы видели пятилитровые канистры с «химией» непонятного происхождения. Приглядишься — а на дне, например, осадок. Таких «фирм» множество, работают они по такой схеме: быстро производят какой-то продукт, выкидывают его на рынок, собирают деньги и исчезают. Даже по соседству с нами было такое «производство»: под навесом, в антисанитарных условиях фасовали жидкое мыло, которое мы потом обнаружили на полках магазинов. Сейчас мы стали часто сталкиваться и с подделкой нашей продукции. Если раньше выявляли один-два случая в год, то теперь только в марте мы узнали о пяти таких фактах в разных городах Казахстана. Вместо нормальной продукции внутри была подозрительная жидкость с запахом растворителя.

Несмотря на целый ворох проблем, сейчас «Авроре» удалось стабилизировать ситуацию с производством и поставками. Но самое главное - никаких перебоев с поставкой готовой продукции, в том числе в медицинские учреждения и в розницу, компания не допустила.

Все материалы по теме «Коронавирус и Казахстан» вы можете посмотреть по этой ссылке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить