Идея из Америки, навыки из аула: как алматинка делает шляпы ручной работы

В планах бизнесвумен открытие завода по переработке шерсти и собственное производство фетра

Карлыгаш Омарова
Карлыгаш Омарова
ФОТО: личный архив

Карлыгаш Омарова уже два года занимается созданием головных уборов ручной работы: шляпы из фетра и соломы, панамки, кепки и береты. Ее работы все чаще можно увидеть на модных показах, в клипах казахстанских звезд, концепт-сторах дизайнеров и на страницах глянцевых журналов. Но начиналось все как хобби во время пандемии.

Идея - из Америки, навыки - из аула

Путешествуя по Америке, Карлыгаш открыла для себя формат ателье, которые специализируются на пошиве шляп по индивидуальному заказу – форме, размеру, дизайну, цвету и т.д. Посетив одну из таких мастерских, наша героиня задумалась о создании подобного цеха в Алматы, обязательно с балкончиком и столиком для кофе. Возможно, эти планы так бы и остались мечтой, если бы не пандемия.

В прошлом Карлыгаш Омарова - ресторанный менеджер. С объявлением режима самоизоляции работы в ресторанной сфере стало меньше и нашлось время на обучение. Тем более что работать с шерстью девушка умела с детства.

ФОТО: личный архив

- Так как мы жили в ауле, бабушка прививала мне любовь к ручному труду – мы вместе с ней стригли овец, обрабатывали шерсть, чистили ее, прочесывали, валяли и делали из нее разные изделия, - делится воспоминаниями Карлыгаш. - Фетр - это тоже шерстяной материал, и я подумала, что смогу с ним справиться и сделать шляпу.

Как говорит Карлыгаш, в Казахстане очень мало мастеров, кто изготавливал бы шляпы ручной работы, поэтому учиться пришлось по информации в интернете и консультируясь с зарубежными шляпниками, у которых девушка закупала первые материалы и формы.

Во время обучения и робких попыток создания первых фетровых шляп, Карлыгаш решила создать страничку в Instagram о головных уборах ручной работы, так сказать, «прощупать почву» и понять, насколько такие аксессуары будут интересны казахстанцам. Она провела фотосессию, загрузила фотографии в профайл пока еще несуществующего магазина и… стала получать предзаказы. Карлыгаш поняла: нужно срочно открывать цех. Закупив нужное оборудование, деревянные формы и материалы, в начале 2021 года девушка открыла мастерскую.

«Брутальные» шляпы

С запуском цеха посыпались заказы, вот только не совсем те, что ожидала Карлыгаш. Вопреки ее ожиданиям, за индивидуальными шляпами в очередь выстраивались не женщины, а мужчины.

- Когда я разрабатывала дизайн, продумывала модели, то ориентировалась исключительно на женщин. И меня очень удивило, что шляпы стали заказывать мужчины. Причем много мужчин, - смеется Омарова. - И по сей день у меня в числе клиентов больше представителей сильного пола, чем прекрасного.

ФОТО: личный архив

Чтобы не терять заказы, пришлось достаточно быстро расширять линейку и отшивать еще и мужские модели. Причем заказы поступают не только от казахстанских модников и модниц, но и заграничных.

- У нас были заказы из Америки, Австралии, Испании, Франции. Были заказы для международных модных показов. Например, у меня был клиент из Франции, он отправил свой костюм и сказал, что этот наряд и шляпу он будет надевать на Pitti Uomo. Я даже не обратила на это внимания, думала, это какая-то вечеринка. Мы все подготовили, отправили. Через какое-то время этот парень отмечает нас в Instagram, и мы увидели, что Pitti Uomo – это международная мужская выставка моды, которая ежегодно проходит в Италии, - делится Карлыгаш. - А еще мы много шляп изготавливали по заказу казахстанских звезд – для их выступлений, клипов, фотосессий, модных показов.

Шляпа на показ

Сейчас Омарова сотрудничает с дизайнерскими концепт-сторами, куда она вместе со своей помощницей отшивает достаточно крупные для ручной работы партии шляп от 15 штук и выше. Брендом также заинтересовался международный журнал HATalk, который пишет о шляпниках всего мира. Поступали предложения об оптовых поставках из Испании и России, но Карлыгаш отказалась от такого сотрудничества – боялась не успеть.

ФОТО: личный архив

- На тот момент я была не готова к таким заказам, я была одна и боялась не справиться. Сейчас у меня есть напарница, которую я обучила всему, и она помогает мне с заказами, поэтому направление оптовых продаж на зарубежные рынки теперь мы тоже будем развивать, - делится планами собеседница.

В среднем за один рабочий день Карлыгаш делает четыре головных убора, бывает и больше – все зависит от сезона и заказов.

- Например, в межсезонье, когда жары уже нет, а для фетра еще тепло, мы делаем много разных моделей, чтобы потом их выставить в магазин. Потому что когда начинается сезон, мы не можем одновременно и для магазинов делать крупные поставки, и индивидуальные заказы отшивать. Но работаем ежедневно, независимо от того, есть заказы или нет. Кроме того, мы недавно купили дополнительное оборудование и расширили ассортимент, теперь мы также производим береты, кепки, панамки.

Красота требует жертв

Стоимость головного убора варьируется от 15 до 48 тыс. тенге в зависимости от материала, индивидуальных пожеланий заказчика и, конечно, трудозатрат.

Производство шляп – тяжелый процесс, хоть на первый взгляд этого и не скажешь. По словам Карлыгаш, многие не выдерживают такой нагрузки на руки и прекращают работу. Поэтому расширить штат сотрудников – та еще задача.

ФОТО: личный архив

- Мы работаем с ножами, гвоздями, еще для обработки шерсти нужна высокая температура, поэтому мы работаем и с огнем. Кроме того, попадаются «капризные» материалы, им сложно придать нужную форму с первого раза, и приходится по нескольку раз обрабатывать, вытягивать фетр – это нелегко. Я за время работы получила несколько травм, включая ожоги, порезы и растянутые связки, - рассказывает о своих «достижениях» собеседница.

Гори оно огнём

За неполные два года работы Карлыгаш инвестировала в свой бизнес чуть больше 8 млн тенге. С покупкой первой профессиональной швейной машины и обустройством цеха помог супруг. Для дальнейшего развития потребовались кредиты. Кроме того, Карлыгаш выиграла на конкурсе среди дизайнеров миллион тенге, на которые она докупила оборудование, утюг и новые колодки (формы для шляп). Но эти инвестиции могли быть в разы меньше либо поспособствовать еще большему развитию, если бы не пожар в здании, где у Карлыгаш была мастерская...

ФОТО: личный архив

- Мой цех был на третьем этаже, там сгорела крыша и весь третий этаж обвалился. Я не успела оттуда ничего вынести, оборудование все испортилось, материалы сгорели. Частично «выжили» только некоторые формы, - вздыхает Карлыгаш.

Пожалуй, только ленивый не спросил у мастерицы, как ей удалось не опустить руки.

- Перед пожаром я была недовольна своей работой, какими-то моделями, мне не нравились материалы. И, когда случился пожар, я восприняла это как шанс на обновление. Сразу после ЧП мне пришли новые материалы, которые я долго ждала. И у меня будто второе дыхание открылось. Я продолжила свое дело дома, вытащила бабушкину машину 1986 года, починила и начала на ней отшивать заказы. Потом я решила, что нужно открывать еще одну мастерскую и сняла небольшой кабинет. Совсем недавно мы переехали уже в третий цех. В том же здании, но помещение попросторнее, – улыбается Карлыгаш.

От мастерской до завода

Сейчас все материалы для шляп Карлыгаш заказывает за рубежом – в Европе, Эквадоре, Филиппинах, изучает и рынок Китая. Но основная цель нашей героини – отойти от иностранных поставок сырья, а производить их самой.

ФОТО: личный архив

- Когда я только начинала это дело, я думала, что буду сама валять фетр из шерсти. Но, как оказалось, для современных шляп не подходит ручная вытяжка. У шерсти есть особенность, она должна «лечь» в одном направлении и вытягиваться в нем, чтобы материал получился гладкий. Вручную ее не уложишь и не вытянешь. Поэтому я хочу открыть свой завод по переработке шерсти, производству фетра и полуфабрикатов – капелина и колпаков, для себя и оптовой продажи, - делится планами Омарова. - Можно будет увеличить выпуск шляп, делая их на горячем автоматизированном оборудовании и в разы сократив нагрузку на руки. Но в любом случае ручное производство будет. В продукции, сделанной машиной, «нет души». А ручная работа – это эксклюзив.

По подсчетам нашей собеседницы, на открытие такого цеха требуется около 10 млн тенге. Если найдется инвестор, то запустить его можно будет меньше чем за год.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
13642 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить