Без границ. Как казахстанская бизнес-платформа для умной торговли выходит на глобальный рынок

21963

Запустив в 2015 году бизнес-платформу для магазинов, заказчиков, дистрибьюторов и производителей Smart Satu, ее основатель, ныне 37-летний Болатбек Оспанов, ставил перед собой большую конкретную цель: автоматизировать процесс поставки товаров в сегменте малого бизнеса

Болатбек Оспанов - основатель Smart Satu
ФОТО: Андрей Лунин
Болатбек Оспанов - основатель Smart Satu

За счет этого Болатбек Оспанов планировал объединить продавцов, производителей и дистрибьюторов из разных стран в одну умную цифровую систему, оптимизировав расходы на логистику, исключив влияние человеческого фактора и переведя на безналичные платежи цепочку «магазин – дистрибьютор – производитель», в которой традиционно царил «нал».

Идея для МСБ

Уроженец Караганды впервые попробовал себя в качестве предпринимателя будучи школьником, когда, подобно многим сверстникам, продавал газеты и мыл машины. Первый серьезный бизнес выпускника Алматинского государственного университета был связан с запуском в южной столице сети интернет-клубов, так что последующее обращение к ИТ-отрасли стало логичным.

Идея перевести десятилетиями работавший по старинке дистрибьюторский бизнес в «цифру» пришла к Оспанову, когда он устроился на работу в компанию, специализировавшуюся на доставке товаров. Решения по автоматизации процесса доставки, существовавшие на тот момент на рынке, были рассчитаны преимущественно на крупные торговые сети, но не подходили для магазинов «у дома» и заведений общепита. Мысль создать специальный продукт для МСБ захватила предпринимателя, и позднее, уйдя из компании, он взялся за ее практическую реализацию.

Изначально поставщик публиковал в системе Smart Satu перечень имеющихся товаров с краткой информацией и ценами, принимал заказ в режиме реального времени и производил доставку. Товароведы и владельцы магазинов могли, зайдя в систему, выбрать и заказать нужный товар.

Первыми модель оценили крупные дистрибьюторские компании, испытывавшие трудности с поставками в мелкие торговые точки. Поворотной точкой в истории развития Smart Satu стал 2016 год. Проект выиграл национальный конкурс стартапов и получил право представлять Казахстан в ведущем международном конкурсе Seedstars World.

При оценке $10 млн в проект инвестировал $3,3 млн известный бизнесмен Маргулан Сейсембаев. Инвестиции позволили усилить команду в Алматы, открыть офис в Москве и офис разработки в Минске – местный Парк высоких технологий к тому времени стал одним из самых известных IT-кластеров в Центральной и Восточной Европе. Основатель нацелился на экспансию в страны СНГ и дальнего зарубежья, где интерес к Smart Satu подогрели в том числе публикации в Forbes Kazakhstan.

Со временем в приложении появилась аналитика, благодаря которой пользователи могут оценить, какие объемы и доли рынка в разных товарных категориях занимают те или иные производители, выявить перспективные рыночные ниши, отслеживать оборот товаров по различным критериям. По мере подключения платежных сервисов Smart Satu трансформировалась в платформу не только для магазинов и поставщиков, но и для банков.

- Мы смогли построить экосистему, которая выгодна всем, сумели придумать и реализовать платежные инструменты прежде всего потому, что хорошо представляем, как должен выглядеть процесс со стороны всех вовлеченных участников – магазинов, поставщиков, банков, платежных систем. Будущее именно за такими экосистемами, объединяющими продукты, сервисы и услуги. У нас есть понимание, как Smart Satu будет развиваться дальше, но… слона надо есть по кусочкам, – улыбается Оспанов.

Глобальные партнеры

За 2018–2020 годы к экосистеме было подключено свыше 100 дистрибьюторов и более чем 8000 торговых точек. Smart Satu развивался как SaaS-продукт и перешагнул географические границы – облачная модель позволяет присоединиться к ней пользователям в любой точке мира. Впрочем, уверен Оспанов, границы – это условность, которая существует в нашем сознании и в сегодняшних реалиях все меньше становится преградой для ведения бизнеса. Так, во время карантина в удаленном формате к платформе был подключен крупный украинский дистрибьютор, который теперь развивает Smart Satu в своей сети под брендом Global Product. Партнером казахстанской компании также стал российский дистрибьютор «Дикси» с франшизой продуктовых магазинов «Первым делом». При этом в последнем случае всего за три месяца работы через платформу оборот магазинов увеличился более чем в 3 раза, а количество заказов выросло более чем в 5 раз.

ФОТО: архив пресс-службы

- В нашем приложении магазины видят гораздо больше артикулов, чем обычно предлагают торговые агенты, а значит, могут заказать не только самые ходовые товары, но и те, о наличии которых у дистрибьютора они бы не догадались, если бы не Smart Satu. До конца 2021 года мы планируем подключить к платформе более 20 000 магазинов, которые в конечном итоге получают дополнительную выгоду, поскольку становятся более инновационными, в том числе за счет перехода на безналичные платежи, – объясняет собеседник.

2018 год стал важным в истории Smart Satu – началось развитие партнерства c Visa. Оспанов вспоминает, как накануне очередной поездки в США, не особо надеясь на успех, попросил партнеров из российского подразделения Visa помочь установить контакты с их американскими коллегами. Спустя несколько дней он обнаружил в почтовом ящике сообщение от представителя Visa Тима Юрала, договорились о встрече. И лишь придя в офис Visa в Сан-Франциско, выяснил, что Юрал является вице-президентом компании и представляет департамент глобальных коммерческих платформ.

После презентации проекта Visa заинтересовались казахстанским продуктом, и в 2020 году стороны подписали соглашение о партнерстве на уровне региона CEMEA.

По словам Оспанова, партнерство приносит выгоду обеим сторонам. Visa получила еще один канал для внедрения платежных инструментов в сегменте B2B-платежей, а казахстанская платформа – новые возможности для масштабирования платформы при поддержке сильного партнера.

- В B2B-платежах продовольственного сегмента, где все было завязано на счета-фактуры либо на наличные, мы первыми смогли предоставить такую возможность для малого бизнеса в рамках Smart Satu, а глобальной платежной системе это приносит дополнительные объемы безналичных платежей, – поясняет собеседник.

«Пробным шаром» стал первый B2B-платеж на базе QR-платежей Visa, реализованный Smart Satu в партнерстве с Народным банком в 2019 году. По словам Оспанова, решению пойти в QR поспособствовала популярность этой технологии в странах с развитым малым бизнесом, где она используется как альтернатива POS-терминалам, приобретение которых накладно для предпринимателей. Проект оказался удачным и перспективным, Народный банк и Smart Satu продолжают сотрудничество в развитии направления B2B-QR-платежей. Параллельно Оспанов принял решение пойти в e-commerce в B2B-сегменте.

Скорая помощь

Идея продукта, который Smart Satu в партнерстве со Сбербанком Казахстана запустил этим летом, возникла благодаря… COVID-19, а точнее, карантину, который оказался нелегким испытанием для отечественного малого бизнеса. Многим магазинам «у дома», небольшим кафе и ресторанам пришлось временно свернуть деятельность, непростым делом оказалось и возобновление работы после перерывов.

- Одна из главных сложностей связана с дефицитом денежной ликвидности: у предпринимателей нет денег, чтобы купить необходимые продукты и восстановить работу, а поставщики и дистрибьюторы, также пострадавшие от «коронакризиса», не могут отпускать товары в рассрочку, как делали это раньше, – говорит Оспанов.

Smart Satu и Сбербанк Казахстана предложили предпринимателям выход из положения. Во-первых, для восполнения дефицита денежных средств предприниматели теперь могут получить корпоративную кредитную карту Сбербанка Казахстана с первоначальным лимитом в 250 тыс. тенге и бесплатным периодом до 50 дней.

Кредитный лимит возобновляемый, им можно пользоваться неограниченное количество раз. Сведены к минимуму условия выдачи: компания или ИП должны работать в сфере малого или микробизнеса не менее трех месяцев, у предпринимателя не должно быть текущей просроченной задолженности и отрицательной кредитной истории.

ФОТО: Андрей Лунин

Во-вторых, в рамках партнерства был разработан новый продукт для безналичных взаиморасчетов. Smart Satu осуществила интеграцию со Сбербанком Казахстана и подключилась к его процессингу. Теперь предприниматель в приложении Smart Satu может единожды подвязать корпоративную карту банка, принимать на нее деньги от покупателя и осуществлять прямые платежи поставщикам-дистрибьюторам согласно своим заказам.

По словам Оспанова, здесь можно провести аналогию с сервисами такси. До появления Uber и «Яндекс.Такси» пассажиры и водители регулярно сталкивались с проблемами, связанными с наличностью: одним нужно было оплатить проезд, другим – дать сдачу. С запуском выше­упомянутых сервисов достаточно подвязать карту в приложении и не испытывать неудобств. Smart Satu становится подобным сервисом для участников FMCG-рынка.

Система безналичных расчетов работает следующим образом. Через приложение Smart Satu магазин формирует заказ дистрибьютору, при этом ему доступна возможность безналичной оплаты. Для удобства и быстроты магазин подвязывает свою корпоративную карту в приложении посредством ввода минимальных реквизитов. При поставке товара он проверяет все детали заказа (перечень, количество), при необходимости вносит корректировки в системе Smart Satu и оплачивает заказ согласно фактической поставке. Система сохраняет все изменения заказа и детали платежа. Подтверждение о прохождении оплаты поставщик и магазин получают моментально через любой удобный канал коммуникаций. Для расчета с поставщиками магазин может использовать ту же корпоративную кредитную карту Сбербанка Казахстана с оборотным лимитом, пополнение которого осуществляется за счет безналичных платежей от покупателей – для их приема достаточно установить на смартфон приложение SberPOS, имеющее весь функционал POS-терминала.

На пути к сердцам целевой аудитории, признается Оспанов, пришлось преодолевать недоверие, выходить «в поле», доказывать и показывать представителям МСБ, привыкшим доверять только наличности, что продукт не несет подвоха в виде скрытых комиссий и от его внедрения выигрывают все. Магазин, аккумулируя деньги от реализации товаров на корпоративной карте, производит платежи в пользу поставщиков-дистрибьюторов и производителей. Предпринимателю не обязательно держать в кассе большой объем наличных денег, обращение которых в условиях пандемии к тому же увеличивает риск распространения инфекции. Наличие кредитного лимита на карте обеспечивает ликвидность и создает возможности для расширения ассортимента реализуемой продукции. Дистрибьютор сокращает расходы на инкассацию наличной выручки, получает деньги на расчетный счет непосредственно после оплаты, без отсрочки, к тому же нивелируются риски кражи, утери наличных денег. В плюсе остаются государство и банки. Первое получает полностью прозрачную модель, участники которой не уклоняются от уплаты налогов, а вторые – возможность расширения и комплексного развития линейки продуктов для малого бизнеса. Сегодня возможность заказать продукцию через приложение Smart Satu и оплатить ее посредством технологий B2B-e-commerce от Сбербанка Казахстана есть у магазинов, сотрудничающих с глобальными партнерами проекта Smart Satu – компаниями Metro и ALIDI (официальный дистрибьютор Mars & Wrigley и ТМ «Роллтон»).

Еще одно нововведение, которое уже реализуется в рамках данного совместного проекта, – возможность удаленного скоринга и выдачи корпоративных виртуальных карт в приложении Smart Satu. Это позволит предпринимателям в любой точке Казахстана без посещения отделения банка получить доступ к комплексу сервисов для бизнеса – онлайн-заказам с возможностью безналичной оплаты.

- Я давно хотел, чтобы револьверные карты могли получать не только «физики», но и юридические лица, и идея подобного проекта возникла не спонтанно – просто не было технологической возможности ее воплотить. Продукт, который мы предлагаем, без преувеличения уникален, и это продукт отечественный. В настоящее время мы проводим интеграцию с компанией Cyber Source, это международный платежный сервис (включая процессинг и управление платежами), который в свое время приобрела Visa. Благодаря этому партнерству мы, используя технологии Visa, сможем легко реализовать аналогичные решения для бизнеса с любым банком в мире и предлагать подразделениям того же Metro в других странах развернуть аналогичный проект. Возможность быстро запускать нашу платформу повсеместно очень важна для нас, – подчеркивает Оспанов.

Плюсы и минусы новой реальности

Еще одна важная причина, по которой нужно стремиться на глобальный рынок, признает собеседник, связана с валютными рисками. Локальный проект, привлекая долларовые инвестиции, из-за девальвации вынужден отдавать все больше заработанных денег. Выход же на рынки других стран и возможность заработка в иностранной валюте позволяет избежать этого.

Общий объем инвестиций, привлеченных за время существования Smart Satu, составил $6,8 млн. В 2019 году, при оценке $30 млн, в проект $1 млн инвестировал предприниматель и финансист Бахт Ниязов. В 2020-м, при оценке $40 млн, $500 тыс. вложил частный инвестор Талгат Исмаил. В настоящее время компания готовится привлечь $5 млн при оценке $50 млн.

По информации Оспанова, проект стремится закрыть сделку с большим стратегическим фондом, что откроет широкие возможности выхода на мировой уровень. Интерес к Smart Satu проявляют фонды из Сингапура, США и Европы. План-максимум основателя на этот год – запустить пилоты в Америке и Юго-Восточной Азии.

ФОТО: Андрей Лунин

Ближайшее будущее покажет, попадут ли эти планы под влияние «коронакризиса». Сам Оспанов считает, что «черный лебедь» приносит не только проблемы, но и возможности, главное – увидеть их:

- Для предпринимателей, чья деятельность связана с IT, ситуация в чем-то изменилась к лучшему. Потенциальные инвесторы в лице фондов обращают внимание не на все проекты, как было раньше, а лишь на те, которые показали устойчивость во время кризиса и реализуются в отраслях, меньше подверженных риску. Ребятам, решившим создавать новые проекты, нужно смотреть на несколько шагов вперед, оперировать в менее рисковых сферах, понимать, что новая реальность – это надолго и нам всем предстоит адаптироваться к ней.

В то же время, признается собеседник, «коронакризис» ударил и по бизнесу Smart Satu, вынудив отправить в отпуск без содержания «полевую» команду, а также временно сократить зарплаты остальным сотрудникам. Многие вещи, которые раньше делали члены команды Smart Satu, теперь отданы на исполнение поставщикам. Например, те самостоятельно подключают к системе свои магазины. Оказалось, что такой подход эффективнее, люди, собственными силами организовавшие процесс, более отчетливо видят связь между системой и ростом продаж, величиной среднего чека. В какой-то степени Оспанов считает везением, что пандемия произошла именно сейчас, когда Smart Satu стал полноценным продуктом, установить который поставщики могут своими силами, а человеческий фактор перестал быть ресурсом, необходимым для дальнейшего роста.

- В «коронакризис» жизнь не остановилась – она просто частично переместилась в онлайн. Возможно, раньше кого-то покоробило бы предложение провести деловые переговоры по Zoom, а не в формате личной встречи. Но сегодня другого варианта нет, хотя лично для меня живое общение не заменишь ничем, и готовность утром провести переговоры в Москве, в обед – в Минске, где работает часть нашей команды, а вечером вылететь в Нью-Йорк – это лишь вопрос того, где остановиться на ночь. Нужно работать в предлагаемых обстоятельствах, не опускать руки. После кризиса выживут не все, но тот, кто выстоит, станет сильнее, – уверен предприниматель.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить