Шымкентский Голливуд

17314

Кинокомпании ЮКО снимают популярное среди местного населения и прибыльное кино на казахском языке

Частные кинокомпании Южно-Казахстанской области становятся родоначальниками новой тенденции в локальной киноиндустрии – производство малобюджетного кино преимущественно на казахском языке. Объемы кинопроизводства пока не могут сравниться с масштабами Нолливуда (Нигерия) или Болливуда (Индия), однако они совпадают в стремлении заполнить внутренний рынок локальным контентом и в итоге сделать местное кино прибыльным бизнесом.

Пока сложно говорить об объемах киноиндустрии ЮКО, но можно оценить потенциал, ориентируясь на лучших. Для сравнения: кинематограф Нигерии, который начал бурно развиваться в 1990–2000-х годах, ежегодно в развитие экономики страны вкладывает $500 млн, а отчисления Голливуда в экономику Калифорнии составляют $16 млрд в год.

Не 20th Century Fox, но все же…

На сегодняшний день в Шымкенте насчитывается около 10 официально зарегистрированных кинокомпаний, среди них крупнейшими считаются «Жайдарман», «Х-метод», «Юг экшн», «Шымкент Пикчерз», анимационная киностудия «Сақ». Каждая кинокомпания в год производит в среднем по две картины бюджетом $10–30 тыс. каждая. В совокупности пять кинокомпаний снимают порядка 10 фильмов в год, из которых в прокат выходит восемь-девять картин. В планах кинокомпаний нарастить производство фильмов на казахском языке. И поможет им в этом переход кинотеатров с пленки на цифру. 

«Раньше сложность заключалась в том, что кинотеатры работали только с кинопленкой, а, как известно, производство фильма на пленку – это дорогостоящий проект, и наш бюджет не позволял это делать. Теперь кинотеатры оцифровываются, а это значит, что снять фильм с маленьким бюджетом и показать его стране стало намного реалистичнее», – говорит сценарист и режиссер Шапагат Орынбаев.

Если говорить о бизнес-моделях шымкентских компаний, то здесь нет ничего нового. Главной остается прибыльность. Кинокомпании также учитывают в своих моделях работы такой важный момент, как привлечение денег. Не рассчитывая на государственную помощь, шымкентские кинокомпании сами изыскивают средства. «Чаще всего мы вкладываем собственные средства в производство фильма, иногда нам помогают наши знакомые, реже – частные компании или физические лица», – отмечает директор кинокомпании «Жайдарман» Бакберген Асанбаев.

Найденные средства бюджетируются, и начинается процесс производства фильма по стандартной схеме, которая включает в себя несколько периодов: предподготовительный, подготовительный, съемочный период и постпродакшн. При этом весь процесс занимает порядка четырех-пяти месяцев. Параллельно с процессом производства картины кинокомпания ведет переговоры с прокатчиками и запускает рекламную кампанию, применяя стандартные инструменты – прокручивание трейлеров и клипов, запуск баннерной рекламы в интернете, расклеивание афиш и так далее. 

«При распределении бюджета половину суммы мы заранее закладываем на рекламу. Иногда получается так, что съемки фильма обходятся дешевле, чем его реклама», – рассказывает Шапагат Орынбаев. 

Так, при бюджете картины $10–30 тыс. на рекламу тратится порядка $2–15 тыс. Интересно, что больше всего денег, сил и времени на промотирование ленты и проведение переговоров с прокатчиками тратится в крупных городах и областных центрах. Иногда переговоры с крупными прокатчиками не венчаются успехом – все дело в недостаточно высоком качестве производства. И картины, несмотря на то что пользуются большим спросом среди населения, выходят в прокат в таких кинотеатрах, как «Казахстан» и «Шымкент», а также в зале Областного театра оперы и балета.

Ситуация в районных центрах иная. По словам Бакбергена Асанбаева, в кинотеатрах таких районных центров, как Жанаозен, Кулсары, Макат и другие, с удовольствием показывают фильмы на казахском языке и особых затрат на раскрутку фильма там не требуется. 

Как отмечают кинокомпании, вложенные деньги в картину, как правило, отбиваются. По данным директора кинокомпании «Жайдарман», с каждой ленты компания получает прибыль в размере $10–15 тыс. При этом картина держится в прокате в среднем от одной до четырех недель, а стоимость билета составляет 500–600 тенге. 

Так, за девять дней проката картина молодого шымкентского режиссера Шапагата Орынбаева «25 тенге» с бюджетом в $13 тыс. собрала $80 тыс. Эта сумма была поровну поделена между кинокомпанией «Жайдарман» и кинотеатром. Чистая прибыль компании составила $27 тыс.

Решение кинокомпании выпустить продолжение картины оказалось более чем оправданным. Вторая часть фильма «25 тенге – 2» (бюджет фильма $15 тыс.) в прокате заработала $120 тыс., увеличив выручку кинокомпании более чем в 1,5 раза ($45 тыс.).

«Обе части фильма пользовались популярностью среди шымкентских зрителей. Честно говоря, мы этого не ожидали. Впервые зал был полностью заполнен зрителями, картину приняли на ура», – говорит Бакберген Асанбаев. В прокате фильм шел 10 дней, в день было по три сеанса.

Популярность обусловлена тем, что при выборе жанра и тематики фильма создатели в основном опираются на взгляды и предпочтения зрительской аудитории. Для этого снимаются фильмы в комедийном жанре, так как рынок драматического кино переполнен турецкими, узбекскими фильмами. «Поэтому хочется внести что-то новое отечественное в репертуар зрителей», – отмечает Орынбаев.

Вместе с тем в Шымкенте снимают и анимационные фильмы. Более 10 лет в городе работает анимационная киностудия «Сақ» под руководством Батырхана Дауренбекова, по совместительству директора государственной кинокомпании «Оңтүстік фильм». По его данным, «Сақ» в год снимает пять-шесть анимационных фильмов продолжительностью 10–15 минут. В основном студия работает по заказу «Казахфильма», для которого сняла четыре анимационных фильма: «Қошқар мен Теке», «Момын мен қарашылар», «Толағай», «Маймақ қаз». Осенью 2013 года к запуску готовится 12-серийный мультфильм «Ертегілер елінде» по заказу республиканского телеканала «Балапан».

Завершающим звеном после показа ленты в кинотеатрах является распространение фильмов на дисках. Кинокомпании выпускают совместно с аудио- и звукозаписывающими компаниями DVD-диски, которые реализуются на базарах, реже в магазинах сети «Меломан».

Нолливуд в цифрах

• В Нигерии, как и в США и Индии, существует свой кинобренд – Нолливуд. Это самая производительная киноимперия в мире. Только в 2005 году Нолливуд выпустил более 2500 фильмов – против 485 картин, созданных в Соединенных Штатах, и 1091 в Индии. 

• $20–30 тыс. – бюджет одного нолливудского фильма. Это примерная стоимость одной секунды голливудского фильма «Темный рыцарь: Возвращение Легенды».

• 20 дней составляет срок производства одной картины. Из-за низкого бюджета фильмы приходится снимать быстро, поэтому времени на репетиции и пересъемки нет.

• Фильмы копируются на диски формата VCDs стоимостью 15 центов за диск. В оптовой продаже фильмы стоят 80 центов и $1–2 в рознице.

• В среднем копии одного фильма продаются тиражом 40 тыс. экземпляров.

 

В частности, у кинокомпаний «Жайдарман» и «Х-метод» заключен договор с компанией АСD о производстве лицензионных DVD-дисков. При этом на одном диске записывается сразу несколько фильмов разных кинокомпаний. Максимальное число копий, которое делает звукозаписывающая компания АСD, 10 тыс., и реализует их по 500 тенге за штуку. Весь тираж реализуется в течение двух-трех лет, и всю прибыль с продажи АСD оставляет себе. По контракту кинокомпания имеет право взять лишь до 200 копий. 

В этом смысле «пираты» намного активнее работают на рынке CD-дисков. «Стоит выпустить фильм, как через 12 часов у «пиратов» уже есть копия картины на дисках в плохом качестве, а спустя пару дней – в хорошем качестве и уже во всех точках продаж, – рассказывает Шапагат Орынбаев. – По моим подсчетам, с одной картины «пират» на одной точке за полгода выручает 1 млн тенге». При этом ущерб, нанесенный «пиратами» кинокомпании «Жайдарман», за последние три-четыре года он оценивает в $100 тыс.

Покорить соседние страны

Кроме вопросов финансирования, производства, проката и раскрутки картины на сегодняшний день актуальным вопросом становится расширение территории проката фильмов шымкентских кинокомпаний за счет сопредельных рынков. Как отметили игроки рынка, официального проката картин пока не было, но известно, что есть частные лица, которые посмотрели фильм в Бишкеке на дисках и в интернете, и остались довольны. 

«В планах выйти на рынок Кыргызстана, что касается Узбекистана, то для показа фильмов в сети узбекских кинотеатров возникает много бюрократических сложностей. В частности, необходимо получить разрешение Министерства культуры Узбекистана на показ картины, а также другие разрешающие документы у художественного совета касательно контента фильма и так далее», – поясняет Асанбаев. И это является главным барьером для выхода на узбекский рынок.

Конечно, говорить о том, что сегодня в Казахстане существует сильный конкурент «Казахфильму», пока рано, но следует отметить, что первые предпосылки создания коммерчески успешного кино на казахском языке уже есть. 

 
   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить