Помощь по велению душ

56749

В Казахстане работает много мелких благотворительных организаций, но институт благотворительности в обществе по-прежнему не развит. Кому довериться при желании оказать помощь?

Согласно исследованию, проведенному по инициативе британской международной благотворительной организации Charities Aid Formation в 2012 году, Казахстан занимает 115-е место среди 146 государств по показателю, который измеряет достижения стран мира с точки зрения отношения их населения к благотворительной помощи (всемирный индекс благотворительности – The World Giving Index). В Казахстане только 10 % людей (исследование проводилось среди городского населения) делают пожертвования на благотворительные цели, 20 % участвуют в волонтерской деятельности, 30 % населения оказывает мелкую помощь нуждающимся.

В РК самая популярная форма оказания помощи – милостыня на улицах

В 2012 году также проводился социологический опрос (Ассоциацией благотворительных организаций и Центром изучения общественного мнения), в котором приняли участие 1200 респондентов из 16 регионов Казахстана в возрасте от 18 до 60 лет. Опрос показал, что большинство респондентов готовы оказывать и оказывают благотворительную помощь (88,3 %), но только 9,7 % регулярно, 11,8 % не оказывают никакой помощи, остальные помогают в редких случаях. Самыми распространенными формами оказания помощи в Казахстане являются милостыня на улице (24,2 %), передача вещей (22,6 %), денежные пожертвования на нужды мечетей и церквей (18,6 %). В том, что благотворительностью нужно заниматься только самим, убеждены 25 % опрошенных, и 23 % респондентов согласны с необходимостью обращаться в специализирующиеся на этом организации. При этом население Казахстана плохо осведомлено или вообще не знает о деятельности благотворительных НПО (41,2 %).

Подходы казахстанских благотворителей часто довольно странные: по статистике фонда «Бауыржан», за прошлый год на средства благотворителей построено 2700 мечетей, 13 спортивных и лишь 10 социально-культурных объектов. Причина в том, что постройка мечетей – единственная форма, которая не влечет за собой бумажную волокиту. И уж совсем мало что людям известно о таких формах помощи, как экспертная и интеллектуальная помощь, когда специалисты выделяют свое время для оказания бесплатных консультаций, например юристы, IT-специалисты.

Плохую репутацию всему институту благотворительности создали, в том числе, многие неправительственные организации – они открываются и работают только при получении гранта. После его реализации их работа завершается. И не все фонды являются прозрачными организациями. Но есть у нас и хорошие примеры.  

Общественный фонд «Бауыржан» был основан в 2004 году и поддерживает работу благотворительных НПО и меценатов. Он проводит ежегодную премию меценатам «Алтын журек», ежегодную конференцию «Благотворительность в Казахстане». С 2010 года запущен проект – школа для руководителей НПО, занимающихся благотворительностью. Второе направление фонда – социально значимые проекты, направленные на решение острых проблем общества. Ежегодно фондом проводится три научно-практические конференции, на которых исследуются проблемы в области благотворительности. Фонд «Добровольное Общество «Милосердие» основан в 2006 году. Один из проектов фонда – акция «Подари детям жизнь» по сбору средств на лечение детей, страдающих заболеваниями, которые не лечатся в Казахстане. Для желающих помочь предлагается несколько вариантов: онлайн-пожертвования, отправка смс, также предоставлены банковские реквизиты. На сегодняшний день «Добровольное Общество «Милосердие» собрало средства, на которые уже прооперировано 388 детишек, и эта цифра растет с каждым днем.

Благотворительный фонд «Бота» был зарегистрирован в 2008 году. Первоначальный капитал фонда составлял $84 млн, возвращенных в Казахстан. Сегодня капитал фонда составляет приблизительно $115 млн. Основная цель фонда – улучшение жизни малообеспеченных казахстанских детей и молодежи через инвестиции в их здоровье, образование и социальное благополучие.

Плохую репутацию всему институту благотворительности создали, в том числе, многие неправительственные организации. Но есть у нас и хорошие примеры

Благотворительному фонду «Аяла» в этом году шесть лет. На своем официальном сайте www.ayala.kz фонд размещает полную информацию о своих проектах, на которые он уже потратил более 565 млн тенге. Фонд занимается сбором средств для более чем 10 проектов: «Дыши, малыш», «Вдохнем жизнь», «Тепло домашнего очага» и другие. Фонд занимается сбором средств для покупки медицинского оборудования в детские реанимационные отделения, для приобретения книг в сельские библиотеки, для создания в детских социальных учреждениях домашнего уюта и многое другое. 

Роман Райфельд,

директор по связям и развитию благотворительного фонда «Бота»

В сентябре прошлого года я серьезно анализировал тему благотворительности, это вылилось в публикацию «Как творится добро в Казахстане». В статье была попытка понять, почему Казахстан оказался на 110-м месте (из 153) в мировом рейтинге благотворительности. Один из ответов на вопрос как раз раскрывался через работу фондов. Профессиональными из них можно назвать лишь несколько, и те так или иначе связаны с зарубежными организациями или опытом («Евразия», «Сорос», «Бота»). Эти фонды – хорошая школа для казахстанских организаций.

К вопросу об «отмывании» денег, которое может осуществляться за счет благотворительности. Думаю, если криминальные деньги идут на что-то доброе, то это лучшее, чему они и могут послужить. «Бота», к примеру, возник на обломках так называемого «Казахгейта». И слава богу, что благодаря усилиям правительств трех стран все эти $84 (позднее – уже $115) млн решили отправить на благотворительность, причем туда, откуда эти деньги и пришли, – в Казахстан.  Благотворительность нужна разная. Заниматься с соседскими ребятишками бесплатно рисованием час в неделю – это тоже благотворительность. Точек приложения усилий огромное количество, и даже, как сказала однажды Аружан Саин, если ты будешь делать хоть что-то, то для конкретного человека жизнь может измениться».

Аскар Калиев,

директор Ассоциации благотворительных организаций

К сожалению, у нас нет понятия «профессиональная благотворительность», хотя нам давно уже пора переходить на этот уровень. Можно сказать, что сейчас в сфере благотворительности наблюдается хаос. Например, алматинские детские дома завалены подарками, но если выехать за пределы города, то увидим острую нужду. Казахстанцы хотят помогать, но, как правило, идут туда, что первое придет им на ум.

Про детские дома за пределами больших городов многие просто не знают. И в том же Алматы есть и другие сферы, которые нуждаются в поддержке, помимо детских домов. Главная задача, которая сегодня стоит перед государством и благотворительными фондами, это повысить информированность населения. Для этого нужны профессиональные кадры, люди, которые все время работают в этой сфере, работают полный рабочий день, которые хорошо информированы. Волонтерство в некоторых случаях может даже навредить.

Нашей ассоциацией уже выдвигалась идея о том, чтобы поднять налоговые послабления с 3 до 10 %. В Восточной Европе физические лица могут дать поручение налоговым органам 1 % от уплаченного налога направить в какую-нибудь благотворительную организацию. Представьте, если от 10 тысяч тенге 1 % это 100 тенге, то сколько можно собрать в больших городах, как Алматы! Это будут огромные суммы.

Жулдыз Омарбекова,

руководитель общественного фонда «Бауыржан»

Если говорить об истинной благотворительности, когда помогают не за блага, а по велению души, то в Казахстане благотворительности почти нет. Есть лишь единичные примеры, и они сконцентрированы, как правило, в Южно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях. Для такого малочисленного населения у нас большой процент богатых людей, хотелось бы, конечно, обратить их внимание на сферу благотворительности. Увы, из крупных бизнесменов – таких, о которых мы читаем в списках Forbes, нет никого, кто занимался бы соответствующей их уровню благотворительностью, есть средней руки бизнесмены, но их фамилии общественности не известны. Для бизнеса понятия благотворительности нет вообще, есть только спонсорская помощь. Но и это хорошо. Мой девиз – «Не важно как, главное, чтобы добрые дела делались». 

На условиях секретности компании признавались нам, что при акиматах областей и районов существуют фонды, занимающиеся сбором средств на благотворительные цели, и они почти принуждают бизнес делать пожертвования. Суммы сборов колеблются от 2 до 200 млн тенге, но никакой отчетности не предоставляется, предприниматели не знают, куда уходят деньги. Основная беда Казахстана – коррупция дошла и до благотворительности, поэтому сомнения людей понять можно. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить