Игра с пустотой

7778

Как реализовывалась комиксовая эстетика в фильме «Джокер»

«Джокер» – это в своем роде интеллектуальное кино, которому придавалась особая зрелищность

В скором времени в прокат выйдет казахстанский фильм «Джокер». Режиссер фильма Талгад Жаныбеков своим примером показал, как можно снять востребованное в Казахстане кино. И дело не только в интригующем сюжете. Значительная часть фильма снималась в павильоне киностудии «Казахфильм» на зеленом фоне – «зеленке». Из-за особенностей жанра в картине использовано большое количество компьютерной графики.

– Талгад, почему вы приняли решение снимать картину на зеленом фоне?

– Когда в 2010 году мы с Гизатом Султановым приступили к написанию сценария, постепенно приходили к пониманию того, что сюжет в большей степени имеет комиксовую направленность. Поэтому, когда стало понятно, что по этому сценарию мы хотели бы снять фильм, было решено: картина должна быть черно-белой и сниматься на «зеленке», чтобы достигнуть эффекта комикса, нуара. Это также позволило нам не тратить огромные деньги и силы на поиск и съемки нужных интерьеров – мы их создали с помощью компьютерных технологий. Уверен, не воспользуйся мы этим приемом, вряд ли мы достигли бы нужного эффекта, тем более в условиях ограниченного срока кинопроизводства. То есть мы изначально сознательно шли в сторону комиксовой эстетики. Хотя эта культура нам не очень знакома, в отличие от тех же американцев, для которых комиксы равносильны их мироощущению. 

– Опишите, пожалуйста, весь процесс создания картины – от написания сценария до стадии постпродакшн?

– Формально создание фильма делится на несколько периодов: предподготовительный, подготовительный, съемочный период и постпродакшн. К написанию сценария, как уже говорил, мы приступили осенью 2010 года и уже осенью 2012-го закончили съемки картины. Но сказать так – значит не сказать нечего. Конечно, это огромный труд. Труд моих коллег и друзей, которых, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить. Стоит отметить, что сценарий редактировался вплоть до съемок из-за коррекции визуальной и драматургической концепций, изменения актерского состава и некоторых других моментов. В предподготовительный период мы завершили работу над «аниматиком» к картине, за что отдельное спасибо Александру Рубанову и его команде, в декабре мы закрыли этот этап. В подготовительный период начали рисовать эскизы, проводить кастинг, делать видеопробы. Все, кто был вовлечен в работу, были воодушевлены проектом и выкладывались с большим энтузиазмом.

Все это продолжалось до очень важной, даже этапной точки не только для картины, но и для меня лично. Весной 2012 года у меня состоялась встреча с Арманом Шураевым, во время которой я показал ему сценарий. Он его прочел и сказал, что поддержит проект. Затем я познакомился с Арманжаном Байтасовым и Тимуром Сатыбалдиным. После нескольких совместных встреч было принято решение запускать картину. Вскоре нам удалось подписать договор с «Казахфильмом». 

В июне 2012 года мы официально объявили подготовительный период. И уже 9 июля мы вошли в съемочный период, который длился 28 дней. Благодаря спланированной работе второго режиссера Ольги Шуппо мы без особых проблем отработали съемочный период. 

Нужно отметить, что профессионалов в области визуальных эффектов у нас сложно найти. Несмотря на то что мы скрупулезно проработали весь сценарий в начале, мы были готовы только теоретически. Благодаря супервайзеру Данияру Абдыкадыр огромная работа по кеингу, компоузингу, моделированию заняла только один год. Учитывая весь объем, это, по-моему, очень даже неплохо.

– Почему и зачем решили пойти по непроторенной дороге?

– Есть желание идти в ногу с мировым кинематографом. Я убежден, в Казахстане можно снимать хорошее кино, включая авторское. В Казахстане независимое кино имеет право на существование. В этом смысле мне нравится, как работает Баян Есентаева. Она, как мне кажется, снимает абсолютно независимое кино и реально ни от кого не зависит. Картина «Джокер» – это в своем роде интеллектуальное кино, но при этом мы старались придать картине особую зрелищность, поэтому использовали достаточно много спецэффектов.

– Какие сложности были на съемках?

– Самое трудное было, наверное, с актерами – они не привыкли ориентироваться в «зеленке» и, возможно, какие-то вещи недопонимали. Поэтому я ставил им задачу, а они пытались ее выполнить. Ведь до конца всю картину видел только я. Играть с пус­тотой, в принципе, очень сложно, но я рад, что актеры с этим справились. 

– Сколько составил бюджет фильма?

– Картина «Джокер» – это совместный проект киностудии «Казахфильм», телеканала КТК и CAMD. Отвечу лишь, что средств было достаточно, чтобы воплотить проект в реальность.

– Что нужно сделать сегодня, чтобы казахстанские картины имели успех в прокате?

– Страна должна иметь не менее 50 млн человек населения, тогда кино будет отбиваться на родине, говорят западные продюсеры. Если мы хотим сегодня зарабатывать на своем кино деньги, то нам более выгодно делать копродукцию. Заключать контракты с российскими инвесторами, продюсерами и прокатывать картину на двух рынках (российском и казахстанском). 

– В вашей картине снимается известный российский актер Виталий Кищенко. Почему решили пригласить его? По вашему мнению, насколько влияет на прокатный успех казахстанского фильма участие российских звезд?

– Мы проводили кастинг довольно длительное время. И многих актеров на ключевые роли мы нашли практически в последний момент. Например, Денис Литуев, который играет в «Джокере» главую роль, появился в нашем поле зрения за два месяца до съемок, Айсулу Азимбаева – за две недели до начала съемок. Очень долго искали человека на роль Шамана, потому что, вы понимаете, это роль человека с очень сильной харизмой. Мы работали со многими актерами в Казахстане. Но остановились все же на Виталии Кищенко. Долго уговаривать не пришлось: прочитав сценарий, он сразу согласился сниматься у нас. Персонаж Дили-Дили, которого играл Ерболат Тогузаков – наша мегазвезда, появился сразу. Хочу отметить, что мы делали большой упор на кастинг. У нас нет ни одного случайного человека в кадре. Мы утверждали даже очень маленькие эпизодические роли. Все актеры были сознательно нами отобраны.

– Вы кропотливо работали над сценарием, подбором актеров, костюмами и так далее. Почему вы уделяли такое большое внимание деталям?

– Чем хорошее кино отличается от плохого? Наличием правды. Я как зритель должен поверить. Поэтому мне нужно было, чтобы актеры были убедительными. Если мы в кино не верим происходящему, то постепенно начинаем его отрицать. Для убедительности происходящего в нашей картине мы также очень скрупулезно поработали и над звуковыми эффектами. За это большое спасибо нашему звукорежиссеру Илье Коробейникову. И, конечно, отдельное спасибо за огромную работу оператору-постановщику Казбеку Амержанову и художнику-постановщику Муниру Ахмеджанову. 

– Над чем работаете сейчас?

– Творческих проектов много, особенно на сценарном уровне, есть проект на стадии предподготовительного периода, и, если все сложится удачно, то к съемкам приступим уже в будущем году. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить