Деньги на воде

5869

Как возродить находящийся в упадке промышленный город, такой как Милуоки? Сделать его глобальным хабом для разработки технологий по использованию ресурса, о котором в этом городе знают все

Sara Stathas для Forbes
Рич Миусен, генеральный директор Badger Meter, видит шквал возможностей для использования опыта Милуоки

В Милуоки жестокий январский холод: 18 ниже нуля, пронизывающий ветер, земля покрыта тонким одеялом хрустящего снега. В городе практически не видно жизни, за исключением небольшого отрезка реки Меномони, протекающей через южную часть городского центра. От воды поднимаются клубы пара, как будто там горячие источники, но на самом деле это просто теплая вода, которую сбрасывает электростанция, расположенная в миле отсюда по дороге к озеру Мичиган. Это лучшее напоминание о том, что даже в самые безрадостные дни у Милуоки есть вода. Много воды. Этому мегаполису на западном побережье озера Мичиган, выросшему в месте слияния трех рек – Милуоки, Меномони и Кинникининк – не раз приходилось переживать сложные времена. Вся его история связана с зависящими от интенсивного водоснабжения отраслями, такими как торговля мехом, производство мороженого мяса, кожевенная промышленность и пивоварение. И хотя многие из этих индустрий уже не работают или, как в случае с пивоварением, сократились в размерах, обслуживавшие их поставщики и квалифицированный персонал все еще здесь. Сегодня они разрабатывают и производят полезные предметы вроде счетчиков для воды, насосов и сантехнической арматуры, и за ними – будущее города.

Это звучит невероятно, но Милуоки из вымирающего промышленного центра превращается в Мекку высоких технологий, в частности, в области гидрологии. Сейчас в регионе работают свыше 150 компаний, чья деятельность связана с водой. В их числе такие гиганты, как A.O. Smith (водонагреватели), Badger Meter (счетчики для воды), Kohler (краны и ванны), Siemens (фильтры для воды), Veolia (фильтры для очистки сточных вод) и Pentair (управление напором и фильтры). Кроме того, в городе запускаются десятки стартапов в сфере технологий управления водными ресурсами. Для них здесь отличные условия: поддержка местных университетов, специальное финансирование от штата, квалифицированные сотрудники и, самое главное, прекрасные перспективы для бизнеса. 

По данным Global Water Intelligence, мировая водная промышленность оценивается в $483 млрд и растет на несколько процентов в год. У одной пятой населения планеты нет доступа к чистой питьевой воде, а к 2025 году в регионах, где не хватает воды, будут проживать 1,8 млрд человек. 

Для Милуоки это отличная возможность. «Мы знаем, как распоряжаться водой», – говорит Ричард Миусен, директор Badger Meter, стоящий во главе движения за реконструкцию Милуоки. В 2007 году Миусен посетил исследовательские лаборатории A.O. Smith по приглашению директора Пола Джонса. Его поразило то, насколько похожими проблемами занимались обе компании. Пол и Ричард решили провести общую встречу, на которую пригласили 80 местных компаний и общественных объединений. Так был основан Water Council – некоммерческая организация, ставшая единой платформой для развития технологий в области гидрологии с участием компаний и университетов. Water Council ставит перед собой предельно ясные задачи: поддерживать экономический рост в регионе, привлекать новых талантливых разработчиков и развивать технологии, которые позволят решить проблемы водоснабжения в мировом масштабе. «Мы хотим позиционировать Милуоки как Кремниевую долину технологий в сфере управления водными ресурсами», – говорит Миусен. Он понимает, что это невозможно без построения вокруг водной индустрии целой экосистемы. Его любимый пример – Уолт Дисней. В 1955 году кинокомпания открыла Диснейленд на территории бывшей апельсиновой рощи в Анахейме, Калифорния. Но в течение следующих 20 лет городок никак не продвигал себя как туристическое направление. Миусен рассказывает, что из-за неупорядоченного планирования получилось так, что Диснейленд остался единственным ярким пятном внутри блеклого городского пейзажа. В начале 1960-х Дисней решил построить еще один, намного более крупный парк развлечений в Орландо, но уже как курорт регионального значения. С самого начала компания привлекла местные власти и университеты, чтобы сразу заложить инфраструктуру для развития туризма для всего штата Флорида. Сегодня Университет Центральной Флориды – одно из лучших в США учебных заведений для специалистов в сфере туризма.

«Я спросил людей в Милуоки: мы хотим, чтобы у нас было как в Анахейме или как в Орландо?» – говорит Миусен. В академических кругах к нему прислушались. Университет штата Висконсин в Милуоки открыл Школу исследований пресной воды – первую в стране программу постдип­ломного образования в этой сфере. Еще один кампус Университета Висконсина в Уайтуотере теперь стал предлагать вторую специальность в управлении водными ресурсами.

Милуоки получил грант от Национального научного фонда на создание центра, где Университет Висконсина в Милуоки, Университет Маркетт и шесть работающих в городе компаний будут проводить совместные исследования. В лаборатории Университета Висконсина исследователи открыли способ с помощью тепла и света ускорить темпы роста американского окуня, что позволяет повысить улов в 12 раз. Расположенная в штате Индиана рыбоводная компания Bell Aquaculture уже инвестировала $50 млн в применение этой технологии. 

Этим летом старая фабрика по производству коробок, основанная в Милуоки более 100 лет тому назад, вновь откроется как новый Международный центр водных технологий. В семиэтажном здании разместится исследовательский центр и бизнес-инкубатор для стартапов в сфере водных ресурсов. Штат Висконсин предоставит гранты в размере до $50 тыс. каждому из шести стартапов. Для студентов постдипломных программ и предпринимателей здесь созданы прекрасные условия, например, к их услугам инновационная лаборатория по изучению течения воды. Вместе с ними будут трудиться ветераны отрасли с 30-летним опытом работы. Ожидается, что после того, как первые стартапы начнут успешно работать, на их место придут новые и центр будет генерировать одну компанию за другой.

Во времена, когда многие города с трудом сводят концы с концами, успех Милуоки становится показательным. Точные данные пока найти сложно, но известно, что город привлек $80 млн инвестиций на строительство зданий и инфраструктуры, в том числе $22 млн из частных фондов для создания бизнес-инкубатора. Гарвард готовит кейс, посвященный достижениям Милуоки. «Пример Милуоки особенно впечатляет, потому что он не связан с информационными технологиями. Здесь совершенно другая отрасль, – говорит профессор Гарвардского университета Розабет Мосс Кантер. – Для такого проекта необходимо незаурядное воображение. Нужно переориентировать людей, которые делают трубы и клапаны, и научить их заниматься бизнесом».

Все согласны, что проект работает во многом благодаря тому, что бизнес-лидеры не позволили государственным инициативам или ригидным бизнес-планам помешать реализации. Мэр Том Барретт не скрывает своей радости. «В первую очередь это частная инициатива, – говорит он. – Если бы мы начинали ее продвигать со стороны государства, то нам бы пришлось потратить много сил на то, чтобы заручиться поддержкой частного сектора». По мнению Миусена, самое главное сейчас – сохранять направление деятельности. «Если вам интересно заниматься кантри-музыкой, то в Милуоки вам делать нечего, – утверждает он. – Но если вы эксперт в управлении водными ресурсами, то в Милуоки вам самое место». 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить