Теракты в Европе глазами парижанина Берлина Иришева

184308

Как проживающие во Франции казахстанцы относятся к противостоянию радикальных мусульман и властей страны

Берлин Иришев
ФОТО: Андрей Лунин
Берлин Иришев

В конце октября и начале ноябре во Франции и Австрии произошел ряд терактов. Все началось с того, как президент Французской республики Эммануэль Макрон после убийства французского учителя Самюэля Пати (его обезглавили 16 октября за показ своим ученикам карикатуры на пророка Мухаммеда) назвал это «исламским террористическим актом», а затем добавил: «Единство и твердость – единственные ответы на чудовищность исламистского терроризма».

Ряд европейских стран, которые сегодня борются с очередной волной пандемии коронавируса и ввели карантинные режимы, усилили охрану границ, государственных и стратегических объектов. Во Франции и Австрии началось проведение специальных полицейских операций для поимки террористов и их сообщников. Тем временем главы многих государств, в том числе президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев строго осудили произошедшие теракты. 

Forbes.kz связался с руководителем Ассоциации казахстанцев во Франции (АКФ), режиссером, экономистом и автором Forbes.kz Берлином Иришевым, чтобы узнать, в какой обстановке сегодня проживают жители европейских городов.

F: Берлин Кенжетаевич, вы сейчас находитесь в Париже?

- Да. Даже если бы я и захотел, то не смог бы покинуть город, потому что во Франции введен карантин, все города закрыты. Собственно, как и границы. Въезжать в страну могут только французы. Ситуация очень тяжелая, поэтому обсуждается вопрос введения комендантского часа – за последние сутки (беседа происходила вечером 3 ноября - F) зарегистрировано около 52 тыс. инфицированных. По статистике, в Париже каждые 30 секунд заражается один человек. Все больницы переполнены.

F: Ситуация действительно непростая, но мир, как кажется, за последние 7-8 месяцев уже немного привык к подобному развитию событий. Бóльшим шоком стали произошедшие убийства в Париже, Ницце, Вене. Какая сейчас обстановка во Франции, других европейских городах на фоне этих ужасных событий?

- Эти теракты гораздо опаснее пандемии. Коронавирус мы сможем победить, когда будет создана вакцина. А вот это противостояние может, к сожалению, разрастись до небывалых масштабов, до глобального конфликта. Это вызывает беспокойство у многих жителей. Да, на период карантина сейчас нежелательно выходить из дома, но боюсь, что и после снятия этих ограничений многие будут бояться покидать свое жилье из-за того, что ты в любой момент можешь быть атакован. Кто может дать гарантию безопасности? Эти религиозные экстремисты создают большой ущерб всем, кто проповедуют религию цивилизованным образом, они бросают тень на всех мусульман.

Хотел бы отметить возраст террористов. Им всем по 18-20 лет, они без образования, легко поддаются влиянию, им вбивают в головы неверные религиозные толкования. Я понимаю, когда споры ведутся в полемике, на цивилизованном уровне, но отрезать головы – это преступление против человечества. Ситуация очень опасная. Уровень повышенной опасности сегодня объявлен не только во Франции и Австрии, но и в Великобритании, Германии, ряде других стран. А что будет дальше – трудно предсказать.

F: А власти или СМИ дают советы как вести себя в текущей ситуации?

- Ящик Пандоры открыт, и сейчас ситуация трудно предсказуемая. Ясно одно, что французское правительство будет твердо стоять на защите своих ценностей – свободе слова, прав и равенства. Это то, за что боролась Франция больше 200 лет назад и что отстаивали многие поколения французов. Это незыблемые принципы и основы государственности страны. Это и есть демократия. Власти будут делать все, чтобы все соблюдали законы республики. Они не позволят, чтобы им навязывали новые принципы, которые неприемлемы в этой стране. Правительство Франции принимает решение о закрытии и ликвидации ультранационалистической турецкой группировки «Серые волки». И честно говоря, ожидается, что власти сейчас усилят контроль за всеми национальными и религиозными общинами.

F: Считаете ли вы, что такое ожесточение отчасти могло быть вызвано карантинными ограничениями? Летом мы наблюдали бунты в США и Европе из-за расового неравенства. В СМИ высказывается предположение, что на фоне борьбы с коронавирусом люди озлобились, напряжение в обществе возросло.

- Безусловно, режим карантина давит на людей. Главное, нет свободы даже в передвижении.Но я бы не сказал, что в данной ситуации это стало причиной взрывов. Пандемия больше бьет по экономике государства и предприятий. Каждый месяц, проведенный в условиях ограничений, обходится Франции в 20 млрд евро прямых затрат из бюджета и еще 10 млрд евро в виде непоступления налогов.

При этом, если брать французов, они не сильно ощутили удар по своему карману. Государство заботится о своих гражданах; всем пострадавшим из-за коронавируса -  оставшимся без работы, отправленным в отпуска, работникам предприятий, которые не могут работать по причине ограничений, - выплачивается пособие в размере 85% от прежнего уровня зарплаты. Такая же помощь оказывается и предприятиям из наиболее пострадавших секторов. При этом за год на сберегательных счетах французов объем вкладов увеличился на 38 млрд евро. Так что в массе граждане не испытывают больших экономических затруднений. Таким образом, карантин под собой имеет продуманную экономическую программу поддержки и помощи, которые властям обходятся в 20 млрд ежемесячно. Такова цена карантина для государства.

F: Как казахстанская диаспора во Франции относится к противостоянию Макрона с экстремистами?

- Я полагаю, что все наши соотечественники, проживающие во Франции или других европейских странах, ценят и соблюдают принципы этой страны. Конечно же, мы поддерживаем решение властей о необходимости отстаивания основных принципов демократии. Наша ассоциация официально выразила соболезнования пострадавшим в ходе последних терактов и всем французам. Мы разделяем их трагедию и горе. Мы решительно осуждаем экстремизм и теракты, где бы они ни происходили – в Японии, США, Европе или Австралии - и против кого бы ни было. Мы выражаем солидарность с толерантностью, с терпимостью.

Мы не можем выражать сочувствие или тем более поддерживать экстремистов, к какой бы религии они ни относились, которые убивают ни в чем не повинных граждан.

F: Что думают местные жители по этому поводу?

- Французы привыкли жить так, как они живут. Конечно, для них всё это стало шоком. Франция всегда принимала граждан из разных стран, в особенности из Северной Африки и с Ближнего Востока. Сегодня здесь проживает около 5 млн мусульман. И посмотрите, кто является виновником последних терактов? Недавно прибывшие мигранты, которым страна дала возможность жить и работать, дала шанс им и их семьям на хорошую жизнь. Думаю, что отныне власти будут гораздо жестче смотреть на то, откуда прибывает мигрант в их страну. Человеку из мусульманской страны будет гораздо сложнее попасть во Францию или в другие европейские страны. Из-за кучки террористов пострадают простые люди.

F: Есть ли выход из этой ситуации? Что нужно делать, чтобы избегать подобных ужасных происшествий?

- Трудно говорить о том, как победить терроризм, религиозные противостояния. Буквально на днях я прочитал статью бывшего министра образования Франции Люка Ферри. Он выступил с критикой политики официальных властей. Он сказал, что выражение свободы мнения не означает, что это нужно доводить до крайности. Нельзя одними действиями – демонстрацией карикатур – травмировать других. Это тоже мнение.

Президент Жак Ширак также говорил, что свобода выражений должна использоваться в пределах разума и ответственности. Я думаю, что надо искать компромиссы, проявлять толерантность, осторожность. Да, есть свобода слова – и это очень важно, но мне кажется, нельзя использовать ее, чтобы впадать в ненависть и впадать в крайность, бравировать этим. Во Франции сегодня сложилась масса культур, религий, этнических образований – и все они проживают вместе. Не получится жить мирно под одной крышей, если каждый не согласится жить по тем правилам, которые приняты в этом государстве как цивилизованные.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить