Топ-5 антикризисных казахстанских художников-классиков

Искусство не меряется тоннами и квадратными метрами, этот рейтинг даёт представление о востребованности определенных авторов на арт-рынке Казахстана в период пандемии

Объединяет работы этих пяти художников высокая художественная ценность и представленность в музейных собраниях. Каждый из них обладает самобытностью и неповторимостью. Все они работали в одной временной эпохе, но шли своим независимым путем, не вписываясь в систему соцреализма.

В начале пандемии казалось, что кризис арт-бизнеса неминуем, так как картины не являются предметом первой необходимости, а скорее даже относятся к самому уязвимому в тяжелые времена сегменту – лакшери. Но, как говорится, что-то пошло не так, и спустя пару месяцев после начала пандемии вдруг начали появляться заказы на покупку произведений определенных художников. Причем как от постоянных клиентов, так и от новых. Можно ли говорить о новом тренде? Думаю, да. В первый год пандемии многие состоятельные семьи никуда не поехали отдыхать, а отсутствие ивентов отменило традиционный шопинг новых модных коллекций.

Появилась другая возможность манифестации своего финансового состояния. Люди стали больше проводить времени дома и приглашать в гости близких. При этом стали меньше выходить в свет. Больше задумываться о вечном и настоящем. Переосмысление ценностей, наверное, сыграло немалую роль. Можно смело говорить не о желании пустой траты денег, а именно о грамотном инвестировании. Ведь если оглянуться на прошлое, хорошо видно, что за любым кризисом идет подъем.

Вспомним XX век: мировые войны, революции, финансовые кризисы. Но импрессионисты, модернисты, старое искусство этого века бьют рекорды продаж. Рынок всегда восстанавливается. Капитализация экономики растет, денег в мире становится больше, а произведений искусства мастеров прошлого больше уже не станет.

Здесь главное – не ошибиться в выборе предметов инвестирования. Если это картины, то в первую очередь необходимо ориентироваться на то, что нравится, и выбирать из того, что проверено временем.

Очень радует и тот факт, что состоятельные люди стали больше приобретать произведений живописи и графики не только для подарков, но и для себя, для украшения стен своего дома, для того, чтобы показать друзьям и поговорить об искусстве, для того, чтобы передать по наследству, и в конце концов для того, чтобы в будущем, от которого никто не застрахован, выгодно продать.

Итак, при составлении рейтинга в учет брались продажи произведений искусства в период с мая 2020 по май 2021 года.

Первое место за работами Евгения Сидоркина (1930–1982).

Евгений Сидоркин, «Из мглы веков. Поединок», 1973 год. Бумага, автолитография. 80х65 см
Евгений Сидоркин, «Из мглы веков. Поединок», 1973 год. Бумага, автолитография, 80х65 см

Видимо, национальный эпос, от которого мастер не отходил на протяжении всего творческого пути, сейчас приобрел особую актуальность и смысл. Его работы возвращают к традиционным обычаям жизни народа, этакий уникальный культурный код, который не дает забыть прошлое.

Следующими идут произведения Жанатая Шарденова (1927–1992).

Жанатай Шарденов, «Ресторан в парке», 1978 год. Холст, масло. 70х50 см
Жанатай Шарденов, «Ресторан в парке», 1978 год. Холст, масло, 70х50 см

Его уникальные пейзажи, наполненные жизнью и мощью природы – вне времени. Он также был верен своему стилю, в его работах неизменно виден неповторимый почерк.

Третье место нашего рейтинга принадлежит работам Сахи Романова (1926–2002).

Сахи Романов, «Казы-карта, два ствола», 1970-е годы. Картон, масло. 50х35 см.
Сахи Романов, «Казы-карта, два ствола», 1970-е годы. Картон, масло, 50х35 см

Художник кино и лирико-эпических сюжетов писал в национальном стиле с большим чувством, передавая свои ощущения от увиденного.

Четвертое занимает графика Павла Зальцмана (1912–1985).

Павел Зальцман, «Окраина. Лист 3», 1974 год. Бумага, тушь, перо. 48,5х62 см
Павел Зальцман, «Окраина. Лист 3», 1974 год. Бумага, тушь, перо, 48,5х62 см

И снова мастер со своим характерным стилем. Его работы глубоко драматичны, портреты образов эпохи заставляют задуматься.

Финальными в нашем рейтинге стали работы Сергея Калмыкова (1891–1967).

Сергей Калмыков, «Небесная колесница», 1964 год. Фанера, масло. 76,5х54,5 см
Сергей Калмыков, «Небесная колесница», 1964 год. Фанера, масло, 76,5х54,5 см

Неважно, чудаком он был или гением – по уровню оригинальности и загадочности его работам нет равных. Это совершенно необыкновенная личность с таким же необыкновенным видением.

Максим Ткаченко, руководитель аукционного дома BonArt 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
4227 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить