Зачем Казахстану Central Asia Fashion

8419

В понедельник, 14 сентября, в Алматы открывается 16-я отраслевая выставка Central Asia Fashion, которая продлится до 16 сентября. Генеральный директор Catexpo, организатор центральноазиатской выставки моды Метин Арслан рассказал Forbes.kz, как fashion expo может способствовать развитию модной индустрии

Выставка проходит дважды в год. Нынешняя, осенняя, будет работать на 4 тыс. кв. м на территории выставочного комплекса «Атакент». Организаторы ожидают приезда 3800 байеров, собственников и владельцев бизнеса из Казахстана, стран Центральной Азии и Азербайджана. Более полутора тысяч участников CAF привозит за свой счет.

Зачем эти люди едут на Central Asia Fashion и что даст их участие в выставке Казахстану? Об этом в интервью Forbes.kz рассказал Метин Арслан, генеральный директор компании Catexpo, которая организует Central Asia Fashion.

Метин Арслан.

Протестантская этика турецкого подданного

F: Почему восемь лет назад вы решили организовать Central Asia Fashion?

- В действительности идея появилась 10 лет назад. На тот момент в Казахстане не было специализированной fashion-выставки, и я решил её организовать, потому что, на мой взгляд, в каждой стране, должна быть агропромышленная, автомобилестроительная, строительная выставки, а также выставка, связанная с индустрией моды.

Рынок оказался не готов к этому событию: практически не было производителей текстиля, одежды, рекламные компании не развиты, рейтелеры слабы, не хватало торговых площадей. Можно сказать, что в то время модная индустрия была представлена в основном продавцами на барахолке. Но я видел, что у Казахстана высокий потенциал развития индустрии моды (люди высокообразованны, у них есть вкус и желание хорошо одеваться) и этот рынок будет быстро расти. Поэтому в 2005 начал подготовительные мероприятия, которые продлились два года.

Сейчас я понимаю, что всё сделал вовремя, что менталитет и мода Казахстана действительно изменились за восемь лет существования Central Asia Fashion, которая стала площадкой, где собираются основные игроки - байеры, дизайнеры, производители, логисты, консультанты, журналисты и т. д., обсуждают проблемы и пути развития индустрии, заключают выгодные контракты.

F: Почему из всех центральноазиатских республик был выбран Казахстан? В Узбекистане дочь президента Гульнара Каримова занималась модой, поэтому, возможно, вам бы там была оказана большая поддержка.

- Жена президента Азербайджана Мехрибан Алиева уделяет моде намного больше внимания, чем дочь Каримова, да и мне как гражданину Турции было бы проще сотрудничать с Азербайджаном. Но выставка - это собственность страны, а не чьё-то личное дело. Страна может стать местом организации региональной выставки потому, что она это заслужила, а не потому, что кто-то из президентской семьи занимается модой. Экономическая и политическая системы Казахстана более свободные и стабильные, чем в соседних республиках. Это очень важно для наших европейских партнеров, которые ценят свободу больше, чем другие вещи. К тому же в мире Казахстан воспринимают как центр региона.

F: Как вы зарабатываете на этой выставке?

- Пока мы не зарабатываем, мы работаем на будущее. Вы изучали когда-нибудь протестантскую трудовую этику? Это религиозная философия, рассказывающая, как работать в условиях капитализма. Там говорится, что нужно собирать деньги для детей и внуков, и тогда они станут богатыми. То есть люди работают на будущее. Протестанты не являются идеалом для меня как бизнесмена. Но если говорить о Central Asia Fashion, то мои взгляды совпадают с их взглядами: я не работаю ради сиюминутной выгоды, я работаю на будущее, когда через 15-20 лет выставка будет приносить прибыль, а мое имя - вписано в  историю развития индустрии моды.

Идеи стоят дороже всего

F: Как изменилась выставка за время своего существования?

- Сначала у нас было всего 40 участников, из них 25 компаний из Италии, несколько из Франции, Испании, одна из Турции. Но мы не хотели, чтобы выставка превратилась в площадку итальянцев или турков, поэтому ввели лимит: компании одной страны занимают не более 15% от общего числа участников. В то же время для участников из СНГ мы не вводили никаких квот.

После кризиса 2008-2009 многие наши участники ушли с рынка, но пару лет назад на их месте появились новички, которые стали участвовать в CAF. В этот раз у нас будет представлено 150 брендов из 15 стран. Зарубежных участников нам помогают отбирать наши партнеры - крупные отраслевые ассоциации: Ente Moda Italia, Igedo Company из Германии, UBI France, Торгово-промышленная палата Турции ITKIB и т.д.

Мы могли бы принимать больше участников, но в Казахстане нет профессиональных выставочных центров, да и не все игроки ещё понимают, зачем участвовать в таких выставках, как на них работать. Мы ждем, когда пройдет ЭКСПО 2017, потому что после такого масштабного события страна будет понимать, почему важны выставки: ведь эта платформа для развития разных отраслей. Например, модные выставки помогают увеличить объём экспорта местных компаний как минимум на 10%.

F: В чем принципиальное отличие этого сезона от других?

- В fashion-индустрии есть два основных направления - коммерческая мода (для большинства населения) и дизайнерская мода (ею, как правило, интересуются 15% населения). CAF занималась преимущественно коммерческой модой.

Однако в Казахстане нет в достаточном количестве производителей, которые занимаются коммерческой модой, а те, что есть, не готовы конкурировать с итальянскими брендами. Поэтому главные игроки на этом рынке - дизайнеры, которые могут предложить миру неповторимые идеи, могут придать аутентичный смысл всей индустрии моды Казахстана. Поэтому в этот раз мы решили организовать выставочное пространство дизайнерской моды Designer Pool. Для отбора участников и концептуального руководства проектом была приглашена Аяжан Жаксыбай, дизайнер, куратор моды, бизнес-тренер и колумнист.

В Designer Pool примут участие дизайнеры, которые уже продают за рубежом или хотят выйти на внешние рынки. На Central Asia Fashion будут представлены казахстанские бренды Aika Alemi, Brosh, Heritage, Kravets, Lariya, а также Navro (Украина), Salle de Mode (Грузия). Участники представят коллекции сезона весна-лето 2016, а также капсульные и специальные коллекции.

На выставке дизайнеры смогут встретиться и наладить диалог с байерами и заключить контракты с розничными магазинами, что является необходимым условием существования вертикали модной индустрии. Так работает весь мир, и именно это даёт дизайнерам возможность зарабатывать на основе регулярных закупок от бутиков и универмагов, а розничному сектору - предлагать свежие креативные идеи и необычные дизайнерские вещи конечным покупателям. Появление дизайнерского сегмента в рамках Central Asia Fashion - это показатель того, что наконец-то в Казахстане стали делаться первые шаги по созданию бизнеса дизайнерами и выстраиванию полноценной индустрии моды, стали понимать, что в современном мире идеи стоят дороже готового продукта.

Когда курс доллара не имеет значения

F: Сейчас у нас опять кризис. Как в этой ситуации, на ваш взгляд, будет развиваться рынок моды в Казахстане?

- Я видел много кризисов, но такого масштабного ещё не наблюдал. Однако хочу отметить, что прошлый кризис очень помог казахстанским рынкам: люди стали развивать альтернативные бизнесы, искать «глубинные» ресурсы, а не пользоваться теми, которые лежат на поверхности. В Казахстане кризис не такой, как в Турции, его можно преодолеть за один день, потому что здесь не исчерпаны все возможности. По моему мнению, проблемы в Казахстане лежат не в плоскости финансов. Они связаны с тем, что экономика не диверсифицирована. И кризис толкает страну к диверсификации, к развитию локальных производств, у которых с каждой девальвацией будут более сильные позиции на внутреннем рынке.

Люди должны верить в то, что на этом они смогут заработать. Этому нельзя научить в университетах - этому учат кризисы. Если в Казахстане появится собственное производство, то не будет иметь значения, сколько стоит доллар.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить