Выездной туризм в РК: ситуация с «Гульнар Тур» может повториться

12312

Что нужно сделать, чтобы схемы работы туроператора «Гульнар Тур» не испортили туристический сезон-2015? На этот и другие вопросы в интервью Forbes.kz ответила исполнительный директор управляющей компании Travel System Асем Козбагарова

Летний туристический сезон 2014 запомнился стремительным падением компании «Гульнар Тур», которая проработала на рынке Казахстана более 15 лет. Туроператор попортил кровь многим путешественникам: компания задолжала туристам, как сообщалось в СМИ, более 30 млн тенге, стала банкротом, была лишена лицензии по решению суда, а ее директор Али Исмаилов подался в бега. Участники рынка опасаются, что история может повториться, если не начать жестко регулировать туристическую отрасль.

Асем Козбагарова.

«Гульнар Тур», девальвация и «снятие пальчиков»

F: Асем, какую оценку вы можете дать ушедшему туристическому сезону?

– Этот летний сезон так же, как и предыдущие, был непростым. Это связано как с банкротством «Гульнар Тур», так и с девальвацией тенге. Люди боялись покупать путевки в Турцию заранее: «А вдруг не полетим?», ждали до последнего момента.

Мы ощутили, что из-за девальвации снизился поток туристов в Европу, хотя в летний сезон это направление всегда пользовалось популярностью. Здесь еще сказался тот факт, что изменились условия получения Шенгенской визы: теперь обязательно личное присутствие туриста, у которого нужно «снять пальчики». Это «отрезало» 80% путешественников из регионов, ведь у них появлялись дополнительные расходы на поездку за визой в Астану или Алматы. Люди подсчитали расходы и решили: «Лучше я в этом году в Турцию поеду». Однако мы надеемся, что открывшиеся визовые центры выполнят свои обещания: будут «снимать пальчики» и заносить их в общую базу, тогда казахстанцам не нужно будет каждый раз при выезде в зону Шенгена сдавать биометрические данные.

F: Сейчас как участник рынка вы можете всех успокоить и сказать: «Ситуация с «Гульнар Тур» не повторится»?

– Такой уверенности нет. Сейчас к нам заходят российские туроператоры, а в России процесс банкротства участников рынка не закончился, и это естественным образом будет отражаться на Казахстане. У «экспатов» другие возможности: у них есть собственные самолеты, которые не задействованы в России и на Украине и которые они пытаются завести в Казахстан. Они будут демпинговать, но не факт, что у них хватит финансовых возможностей поломать наш рынок и при этом выжить самим.

F: Так, может, они сделают рынок более качественным, а поездки для туристов привлекательнее по цене?

– Первое время они будут продавать дешевый продукт. Но после того, как с рынка вынуждены будут уйти мелкие слабые игроки, они поднимут цены. Казахстанские туроператоры уже сейчас работают с минимальной доходностью, поэтому держать цены намного ниже существующих россияне просто не смогут.

Качественного сервиса тоже не стоит ожидать. Придут «массовики», которые привыкли возить российского туриста в 4-звездные гостиницы. А казахстанский турист привык к индивидуальному подходу, 80% наших путешественников выбирают 5-звездные отели, чтобы отдохнуть с комфортом. Иными словами, в краткосрочной перспективе турист выиграет в цене, но в долгосрочной - плюсов от вхождения российских туроператоров я не вижу.

Стоит ли запрещать «мокрый» лизинг?

F: Но и наши туроператоры не внушают оптимизма. Тот же «Гульнар Тур», который достаточно долго был на рынке, обанкротился в одночасье. Как такое могло случиться?

– Это не было чем-то стремительным. Компания испытывала финансовые проблемы на протяжении последних нескольких лет, а 2013-2014 для «Гульнар Тур» стали особенно тяжелыми: на компании отразился прошлогодний запрет на использование иностранных чартеров. На это лето ей надо было договариваться с местными авиаперевозчиками, но она не смогла, поэтому завела самолет в «мокрый» лизинг. То есть иностранная компания, владелец борта, обеспечивала техническое обслуживание, нанимала экипаж и т.д., а наша авиакомпания фактически лишь давала им казахстанский флаг. Кстати, как только начались проблемы у «Гульнар Тур», экипаж самолета просто сбежал: ведь они иностранцы, отвечать ни за что не собирались.

Самолет был в откровенно плохом техническом состоянии, он постоянно ломался, были постоянные задержки, туристы сутками сидели в аэропортах, поэтому туроператору приходилось в экстренном порядке искать замену, а это затраты: в сезон никто не даст задешево самолет. Ранее, зимой, «Гульнар Тур» не смогла найти самолет Airbus, она вынуждена была летать на ТУ-154, поэтому пришлось перестраивать программу, выплачивать компенсации.

Я читала, что туроператор выводил деньги. Если так и было, то не думаю, что это были большие суммы, что это было чистой воды мошенничество или целенаправленное банкротство. Просто долги накапливались как снежный ком, и в итоге компания обанкротилась.

F: Можно ли предотвратить подобные ситуации?

– Это может странно прозвучать, но мы выступаем за жесткое регулирование отрасли со стороны государства, потому что из-за подобных ЧП страдают не только туристы, но и участники рынка.

Сейчас разрабатываются поправки в закон о туризме и туристической деятельности. В частности, будет увеличиваться сумма страховки туристических операторов, то есть усилится их гражданско-правовая ответственность.

Кроме этого, возможно, стоит ввести ограничения для входа иностранных компаний на наш рынок. Например, если в Турции хочешь работать как туроператор, то ты должен вначале привезти определенное количество туристов или отработать какое-то время, не беря больших чартерных программ, то есть доказать свою жизнеспособность.

Также сейчас обсуждался проект по созданию Фонда помощи, как это было сделано два года назад в России. В этот фонд туроператоры перечисляют деньги, которые в случае коллапса используются для оплаты чартеров для перевозки пассажиров. Но вопрос в том, как этот фонд будет работать у нас, кто и как им будет управлять, насколько он будет прозрачным. Еще одни немаловажный вопрос: почему мы должны платить за недобросовестных конкурентов? Думаю, нужно обратиться к опыту других стран, у которых отрасль сформировалась давно. Например, есть схема, когда туроператоры в фонд перечисляют по $1 с каждого отправленного туриста. Сумма мизерная, но деньги в фонде аккумулируются значительные. Их инвестируют в местную инфраструктуру, в развитие локального туризма, а в непредвиденных случаях покрывают риски.

Возможно, департаменту туризма Министерства по инновациям и развитию стоит разработать поправки в закон о проверках и мониторинге турагентов и туроператоров даже во время мораториев: ведь «Гульнар Тур» никто не проверял, и мы знаем, во что это вылилось.

F: Может, тогда стоит запретить и «мокрый» лизинг?

– «Мокрый» лизинг нужен авиакомпаниям. Например, есть у компании 2-3 самолета. Технику периодически надо ремонтировать, на это требуется 2-3 дня. Но рейсы на это время не отменишь, поэтому им надо быстро найти замену. В этом случае авиакомпания берет у другой борт в «мокрый» лизинг, чтобы выполнить свои обязательства перед пассажирами, но только на очень короткое время для решения таких экстренных задач.

Но проблема в том, что туроператоры, которые заходят к нам, имеют собственные самолеты. В Казахстане очень ярко выражена сезонность: летом требуется несколько самолетов, а зимой нужен максимум один. Туроператоры постараются оптимально использовать борта – будут заводить их на рынок не как собственность казахстанских авиакомпаний, а сдавать их в «мокрый» лизинг, при этом не для краткосрочных целей, а на длительный период. Значит, может повториться ситуация, как у «Гульнар Тур». Поэтому можно ограничить «мокрый» лизинг для туристических чартеров. Эти вопросы должна регулировать гражданская авиация.

К слову, наши авиаперевозчики – SCAT, Air Astana и другие – занимаются или собираются заниматься чартерными программами. Так почему бы не дать нашим компаниям разрабатывать этот сегмент? Тем более что сервис у них отличный (я могу сравнивать, так как постоянно летаю по миру), они постоянно обновляют свой парк.

В Египет полетели первые «ласточки»

F: Давайте теперь поговорим о положительных моментах летнего сезона-2014. Были такие?

– Наконец-то Air Astana вывели из черного списка, и теперь компания может летать в Европу: это прорыв для нашего туристического рынка. Благодаря этому мы в 2014 запустили чартерные рейсы в Барселону. Нынешний год показал, что это направление востребовано: рейс прямой и цены достаточно демократичные. Поэтому мы продолжим летать в Барселону в следующем году. Мы также хотим поработать с Air Astana на направлениях Астана-Париж, Астана-Прага.

Еще один положительный момент: Air Astana разрешили возобновить полеты из Алматы в Дубай. Это даст толчок для развития данного направления.

Из новинок у нас появились зимние программы в Египет. Мы уже два рейса отправили в Шарм-эль-Шейх и видим, что потенциал направления очень высокий, спрос есть, потому что цены приемлемые и люди соскучились по отдыху в Египте, ведь туда не летали уже 3-4 года из-за сложной политической ситуации. Также на весь зимний сезон у нас есть программы для Малайзии. Это тоже новинка, потому что раньше мы предоставляли только индивидуальные туры. Остались рейс в Лапландию, а также в ОАЭ, Таиланд и Вьетнам, которые традиционно пользуются популярностью у казахстанских туристов.

В январе 2015 мы начнем раннее бронирование отелей в Турции. До конца февраля - начала марта можно будет забронировать отели со скидкой в 40-50%. Словом, мы готовы организовать нашим туристам путешествие на любой вкус в любое время года. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить