В какой одежде будут ходить казахстанцы: турецкой или российской?

6757

16-18 сентября в Алматы проходит XXII Международная выставка моды Central Asia Fashion Autumn-2018. Мероприятие проводится два раза в год в течение 11 лет, собирая специалистов fashion-индустрии: байеров, дистрибьюторов, оптовых продавцов, собственников бизнеса из Казахстана, стран СНГ и Европы. Обозреватель Forbes.kz сходила на выставку и узнала, что происходит с рынком ретейла в Казахстане

Фото: Архив пресс-службы

Франко-итальянское противостояние в моде на выставке Central Asia Fashion совсем не ощущается, скорее оно здесь турецко-российское. В этом году выставка стала звёздным часом турецких производителей, которые прислали 34 бренда одежды и обуви.

Фото: Архив пресс-службы

На втором месте производители из России - 21 бренд. Из Франции приехал всего один бренд, из Италии – два. Европы могло быть больше, говорят организаторы, но итальянские фабрики лишились дотаций от правительства из-за кризиса и остались дома. География представлена в основном соседями из ближнего зарубежья - Китаем, Украиной, Молдовой и Узбекистаном.

Милена Ершова
Милена Ершова

- В этом году на выставке представлено 9 стран, в позапрошлом сезоне было 11 стран, в докризисное время – 15-20 стран. Есть "откат" по странам. На это влияют политические моменты, экономическая ситуация и в целом покупательская способность, - пояснила Милена Ершова, руководитель деловой программы Central Asia Fashion.

По её словам, Таможенный союз, который облегчил логистику и таможенные расчеты, выгоден российским производителям. Оптовых покупателей интересуют вещи в среднем ценовом сегменте, с привлекательным дизайном и хорошим качеством – то, что давно предлагает Турция и начинает предлагать Россия. Причём неискушенный обыватель, взглянув на такие бренды, как VITACCI, EMI, Bascomi, Domenika и т.д., может и не догадаться, что коллекции шьются в Кемеровской или Новгородской области.

- В прошлом сезоне началась тенденция: рынку России тесно в своей большой необъятной стране. Те, кто хотел на запад, уже вышли. Сейчас активно идёт интеграция России с соседними странами, в том числе с Казахстаном, - рассказала она.

Ирина Постникова
Ирина Постникова

Всего двумя брендами на выставке был представлен и Казахстан - это одежда для малышей до года Balabaloo и ювелирные изделия La Vie En. Казахстанским производителям приходится туго, призналась Ирина Постникова, владелица швейного производства Balabaloo. Три года назад у неё в штате было свыше 20 человек, сейчас всего четверо. Женщина не скрывает, что казахстанскому производителю последние три года тяжело конкурировать за свои бренды.

- Очень многие разорились, но нам уходить с рынка никак нельзя. Мы предпенсионного возраста, и швеи у меня все такие же. Самый большой скачок валюты был в 2015 году, он нас серьёзно подкосил. Такая подножка была! Я очень серьёзно пострадала. Нет денег – не могу закупить сырьё. А есть люди, которые работают вчёрную, без сертификатов. Они не конкуренты мне в качестве, но я не конкурент в цене, - объяснила предприниматель.

Впрочем, эксперты из маркетинговой компании Nielsen Kazakhstan обнадёживают: казахстанская экономика сейчас восстанавливается после кризиса. В своем выступлении Виктория Плотницкая, руководитель направления потребительских исследований, рассказала, что у Казахстана в целом средние показатели среди европейских стран.

Виктория Плотницкая
Виктория Плотницкая

Инфляция потребительских цен, подскочившая в 2016 до 14,6%, в 2017 снизилась до 7,4% (при расчётах использовались данные IMF и Stat.gov.kz). Прогнозы также внушают оптимизм – аналитики считают, что до 2022 индекс инфляции снизится до 4%. Люди экономят количественно – вместо трёх курток покупают одну.

- Действительно, потребители стали более осмотрительными по отношению к формированию своего гардероба. Куртка нужна, потому что зима, а ограничиться можно и одной. Идёт переключение на более дешёвые бренды. Конечно, из люксового сегмента потребители не спускаются сразу вниз, а пробуют что-то более дешёвое, - пояснила Виктория Плотницкая.

- Сейчас нет синдрома отложенного спроса. Хотя две конференции подряд мы говорили, что люди откладывают покупки, - добавила Милена Ершова, отметив, что казахстанцев в целом волнует рост курса доллара.

Индекс покупательской уверенности аналитики оценивают достаточно высоко - 84 балла из 200 возможных. Так, например, свободные деньги есть у поколения миллениалов (21- 34 лет) – 82%, среди поколения X (35-49 лет) – 71% и беби-бумеров (50-64 лет) – 79%. Правда, отношение к деньгам у казахстанцев самое разное. Примерно четверть представителей каждой возрастной группы предпочитают откладывать сбережения, а не тратить их. Но есть и те, кто балует себя покупками даже в долг.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить