Рай для экстремалов

10297

Говорят, адреналинозависимые – такие же больные люди, как и те, кто страдает разного рода маниями, ведь их занятия чреваты опасными последствиями. Но, как скажет герой следующего материала, не нужно бояться умереть, нужно бояться, что жизнь так и не начнется. Где и как ищут Жизнь алматинцы?

Всего в нескольких десятках километров от алматинского шумного мегаполиса есть другой мир – там в небесах парят парапланы и дельтапланы, с 30-метровой дамбы несется вниз человек, а сверху другой летит на пестром парашюте. Здесь можно встретить самых разных людей – молодых и активных студентов, бизнесменов, охотно меняющих костюмы на экипировку, и даже поджарых старичков. Всех их объединяет одно – желание забыть о гравитации.

Инструктор школы дельтапланеризма Игорь Степанов летает уже больше 30 лет, когда-то в составе казахстанской команды занял 1-е место на соревнованиях в Турции, сегодня делится своим опытом с молодыми энтузиастами. «В прошлом году, в октябре, к нам пришли 14 человек – это очень много. Но сейчас осталось пятеро, это нормально. Так происходит в любом спорте. У кого-то семейные обстоятельства, кому-то не хватает времени, кто-то не выдерживает нагрузок», – рассказывает Игорь. В основном в Алматы летают на дельтадроме на 31-м км Талгарской трасы, 27-м км и в Ушконыре. Обучение в летной школе Air Tengri проходит полгода, начиная с октября. Двери открыты всем желающим вне зависимости от возраста, пола и физической подготовки. Курс стоит 90 тыс. тенге, на время обучения все оборудование предоставляют, но рано или поздно экипировку, которая стоит от $1000 до 2000, покупать придется. 

Самое сложное в полетах на дельтапланах – это подняться на гору вместе с летательным аппаратом, который весит около 30 кг. Прежде чем приступить к полетам, ученики привыкают к дельтаплану, бегают с ним по равнинам, потом по горкам. Несмотря на то что это достаточно тяжело, оно того стоит, особенно после того как впервые подлетишь над землей. Наталья получила травму на самых первых тренировках: подвернула ногу во время пробежки, рентген показал небольшой перелом, но после реабилитации она не сдалась и снова пришла на дельтадром. Впервые оторваться от земли смогла спустя полгода. «Это неописуемое чувство, – вспоминает она. – Ты бежишь, стараешься, напрягаешься – и в какой-то момент чувствуешь невесомость, ветер начинает дуть в лицо… Непередаваемые ощущения!» По словам Игоря Степанова, он еще ни разу не встречал людей, которые бы ушли с площадки разочарованные, если они бросали полеты, то чаще из-за недостатка времени, особенно непросто бизнесменам – уехать на выходные за город, где почти не ловит связь, они себе могут позволить не всегда.

Не без ссадин

Но это экстрим, и какие-то риски в нем есть. «Помню, как у меня начинал летать один предприниматель, у него очень хорошо получалось, но как-то он неудачно приземлился и уткнулся в землю носом, – поведал историю из своего опыта Игорь. – И он отказался летать, потому что в какой-то момент понял, что он вообще не мог контролировать ситуацию. Как я ни пытался ему объяснить, что с опытом всему научишься и это не страшно, он так и не смог больше взлететь». Инструкторы утверждают, что дельтапланы не опасны и чем больше ты летаешь, тем меньше у тебя рисков. При полете у каждого ученика есть рация для связи, каждое движение контролируется и анализируется. Конечно, без травм не обходится, как и в любом другом виде спорта. На мой вопрос, будут ли они продолжать летать, все начинающие пилоты единогласно ответили «да», потому что невозможно променять эти ощущения ни на что на свете. Как Игорь говорит ученикам на первом занятии, у них могут быть всякие проблемы: финансовые, семейные – любые, но будет одно условие, из-за которого они всегда будут летать, – неудержимое желание парить в небесах. 

На том же 31-м км летают на парапланах. Людей с огромными сумками за плечами, в которых покоится их «птица», на дельтадроме в несколько раз больше. Все потому, что на параплане научиться летать быстрее и легче. Инструктор летной школы «Самурык» Евгений Орешкин, мастер спорта, который попробовал ветра не только Казахстана, но и многих других стран мира, рассказал, что программа обучения состоит из 20 летных дней (60 часов) и 20 часов теории. Заниматься парапланами может любой желающий. Полная экипировка стоит около 2000 евро. Носить параплан тоже гораздо легче, чем дельтаплан с твердой конструкцией, плюс его всегда можно взять в самолет, если соберетесь полетать за границей. «Если тебе приелось летать здесь, то собирай снаряжение и покоряй другие страны, – говорит Евгений, который летает третий десяток лет. – Из Казахстана самый экономичный маршрут на Гималаи, в Индию, дороже – в Европу. Можно также съездить в Австралию. Основная сумма уходит на перелет и проживание, сам спорт при путешествиях дополнительных затрат не требует». 

Конструкция параплана изначально продумана устойчивой и несложной. Параплан не может уткнуться крылом или сорваться в штопор. Он летит по прямой и сам плавно снижается. На парапланах можно встретить больше женщин, чем на дельтапланах, более того, совершенно спокойно летают даже подростки, правда с письменного разрешения родителей. Дмитрий занимается третью неделю и уже сносно обращается с аппаратом, умеет поворачивать и пролетает приличное расстояние. «Принцип полета очень понятен – дергаешь за стропы управления, все отточено, логично и продумано, – делится Дмитрий. – Я занимался с перерывами и тем не менее уже довольно хорошо летаю». 

Оксана Воронцова, изящная и ухоженная девушка, работающая начальником управления ликвидности департамента казначейства kaspi bank, в выходные тоже превращается в птицу. Не каждый знает, что она абсолютный чемпион по парапланеризму в женском, общем, командном и национальном зачетах, но, посмотрев в ее глаза, каждый поймет, что этот человек живет счастливой полной жизнью. «Иногда мы сами себе завидуем. Нам кажется, что другие люди, которые ничем не занимаются, существуют, а не живут», – рассказывает Оксана. Через год после старта девушка стала участвовать в соревнованиях, на сегодня успела побывать в России, дважды в Болгарии и Македонии, Сербии, Индии, Кыргызстане и Узбекистане. «Когда я в первый раз приехала в Македонию, я была в полном восторге от страны, от очень комфортных и интересных полетов там, – вспоминает она. – Но буквально в том же году я побывала в Кыргызстане, на летном месте возле Бишкека, и была очень удивлена. По интересности полетов, по ощущениям и маршрутам мне там нравится сейчас больше всего». 

Свою жизнь без параплана девушка не мыслит. «Мы адреналиновые наркоманы, грубо говоря. Парапланы – это тяжелая зависимость, хочется в воздух, хочется ощутить это чувство полета. Ты понимаешь, что бросить, скорее всего, не сможешь либо начнешь искать альтернативу», – признается она. И, судя по всему, Оксана об этом уже задумалась: с недавних пор у нее новое увлечение – kiteboarding – катание на доске по воде с воздушным змеем в руках. «Для меня он интересен тем, что соединяет два моих любимых спорта – парапланеризм и сноубординг. На ногах доска, в руках управление – два в одном, и сейчас я получаю просто колоссальное удовольствие от этого».

Экстрим в одиночку 

Kiteboarding уже довольно популярен в Казахстане, им занимаются у нас около восьми лет. В основном в Алматы катаются на Капшагае или едут на Балхаш. И раз уж речь зашла о водных видах спорта, то в Алматы есть еще одно новое увлечение, подходящее любителям воды, – каякинг. Редкий его представитель – Александр Габченко, он же опытный сноубордист-freerider. «15 лет назад мы с друзьями начали заниматься рафтингом, росли, развивались, в 2005 году даже выиграли соревнования в первый раз, – рассказывает Александр. – Но в 2007–2008 годах случился переломный момент. Спортивный рафтинг требует постоянной команды, минимум четыре человека, синхронной работы и тренировок. Но не все могут тратить на спорт одинаковое количество времени, и мы разошлись. Тогда я и пересел в каяк – одноместную полиэтиленовую лодку, также предназначенную для сплавов по бурной воде. Теперь я один сплавляюсь по речкам, соревноваться мне тут не с кем, иногда, когда приезжают иностранцы, катаюсь с ними, а так часто сам езжу в гости, недавно был в Непале». Для каякинга нужно быть подготовленным: уметь плавать и иметь хотя бы базовое представление о спусках по бурным рекам. Представителей каякинга в Алматы немного, и научиться ему можно самостоятельно через интернет, обратившись к специалистам, либо в секции гребного слалома в Усть-Каменогорске.

Мы адреналиновые наркоманы, грубо говоря. Парапланы – это тяжелая зависимость. Ты понимаешь, что бросить, скорее всего, не сможешь либо начнешь искать альтернативу

В одиночку можно не только сплавляться на каяке, но и прыгнуть в пропасть. Сегодня в Алматы и по всему Казахстану набирает популярность RopeJumping – прыжки на альпинистской веревке с высотных сооружений. Привезла к нам этот вид экстрима команда FLY, существующая уже пять лет. FLY помогла осуществить прыжок с детства неходячей девушке из Усть-Каменогорска, а возраст самого взрослого их прыгуна – 60 лет. За острыми ощущениями приходят подростки со своими родителями, молодежь, хозяева объектов и даже местная полиция. «Кто-то приходит проверить себя, кто-то таким образом хочет начать новый этап в жизни, одни так борются со страхом, другие – со стеснением, но все они прыгают, чтобы что-то изменить, чтобы доказать себе и каждому, что они могут больше. Многие после прыжка делают какие-то большие успехи в жизни, потому что, прыгнув, они понимают, что их возможности шире», – рассказывает Анатолий, один из членов команды FLY. Они проводят прыжки в трех странах – Казахстане, России и Кыргызстане, но самые эмоциональные и яркие люди, по их признанию, живут именно в Алматы. «Когда мы проводили прыжки впервые, в Алматы была бешеная энергетика. Все хлопали каждому прыгуну, знали они его или нет. Поддерживали друг друга, радовались, кричали – такого мы не видели больше нигде», – поведал Илья, напарник Анатолия. Они видели, как люди плачут, как смеются, как кричат, как молятся и как трясутся от страха, и они помогают каждому. «За столько лет мы уже примерно знаем, как с кем нужно себя вести. На одних нужно наорать, другим, наоборот, сказать помягче, иногда девушек мы просто поднимаем на руки и бросаем. Мы понимаем, что бояться – это нормально, это инстинкт, от этого невозможно избавиться. Но если человек решился и перешагнул через перила, чтобы прыгнуть, то мы должны помочь ему довести дело до конца», – поделились организаторы. Безусловно, были в их практике и те, кто так и не смог прыгнуть, значит, их время еще не пришло. 30% прыгунов – постоянные клиенты, которые совершили уже больше 100 прыжков. «Один раз у нас прыгнул дедушка, и ему так понравилось, что мы подарили ему второй прыжок бесплатно», – улыбаются члены команды FLY.

При инструктаже каждого предупреждают о том, что даже при панике не нужно ни за что хвататься – иначе можно получить ожоги пальцев от веревки. «На самом деле это пвсевдоэкстрим, вся система настолько отлажена и безопасна, что единственное, что нужно сделать человеку, – это преодолеть свой страх и прыгнуть, все остальное за него сделаем мы и веревка. Все риски сведены до минимума, более того, если слушать инструктаж и следовать указаниям, никаких рисков нет вообще», – заверил Илья. 

Сейчас прыжки проводят на 30-метровой дамбе в Каргалинке, и желающих каждый раз собирается очень много. Чаще всего прыгают девушки, как это ни удивительно. Прыгнуть может человек весом в 150 килограммов, больше не получится, но не из-за того, что веревка не выдержит, а потому, что тело не поместится в страховочные тросы. Один раз ребята запустили тандем из трех человек, тогда суммарный вес был более 300 килограммов, и все прошло успешно. Удовольствие испытать свободное падение стоит недорого – 3999 тенге за раз. 

Безопасно, но не менее ярко

Более безопасный и беззаботный вид экстрима – тарзанка. Скажете, детское развлечение? А если она расположена над ущельем между горных хребтов на высоте 80 метров? Такая тарзанка «Супертроллей «Ой-Карагай» находится в «Лесной сказке». Не менее интересен и маршрут, по которому желающие добираются до места спуска. Можно пройти по тропинке, что занимает приличное количество времени, а можно заняться скалолазанием с помощью трассы «Виафератта». Это нетипичный подъем, он осуществляется при помощи металлических тросов и требует меньшей траты энергии и времени, чем обычное скалолазание, но ощущений и эмоций он дарит столько же. Осуществить его может любой человек с минимальной физической подготовкой. «Супертроллей» в связке с «Виафератта» – настоящий коктейль для любителей активного и экстремального отдыха. Егор Карташов, инструктор веревочного парка курорта «Лесная сказка», работает здесь много лет и также сопровождал отдыхающих на спуск с тарзанки. Она популярна среди посетителей и является одним из самых щекочущих нервы аттракционов. «За мою практику я ни разу не встретил недовольного спуском человека. Более того, у «Супертроллея» есть свои постоянные почитатели и клиенты. Было пару раз, что люди поднимались и отказывались спускаться из-за усталости. Но большинство, конечно, спускаются и остаются очень довольными», – поделился Егор. Рядом с конечной остановкой «Супертроллея» расположен веревочный парк курорта – очень популярное место среди отдыхающих. Помимо детских, юношеских и семейных маршрутов, не требующих особой физической подготовки, существуют маршруты сложности «экстрим» и «суперэкстрим», требующие как хорошей физической подготовки, так и стальных нервов. Они оборудованы высоко над землей и полны разных препятствий. Протяженность первого экстремального маршрута составляет 250 метров и включает в себя пять тарзанок и навесной скалодром. В конце любители острых ощущений должны спрыгнуть с дерева, чтобы закончить трассу. Маршрут сложности «суперэкстрим» – новый и очень сложный, и на его покорение уходит почти час. Канаты, качели, скрученные лестницы, кольца и тарзанки испытают ваши нервы на прочность. Учитывая, что все это находится на приличной высоте, каждый шаг будет вызывать в вас чувство страха. «Эти два маршрута подразумевают серьезную физическую подготовку из-за сложности прохождения. Поэтому чаще всего ими пользуется молодежь, реже – взрослые люди, но и такие есть. Некоторых приходится снимать с трассы, так как люди не рассчитали своих сил», – рассказывает Егор. 

Бояться – это нормально, это инстинкт

Курорт предлагает два других маршрута повышенной сложности, которые можно проходить только втроем или вдвоем, – «Лестница Якоба» и «Корпоративный». Их невозможно преодолеть без напарника. «Часто ими пользуются на тимбилдингах компаний, потому что они помогают выработать чувство доверия друг к другу. Иногда на «Корпоративный» маршрут специально посылают двух враждующих работников, чтобы они наладили отношения. Также мы их включаем в программы для влюбленных. После такого пара точно начнет понимать друг друга с полуслова», – поведала исполняющая обязанности отдела маркетинга и продаж курорта Светлана Зайцева. 

Для отчаянных

С чем у вас обычно ассоциируется Шымбулак? Наверняка с горными лыжами и сноубордом. Но летом любимый алматинцами курорт превращается в излюбленное место других экстремалов, занимающихся DownHill – скоростным спуском на горном велосипеде с препятствиями. В Алматы это практически отдельная прослойка общества, с нетерпением ожидающая прихода весны и таяния снегов. Трасса для DownHill – это целое искусство расстановки камней, корней и очищения дороги от травы. Один из ярких представителей этого вида спорта, побывавший на кубках Европы и мира, – Сакен Кагаров, занимается DownHill около четырех лет. «Меня привел в этот спорт друг – просто дал покататься, и я втянулся. В первый раз было очень страшно, некоторые участки я даже проходил пешком, но со временем и опытом страх ушел и пришло мастерство», – рассказывает Сакен. А вместе с ним – участие в соревнованиях. Первый раз Сакен участвовал в местном первенстве на Медеу, на котором занял 3-е место. Дальше больше – Сакен успел съездить в Италию на Кубок мира, в Болгарию и в Швейцарию на Кубок Европы. «Это был первый опыт, и высоких мест я, к сожалению, не занял, но теперь знаю, чего ожидать, и в этом году планирую снова подавать заявку, – говорит юноша, который хочет начать заниматься на профессиональном уровне и посвятить DownHill всю жизнь. – Безусловно, это опасный вид спорта, и каждый сезон ты будто заново начинаешь кататься после зимы, но в то же время ты уже не можешь без этого драйва, эмоций, острых ощущений и кайфа». Сакен рассказывает, что в Алматы маршруты не такие сложные и подготовленные, как в Европе, но зато неожиданные, потому что их приходится нередко менять. Сейчас он принимает участие в строительстве трасс на Шымбулаке и Кок-Тобе, основных местах катания, и активно тренируется. По словам юноши, DownHill не может надоесть, каждый раз трасса меняется: вчера она была одна, приедешь сегодня – а она уже совсем другая. Если ты смог покорить один маршрут, всегда найдется другой – более сложный и требующий больших сил и навыков. Заниматься скоростным спуском может любой человек, в Алматы катаются даже несколько девушек. 

В Алматы можно найти экстремальное занятие на любой вкус, все зависит от предпочтений каждого. Кто-то любит особо острые ощущения, кто-то менее экстремальное, чтобы просто проснуться и взбодриться, другие ищут счастье в полете, а третьи покоряют горные вершины. Благодарить нужно природу, климат и кольцо прекрасных гор вокруг. Как сказали нам почти все любители и профессионалы, В Алматы грех не начать чем-нибудь таким заниматься.  

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить