Что сегодня лучше всего продается на мировом арт-рынке

8478

Есть свидетельства, что во время гражданской войны в Испании 1930-х захваченных в плен в числе прочего истязали современным искусством

Самой громкой и обсуждаемой сделкой стала продажа инсталляции Пола Маккарти Tomato Head (Green) 1994 года галереей Hauser&Wirth. Работа, представленная в секции Unlimited, почти сразу нашла нового владельца за $4,75 млн.
Фото: Paul McCarthy/Courtesy the Artist and Hauser & Wirth
Самой громкой и обсуждаемой сделкой стала продажа инсталляции Пола Маккарти Tomato Head (Green) 1994 года галереей Hauser&Wirth. Работа, представленная в секции Unlimited, почти сразу нашла нового владельца за $4,75 млн.

В камерах висели копии картин Дали и Кандинского, а кровати были установлены под углом в 20 градусов – так, что невольно приходилось на них смотреть и практически невозможно было уснуть. В пол же были вмонтированы кирпичи, мешавшие заключенным ходить. Для психологического воздействия на них также использовали принудительный просмотр фрагментов фильма «Андалузский пес» Бунюэля и Дали (в частности, с разрезанием глаза). Настолько в то время современное искусство считалось «дегенеративным» и негативно влияющим на психику. Был ли на самом деле эффект от такой пытки, сказать трудно, но сегодня, в эпоху повального увлечения ар-нуво, этот метод кажется достаточно наивным.

Небольшой швейцарский городок Базель со своей ежегодной выставкой ArtBasel каждый год становится в течение одной недели июня крупнейшей торговой площадкой для предметов современного искусства. В этот период выставочные корпуса напоминают те самые пыточные камеры времен Франко. Если три года назад на ArtBasel в немалом количестве присутствовали галереи, торгующие более или менее традиционными и уже ставшими классиками Кандинским и Пикассо, то теперь их все увереннее вытесняют новаторы художественных форм и самовыражения.

296 галерей, 4000 художников, около 90 тыс. покупателей за три дня, многомиллионные сделки сразу после открытия выставки заставляют приглядеться к этому событию внимательнее. Итак, что продается, что покупается, по каким критериям оцениваются работы и какие тенденции диктует арт-рынок? Начнем с того, что ArtBasel – это не аукцион. И цены на произведения выставляются фиксированные. Завышены ли они? Скорее приближены к реальной стоимости на сегодняшний день. Ведь для того, чтобы новые имена появились, их заметили и они набрали цену, необходимо как минимум 10–20 лет.

Хотя быстрорастущий спрос у увеличивающегося количества богатых коллекционеров искусства вносит свои коррективы. И новые художники, пусть не столь часто, но регулярно находят своего ценителя. При этом немалую роль здесь играют маркетинговые стратегии ведущих галерей, аукционов и критиков от искусства.

Чтобы понять, кто сейчас фаворит и какое искусство в цене, давайте взглянем на самые дорогие покупки ArtBasel-2016. Крупнейшая сделка этого сезона – продажа галереей Dominique Lévy работы Пьеро Мандзони Achrome (1958–1959) за $7 млн. Мандзони – концептуалист, в средине прошлого века создававший работы в виде, например, своего дыхания в надувных мембранах, отпечатков пальцев на сваренных вкрутую яйцах и фекалий в консервных банках. Achromes – белая выпуклая фактура: художник пропитал полотно клеем, и засохшая заготовка стала сама по себе творением, символизирующим нетронутое чистое пространство.

Художник пропитал полотно клеем, и засохшая заготовка стала сама по себе творением, символизирующим нетронутое чистое пространство.
Фото: © 2016 Alberto Burri/Artists Rights Society (ARS)
Художник пропитал полотно клеем, и засохшая заготовка стала сама по себе творением, символизирующим нетронутое чистое пространство.

Концептуализм в моде, и на него есть спрос. Следующий автор из категории «топ» – Франк Стелла – избегает в своем творчестве сложных философских смыслов. В отличие от Мандзони у него то, что зритель непосредственно видит, уже и есть искусство. Тем не менее это не помешало продать его V-образную работу Slieve More (1964) за $5,9 млн.

Самой громкой и обсуждаемой сделкой стала продажа инсталляции Пола Маккарти Tomato Head (Green) 1994 года галереей Hauser&Wirth. Работа, представленная в секции Unlimited, почти сразу нашла нового владельца за $4,75 млн. Это человеческая фигура с помидором вместо головы, «смотрящая» на разбросанные сменные части тела. В инсталляции, напоминающей мультипликацию по мотивам сказки Джанни Родари про Чиполлино и синьора Помидора, напротив, можно усмотреть множество смыслов – от фрейдистских до скрытых детских страхов, что выдает сложную палитру внутреннего мира автора. Работы Маккарти неуклонно растут в цене и остаются фаворитами продаж.

Дэмиен Херст, знаменитый британский художник-провокатор, спрос на которого подскочил между 2005 и 2009, является прекрасной иллюстра­цией­ законов, действующих на арт-рынке. Огромное количество его работ, приобретающих все более коммерческий оттенок, нежели способ самовыражения, тем не менее снова оказался в лидерах продаж. Так, на сей раз инсталляция с таблетками была продана за $4,2 млн. Доминирующая в работах Херста тема смерти не отпугивает покупателей, даже напротив, и автор, потакая запросам публики, неутомим в ее обыгрывании. Репутация предпринимателя – важная часть его имиджа. Даже фотографии инсталляции в хорошем разрешении стоят немалых денег, так что Херст делает постпродажные сборы и на этом.

Сделки-миллионники не нарушают общих трендов спроса. Концептуализм, фигуративизм, абстракционизм, немного поп-арта. Зеленый плексигласовый ящик (1969) Дональда Джада был куплен примерно за $1 млн. Работа американского скульптора Класа Олденбурга Four Pies in a Glass Case (1961) – за $1 млн с лишним. Коллаж Роберта Раушенберга Cage (1983) – тоже в этом районе.

Если с оцененными в семизначных цифрах художниками все предельно ясно, то определить будущих хедлайнеров «на глаз» сложно. Алистер Хикс, в недавнем прошлом куратор арт-коллекции Deutsche Bank, поделился с Forbes Kazakhstan своими наблюдениями с выставки и мнением относительно тех, пока не самых известных авторов, на кого сделал бы ставку:

- Впервые я почувствовал, что продажи очень важного для ArtBasel павильона 2.1 проходили с большой натяжкой. Только Бриджет Райли, одна из изобретателей поп-арта, стала фаворитом. Ее композиции светящихся синих точек в стиле пуантилизма с ярко выраженными оптическими эффектами достигли совершенства. Картина Coda была приобретена Long Museum Shanghai за весьма солидную сумму.

Алистер Хикс более 20 лет работал в качестве Главного Куратора в Deutsche Bank, где благодаря ему каждый из 60 этажей головного офиса во Франкфурте  посвящен художникам со всего мира.
Фото: New York
Алистер Хикс более 20 лет работал в качестве Главного Куратора в Deutsche Bank, где благодаря ему каждый из 60 этажей головного офиса во Франкфурте посвящен художникам со всего мира.

Хорошо продавался бельгийский художник мексиканского происхождения Френсис Алис. Цены на его работы колебались в пределах 200 тыс. евро. Приятно удивила Галерея Стивенсона из Южной Африки: творение ее протеже, автора из Камеруна Бартоломью Того, ушло за 60 тыс. евро. В то же время вынужден отметить, что в этом году в целом выбор был не слишком впечатляющим. Надеюсь, что в будущем экспозиции ArtBasel станут интереснее, неожиданнее. Зато порадовали три из четырех галерей в List и Volta (второстепенные выставки в Базеле, проходящие параллельно с основной). Хорошими сделками завершилась выставка рисунков иранского художника Камруза Арама, проданных по 5000 евро за каждый. На этом, пожалуй, все.

Среди покупателей ArtBasel в большинстве своем не только частные коллекционеры. Иметь свой музей современного искусства или частную галерею – это уже вопрос не только престижа и инвестиций, но и создания объекта для привлечения туристов, будь это город (Бильбао) или отель (Canyon Rancho, Капланкая), продвижения высокого статуса бренда (Louis Vuitton Fondation), часть корпоративной культуры (Deutsche Bank). На минувшей выставке были очень активны азиатские клиенты.

Искусство все так же в цене. Оно испытывает наше воображение не только формами, но и ценами. Которые по традиции, один раз поднявшись, вряд ли уже упадут.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить