Как меняется арт-рынок Казахстана спустя четверть века своего существования

15418

Новые игроки арт-рынка рассказали Forbes Kazakhstan об экономических условиях его существования, своих проектах и бюджетах

Фото: Андрей Лунин

Всего чуть более четверти века назад в Казахстане существовал один-единственный художественный салон, который в основном продавал кисти и краски членам Союза художников. Иногда выставлялись на продажу и плоды их трудов (преимущественно натюрморты и пейзажи). С обретением независимости и объявлением курса на рыночную экономику начали открываться художественные галереи, как правило, ориентированные на иностранцев, работающих в посольствах и представительствах и заинтересованных в приобретении уникального продукта за сравнительно бросовую цену.

По информации Елизавета Малиновской, автора «Хроники художественной жизни Казахстана начала 90-х гг.», первая коммерческая галерея в Алматы под названием «Х» появилась в июне 1991-го в помещении консерватории и просуществовала менее года, не выдержав высокой арендной платы. Затем открылись «Тенгри-Умай», «Око», «Уласу-Арт» (1992), «Улар», «Вояджер», «Мын-Ой» (1993), ARK (1997), галерея им. Р. Ахметова (1997, ныне ArtSpace), «Трибуна» (1998) и многие другие. Тогда же, в начале 90-х, в Шымкенте была организована галерея «Фонкор», в Караганде – «Караван», в Астане – Vincent, чуть позже – «Шежире». Все они арендовали помещения, что осложняло задачу выживания. Появляясь и распадаясь, нередко действуя стихийно, эти галереи преимущественно ориентировались на выставки-продажи, формируя свой круг покупателей, состоящий уже не только из зарубежных, но и из местных любителей искусства. Эти институции стали пионерами отечественного художественного рынка.

Руководителями и организаторами первых галерей становились либо искусствоведы-теоретики, либо художники, в то время имевшие весьма туманные представления о мировом арт-рынке. Тем не менее уже само существование галерей «Тенгри-Умай», ARK, «Улар», ArtSpace по сию пору свидетельствует об определённом успехе, позволяющем не только покрывать арендную плату и иметь прибыль, но и пытаться участвовать в международных ярмарках искусства.

25 лет – период, который принято считать поколенческим. Сегодня на казахстанский арт-рынок приходит новая генерация игроков, имеющая представление о мировых стандартах и создавшая ряд пространств нового типа. Forbes Kazakhstan задал некоторым из них пять вопросов:

  • Цели и задачи вашей организации
  • Экономические условия её существования
  • Реализованные проекты и их финансовые показатели
  • Планируемые проекты и их бюджет
  • Сотрудничаете ли вы с государственными институтами?
Дина Байтасова
Фото: Жанарбек Аманкулов
Дина Байтасова

Дина Байтасова (Астана) – одна из основателей некоммерческой организации по развитию современного искусства IADA, директор арт-агентства Artios:

– Основная наша цель – внедрение современного искусства в Казахстане как в повседневную жизнь человека, так и в корпоративную. Я убеждена, что это неизмеримое богатство, недооценённое у нас до сих пор. Когда люди соприкасаются с настоящим искусством как можно чаще, это положительно влияет на многие факторы.

Artios совмещает услуги креативного агентства и галереи. Формирование корпоративных и частных коллекций, организация выставок, оформление публичных пространств, создание креативных проектов под ключ.

За последний год наша команда осуществила в Казахстане пять крупных проектов: формирование коллекций отелей St. Regis и Ritz-Carlton; выставка «Гипер Астана» французского фотохудожника Жана-Франсуа Розье во Дворце мира и согласия; создание коллекции скульптур и инсталляций для павильона «Нур Алем» на Expo. Большинство этих проектов реализованы совместно с международными партнёрами, такими, например, как крупнейшая сеть отелей Mariott. Для брендов вроде St. Regis и Ritz-Carlton искусство – больше, чем часть интерьера, это культурное наследие, которое становится частью глобального имиджа бренда. В нашей работе мы сделали акцент на казахстанских художниках – Айгане Гали, Смаиле Баялиеве, Томирис Мурат, Бейбуте Ассемкуле, Асхате Ахмедьярове, Сауле Сулейменовой, Сауле Дюсенбиной. Проект в целом вела французская art advisory компания Atelier 27, мы представляли наших художников. Участие в Eхро вывело их на новый уровень публичной значимости. Все произведения были приобретены в коллекции. Бюджет каждого из этих проектов был достаточно весом – как и удельный вес расходов. Выставки для нас являются менее коммерческими мероприятиями, они больше направлены на развитие среды и формирование аудитории. Для примера можно взять выставку Розье: бюджет производства составил примерно $80 тыс., кураторские услуги – около $5000. Работы предлагались в диапазоне от €12 тыс. до €20 тыс. каждая. Наличие спонсора значительно облегчает осуществление проекта, но на поиски такового уходит много времени и сил.

В этом году мы хотим поработать с местными компаниями в плане инвестирования в современное искусство и формирования корпоративных коллекций. В феврале в Астане открываем новую галерею TSE выставкой самой известной казахстанской художницы Алмагуль Менлибаевой. Это название не только код аэропорта Астаны, а культурный код всего города. В будущем хотели бы продолжить сотрудничество с отелями и дизайнерами в Казахстане и за его пределами.

Я работала над несколькими проектами, которые были напрямую связаны с государством, это, например, выставки «Жемчужины Франции», «Наполеон» совместно с RMN Grand Palais. Подобные масштабные и дорогостоящие проекты могут быть реализованы только при поддержке государства и дипломатии. Они обходятся в более чем $1 млн, а на подготовку уходит порядка двух лет. Что касается взаимодействия с государством, то проект на Eхро показал, что контакт вполне реален, если речь идет о международном имидже Казахстана. Надеюсь, диалог будет развиваться.

Меруерт Калиева
Фото: архив пресс-службы
Меруерт Калиева

Меруерт Калиева, руководитель Aspan Gallery (Алматы):

– Наши цели – поддержка и продвижение ведущих современных художников Центральной Азии путём проведения выставок, выпуска монографий, участия в международных ярмарках. Aspan Gallery является коммерческой организацией, деятельность которой обеспечивается путём продажи произведений искусства.

Эдуард Казарян и Асия Хасанова
Фото: Андрей Лунин
Эдуард Казарян и Асия Хасанова

Эдуард Казарян и Асия Хасанова, руководители Kazarian Art Center (Алматы):

– Kazarian Art Center – одна из самых больших частных галерей в Казахстане плюс творческая студия. Мы начали работу в ноябре 2015-го, заполнив создавшийся на тот момент вакуум крупных выставочных пространств и расширив географию активного искусства в Алматы. Само здание, расположенное в нескольких уровнях, с высотой центрального зала восемь метров, дает возможность выстраивать экспозиции с разными точками обзора и имеет специализированное оборудование для экспонирования масштабных произведений. Наша цель – формирование культурной среды и выстраивание цивилизованного арт-рынка в Казахстане. Задачи – интеграция с международными институциями, представление наиболее сильных казахстанских художников на своей площадке и за рубежом, проведение лекций, дискуссий, концертов, участие в благотворительных проектах, а также в проектах, поддерживающих детское творчество.

Здание центра принадлежит организаторам, что дает относительную материальную устойчивость, но в то же время требует регулярных дополнительных вложений. Кроме дохода от продажи произведений, где мы придерживаемся международной практики единой цены работы в галерее и в мастерской художника, спонсорской поддержки, значительную часть расходов берёт на себя сам Kazarian Art Center и базирующийся при нём фонд развития культурных инициатив Art Eurasia Foundation. Работа арт-студии связана с деятельностью центра по принципу сообщающихся сосудов – одно направление поддерживает другое.

Гаухар Сатпаева
Фото: Андрей Лунин
Гаухар Сатпаева

Гаухар Сатпаева, одна из руководителей пространства «Artmeken. Территория искусства» (Алматы):

– Artmeken – это проект социального предпринимательства, который включает в себя art-shop, галерею и площадку для творческих инициатив. Наша цель – продвинуть современное искусство Казахстана в более широкие массы, сделать его доступным и понятным. В качестве первого шага в этом направлении мы запустили линейку футболок с принтами картин наших художников – Сауле Сулейменовой, Раушан Аспандияровой, Сауле Дюсенбиной, Куаныша Базаргалиева, сестер GABO, Сакена Бектияра, Андрея Ноды.

Основной доход нам пока приносят art-shop, сдача пространства в краткосрочную аренду под различные мероприятия и консалтинг в сфере искусства. В магазине пока не такое большое количество товаров, как хотелось бы, но это только начало – запустились мы в июне 2017-го. Флагманские продукты – футболки и экосумки. Все местное, так как одна из наших задач – поддержка казахстанского производителя. В изготовление футболок было вложено около 1 млн тенге. 40% от цены (порядка 10 тыс. тенге. – прим. ред.) составляет себестоимость, 10% – авторские выплаты. Экосумки можно купить от 4 тыс. тенге. Причем запустить их производство мы смогли за счёт продажи футболок. Также мы продаем книги казахстанских авторов. Прибыль распределяется по всем проектам, покрывая операционные расходы, затраты на содержание помещения (всё вместе примерно 70 тыс.–100 тыс. тенге в месяц) и наше развитие. Плюс в том, что мы не платим аренду, так как помещение находится в нашей собственности. О серьёзной прибыли пока говорить не приходится: вышли, как говорится, в ноль. Надеемся, еще полгода-год – и будет прибыль, тем более что есть планы по расширению ассортимента и числа проектов.

Тем не менее продажи уже позволяют нам осуществлять и некоммерческие проекты, социальные инициативы. Например, выставка фоторабот Сабины Куангалиевой Curves стала поддержкой молодого художника. К показателю успешности проекта можно отнести покрытие операционных расходов за счёт комиссии с продажи работ. На выставку «Права человека. 20 лет спустя» мы получили грант от Фонда Сороса. Помимо прочего, он позволил закупить выставочное оборудование, которое будет использоваться и в следующих проектах.

Айна Зубайр
Фото: Андрей Лунин
Айна Зубайр

Айна Зубайр, руководитель Art Lane (Алматы):

– Art Lane состоит из трех взаимосвязанных компонентов: галереи, библиотеки по истории искусства и художественного салона. Миссия галереи – поддерживать молодых художников посредством обучения, проведения мастер-классов, арт-резиденций и размещения заказов. Мы ведём одного художника в год. Так, в 2017-м выделили средства Айгуль Кыздарбековой, впоследствии организовали для нее мастер-классы, пригласив из Астаны известного художника Казакбая Ажибекулы. Планируем провести их совместную выставку в марте. Задача салона – привозить работы европейских, американских, российских художников для продажи. В настоящее время выставлены работы французских мастеров XIX–XX веков, приобретённых в частных галереях Парижа, а также сильных российских художников – Блохина, Ахриева, Селенина, Николаева. Созданная у нас библиотека, на мой взгляд, уникальна. Думаю, её можно считать успешным проектом, так как было получено много положительных отзывов, состоялось несколько презентаций книг.

Мой муж – известный банкир, бизнесмен, он купил помещение для галереи. Все заработанные средства у нас «белые», мы можем спокойно декларировать наши приобретения. Конечно, мне важно устойчивое развитие галереи, поэтому были открыты кафе и салон, которые должны быть главными источниками дохода. Прибыль намерена инвестировать в расширение фонда библиотеки и коллекции работ.

Не совсем удачным, впрочем, считаю проект продюсирования документального фильма «История балета Казахстана», который не получил широкой известности.

Тогжан Сакбаева
Фото: Андрей Лунин
Тогжан Сакбаева

Тогжан Сакбаева, директор Центра искусства и культуры Art Future:

– Центр открыт в октябре 2017-го. Его миссией является диалог между традиционным и современным искусством в разрезе сегодняшнего дня. Основные задачи – развитие и демонстрация современного искусства во всем его многообразии, укрепление связей между искусством, общественными процессами и бизнес-средой, вовлечение широкой аудитории, обучение её методологии изучения и понимания современного искусства.

Проект является моей частной инициативой. Основная бизнес-модель выстроена вокруг продаж работ корпоративным клиентам, а также частных заказов. 30% дохода составляют образовательные курсы, проводимые в центре и на выезде.

Суммируя услышанное, можно отметить новшества, привнесённые новообразованными институциями на казахстанский арт-рынок. Большая часть новых организаций находится в частном владении. Значительное внимание уделяется воспитанию зрителя и покупателя – организации лекций и мастер-классов. Кроме того, образовательная деятельность дает пусть небольшой, но доход. Её развитие свидетельствует о росте интереса населения к культурному досугу. Занятия с детьми также важная часть работы новых пространств, что говорит об изменении родительских подходов к воспитанию. Новым трендом является джентрификация отдалённых от центра городских районов – TSE находится на правом берегу Астаны, Kazaryan Art Centre – в районе Алматы I. Инновацией можно считать и организацию совместных проектов – сотрудничество с гостиничным бизнесом, совмещение галереи и кафе, арт-шопа, попытки участия в производстве.

Учитывая существование старых галерей, небольшого аукциона, всё большее участие современных казахстанских художников в международных проектах и, как следствие, повышение цен на их работы, появление новых арт-пространств в Казахстане – свидетельство динамичного развития этого рынка.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить