Культурные инвестиции в город

16930

Зачем казахстанские бизнесмены отдают миллионы за произведения современного искусства и выставляют их на всеобщее обозрение

Фото: Андрей Лунин

С 37-го этажа самого высокого здания Алматы открывается захватывающий панорамный вид на весь город: горы и дома, дороги и деревья. Приглядевшись, можно заметить внизу массивную черную точку, уверенно расположившуюся между зданиями Esentai Tower и Esentai Mall. Обнаженная, пышнотелая, доведенная до гротеска фигура женщины весом около тонны – бронзовая скульптура современного колумбийского художника Фернандо Ботеро, которая обошлась ее владельцу примерно в $2,6 млн. 

Еще до «Сидящей женщины» возле Esentai Tower появилась монументальная работа испанского скульптора Жаума Пленсы – фигура человека, сидящего с поднятыми к груди коленями, выполненная из сплетения стальных букв, окрашенных в белый цвет. Примечательно название – «Номад», столь близкое по духу казахстанцам. Но даже название скульптуры не вызвало ажиотажа среди наших соотечественников – она возникла на этом месте так же внезапно, как «Сидящая женщина».

Внутри торгового центра не так давно установили другие скульптуры Пленсы – три головы молодых девушек, чьи алебастровые лица удлинены, почти как фигуры Джакометти. По признанию критиков, эти скульптуры являются самыми неотразимыми работами автора. И действительно, начальная стоимость одной из подобных голов Пленсы на аукционе составляет чуть менее $0,5 млн. 

Еще в Esentai Park можно увидеть гигантскую лошадиную голову высотой около 10 метров, обращенную вниз. Бронзовая шеститонная скульптура Ника-Фиддиана Грина, по словам самого автора, обозначает лошадь, пришедшую на водопой. Такую же неоднозначную, но непременно бросающуюся в глаза скульптуру можно увидеть и в лондонском Гайд-парке, где туристы нередко называют ее данью Чингисхану. Среди обладателей подобных голов числятся Джоан Роулинг, Том Круз, Рассел Кроу.

Помимо работ Пленсы и Ника-Фиддиана Грина в торговом центре можно найти и работы французского скульп­тора Ричарда Орлински, Кристиана Мааса, Рокси Пейна и Жермена Ришье. 

Тем временем другой казахстанский бизнесмен, известный меценат Нурлан Смагулов приобрел керамическое панно Фернана Леже «Женщины с попугаем». Монументальная фреска французского художника состоит из 77 керамических плит общим размером 5,7 на 3,7 м.­ Панно займет целую стену нового ресторана Crudo, который откроется в новой части ТРЦ MEGA Alma-Ata в конце сентября. Смагулов не обозначил стоимость фрески, однако известно, что приобрел он ее у голландского музея на аукционе Christie’s. За работу Леже с казахстанским миллионером боролись арабские покупатели. Результатом данного противостояния стало то, что шедевр Леже станет частью культурного пространства Алматы – и частью капитала самого бизнесмена. 

Вложение это весьма продуманное – только в мае 2013 года Мадонна продала картину работы Фернана Леже за $7,2 млн на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке, тогда как приобрела ее в 1990 году за $3,4 млн.

Помимо работы Леже новое здание алматинского «Мега-центра» также украсит скульптура «Телец» итальянского мастера Хелидона Ксикса. Бык из стекла и металла, чье главное очарование – это свет, который по-разному отражает скульптуру, будет расположен на площади прямо перед новым торговым комплексом.

Вклад Смагулова в формирование культурного облика Алматы начался еще задолго до покупки шедевров мирового современного искусства. С 2006 года ТРЦ Мега активно сотрудничает с Эдуардом Казаряном. Керамические кашпо известного казахстанского скульптора можно увидеть во всех торговых центрах MEGA. 

В южном атриуме нового здания появится еще одна работа Казаряна – 18-метровая кинетическая скульптура «Весы времени» весом около 3,5 тонны. Композиция состоит из вертикально переплетающихся опор, несущих на себе художественные элементы – колеса, чаши, лодки, воздушные шары и другие фигуры. Чаши переворачиваются при наполнении водой и приводят в движение элементы скульптуры. Художественные элементы скульптуры выполнены из трех разных материалов и цветов – бронзы, стали, латуни.

Фантастическая конструкция, по словам автора, повествует не о суетности и сиюминутных вещах, а о сути времени – его протяженности и дискретности, уникальности и повторяемости, простоте и сложности. Казарян работал над ней около девяти месяцев, и этой осенью «Весы времени» предстанут глазам общественности.

Помимо работы Казаряна в MEGA будут представлены четыре настенных панно Марата Бекеева, арт-объект «Золотая яблоня» высотой 12 метров, а также световая инсталляция «Солнце» весом 600 кг. Стоимость всех перечисленных произведений искусства не разглашается.

«Дело не в цене этих образцов, а в их ценности, – отмечает Нурлан Смагулов. – Я сам являюсь коллекционером, для многих бизнесменов это стало образом жизни. Но большая скульптура ведь не живет в частном доме, какой бы он ни был. Она живет в пространстве, и только в общественных местах возникает гармония – скульптура создана для большого количества людей».

Смагулов говорит, что его цель – сделать свои торговые центры уникальными. Сделать их местом радости, местом встреч. Местом, где можно не просто что-то поесть и что-то купить, а отдохнуть, провести время с гостями города, духовно обогатиться. 

«Казахстан – молодая страна с новыми культурными претензиями, – подчеркивает Смагулов. – Первое десятилетие независимости люди выживали. Сейчас же уже пришло время подумать о культуре и духовности, о нашей интеграции в мировое культурное сообщество. 

«Искусство создает особую ауру, – продолжает бизнесмен. – Мы считаем, что наши торговые центры должны быть очень человечными, правильными, теплыми. Люди должны туда стремиться, потому что искусство – это особая атмосфера. Искусство влияет на любого, делает его лучше, тоньше, мудрее. Человек испытывает большое эстетическое удовольствие, и это прекрасно».

По словам Эдуарда Казаряна, главное – это то, чтобы произошла встреча человека и искусства. «И не важно, где это будет, но для этой встречи нужно время – людям нужно почувствовать скульптуру, смотреть на нее, думать о ней, ощутить ее», – подчеркивает он. 

Культура – это один из ключевых драйверов привлекательности того или иного города для жизни, для туризма, для работы. Алматы пережил этап разрушения старого, кунаевского города новостройками, не всегда органично вписывающимися в облик Алматы. Это совпало с переносом столицы в Астану, и нередко можно услышать, что южная столица планомерно превращается в обычный провинциальный, если не сказать «колхозный» город. Но сейчас благодаря появлению таких островков современного искусства в Алматы задается новый вектор в образе города. И это тем более позитивно на фоне того, что это движение исходит не от акимата, а от предпринимателей.

Новые островки современного искусства –первый шаг к развитию общественного пространства 

Предприниматели – это локомотив общества, предприниматели, ценящие искусство, это локомотив культурного общества. И тогда вектор становится весьма оптимистичным. В свое время Барселона смогла переродиться в один из самых передовых культурных центров Европы за счет развития общественного пространства. Мадрид – столица, но в Испании все рвутся в Барселону. У Алматы есть шанс стать центральноазиатской Барселоной, новые островки современного искусства – это первый шаг к развитию общественного пространства. Раньше владелец торговой недвижимости предпочел бы пустить еще одного арендатора, теперь огромные площади выделяют под объекты искусства. Следующий логичный шаг – это создание музея современного искусства.

Казарян признает, что демонстрация работ таких именитых и уважаемых во всем мире современных художников, как Ботеро или Леже, это прорыв для Казахстана. «Я не поверил своим глазам, когда проезжал мимо Esentai, – был уверен, что это копия, а не настоящая работа Фернандо Ботеро. Люди из других городов и стран еще будут приезжать, чтобы увидеть «Сидящую женщину», – утверждает Казарян.

На Лазурном берегу Франции, в коммуне Сень-Поль-де-Ванс, есть отель и ресторан «Таверна Золотой голубь» (Auberge de la Colombe d’Or), где в свое время собирались именитые художники XX века, зачастую малоимущие и оттого голодные – Модильяни, Матисс, Пикассо, Кокто и Леже. За еду и кров последние часто благодарили владельца таверны своими творениями. Его потомки, выросшие в окружении картин, которые теперь стоят миллионы, не пожелали расставаться с ними – и сейчас картины мастеров служат антуражем в этом прославленном ресторане. К примеру, чтобы поужинать у миниатюрного панно Леже, гостям нужно изловчиться и забронировать столик в этом историческом месте за несколько недель, а то и месяцев вперед. В Алматы в скором времени можно будет также во время обеда насладиться фреской Леже, во много раз превышающей размеры его работы в Colombe d’Or. Бронируйте столик, господа. 

Ниже: скульптуры жаума Пленсы – три головы молодых девушек; панно Леже «Женщины с попугаем»; бронзовая скульптура «сидящая женщина», выполненная современным колумбийским художником Фернандо Ботеро.

Фото: Андрей Лунин
Фото: Андрей Лунин
 
   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить