Кто покупает яхты в Казахстане и сколько это стоит?

17273

Рынок изучал обозреватель Forbes.kz

Фото: из архива Андрея Захарова

Мы привыкли ассоциировать яхты с российскими олигархами и арабскими шейхами. Оно и понятно - стометровые исполины стоимостью в десятки и сотни миллионов долларов притягивают взор и слух обывателей. А кто не хочет хоть раз оказаться на роскошном лайнере в пропитанном солнцем Средиземноморье и нырнуть с высокого бортика белоснежного судна в освежающие воды Лазурного побережья?

Увлекаются яхтами и в Казахстане. Правда, здесь есть свои особенности. Forbes.kz решил прояснить ситуацию вместе с президентом Eurasia Motors Group Андреем Захаровым, крупнейшим дилером рекреационной техники, в том числе яхт, в Казахстане.

Разница между катером и яхтой

Для начала объясним некоторые детали. Например, что считать моторными яхтами? Часто потенциальные покупатели путают яхты и катера.

Андрей Захаров
Фото: из архива Андрея Захарова
Андрей Захаров

- Катер может быть аналогичного или даже большего размера, чем яхта. Причём катер при этом может быть оборудован небольшой каютой, - рассказал Андрей Захаров. - В моём понимании, у яхты обязательно должна присутствовать кают-компания (салон), кухня, туалет, плавательная платформа и как минимум две каюты. Думаю, что в длину она не может быть меньше 12 метров, - пояснил Андрей Захаров.

Яхтой также может считаться и достаточно крупное парусное судно. Яхт большого размера с парусами и мачтами в Казахстане практически нет. Более мелкие парусные суда, в том числе и самодельные, есть во всех крупных водоёмах страны. Особенно много парусников на Каспии и Капшагае.

Моторные яхты в этом отношении гораздо престижнее и, как элитная продукция, они не могут продаваться на каждом шагу.

- Наша аудитория – это состоятельные люди. Бизнесмены, имеющие возможность вложить крупную сумму денег. Яхты, покупаемые для личного пользования – это премиальная покупка. Штучный товар, можно сказать. Яхт явно меньше, чем лимузинов. Бывает, что подобные покупки совершаются также исходя из деловых соображений. Например, для проведения различных официальных мероприятий или корпоративов, как статусная вещь, обслуживающая бизнес-задачи, - рассказал Андрей Михайлович.  

Подсчитать точное количество яхт не удаётся. По данным Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в Казахстане по итогам 2018 зарегистрировано речных судов на учёте – 748, маломерных судов – 17874, морских судов – 319. Что из них относится к яхтам или даже крупногабаритным катерам, выяснить не представляется возможным. По словам нашего собеседника, несколько лет назад его компания подавала запрос в госорганы для прояснения этой ситуации, но ответа так и не получила.

Нужно развивать инфраструктуру

Формироваться индустрия моторных яхт в стране стала с обретением независимости. У людей появилось желание и возможности для приобретения роскошной вещи, бизнесмены всё чаще покупали новые суда. По продажам, как и во всей мировой индустрии, несколько ударил кризис 2007-2008, но зато к этому моменту уже сформировался вторичный рынок.

Фото: из архива Андрея Захарова

Теперь яхты покупаются как на вторичном отечественном рынке, так и зарубежном. С новыми яхтами, по словам Андрея Захарова, ситуация не так обстоятельна, как хотелось бы - за сезон завозится всего 1-2 судна. Но этому есть несколько причин.

- Главная причина слаборазвитости этого направления – отсутствие необходимой инфраструктуры, - объяснил глава дилерской компании. - В наших крупных акваториях нет больших, по-настоящему хорошо оборудованных лодочных стоянок. Мы примеривались к тому, чтобы самостоятельно построить яхт-клуб на Капшагае. Прикинули и поняли, что это очень дорого. На Капшагае есть несколько природных бухт в частной собственности, которые было бы гораздо проще приспособить, нежели построить искусственную, но и они не слишком велики. Если говорить о самой крупной из них, то она вмещает в себя около 20-30 судов, но это в большей степени лодки, катамараны, катера. Если ставить на стоянку крупногабаритные яхты, то их туда вместится всего 4-5 единиц, - заверил бизнесмен.

Есть свои стоянки и яхт-клубы и на Каспийском побережье, но и они не слишком большие, да и их не так много. Есть яхты и на Балхаше, Зайсане, Бухтарминском водохранилище.

Фото: из архива Андрея Захарова

Вообще, по словам Андрея Захарова, развивать это направление необходимо - оно достаточно перспективно для развития всего туризма.

- Мы часто говорим, что Казахстан нужно делать туристически привлекательным. Действительно, для этого у нас есть всё: горы, реки, леса, степи и пустыни, наконец крупные водоёмы. Для развития водного отдыха нужно строить не только отели и пляжи, но и создавать настоящий кластер из различных видов отдыха, чтобы не только валяться на солнце на песке. За примерами далеко ходить не нужно. Посмотрите на Иссык-Куль или курорты Грузии и России. Там яхты используются для отдыха туристов, для морских прогулок, для проведения корпоративных мероприятий. У нас это все ограничено и малодоступно, - добавил наш собеседник.

Кто может стать морским волком?

Купить яхту может любой желающий. Конечно же, если для этого есть деньги. Причем разбег цен может быть колоссальным. Сравнительно недорого может обойтись яхта, купленная на вторичном рынке. Но здесь есть как риски (общее состояние, изношенность и так далее), так и возможность приобрести судно по выгодной цене – продавец хочет поскорее избавиться от своего актива, а очередь из потенциальных покупателей вряд ли выстроится.

Если говорить о новой яхте, то, по словам Андрея Захарова, 12-метровое судно от самого бюджетного производителя обойдётся свыше 300 тысяч евро. Это с учётом доставки, оплаты НДС и прочих пошлин. Причём транспортировка порой может стать серьёзным препятствием и существенно увеличить итоговую стоимость судна.

- В Казахстане есть ограничения по провозу подобной техники, связанные с логистикой. К нам в страну доставить крупногабаритные суда можно только по автомобильным дорогам. Самой крупной яхтой, которую завезла наша компания, стало судно длиной 54 фута (16,5 м). Теоретически есть возможность привезти лодку в 60 футов (чуть более 18 м). При этом яхту придется частично разбирать. Её нужно провозить под мостами, по не всегда широким дорогам и так далее. Если кто-то захочет приобрести ещё большее судно, то привезти его удастся только на Каспий - для этого есть Волго-Донский канал, но и там есть много своих нюансов, так что сделать это будет проблематично, - уточнил Андрей Захаров.

Фото: из архива Андрея Захарова

Управлять яхтой, зарегистрированной как маломерное судно, во внутренних водоёмах страны может практически любой. Для этого нужно закончить краткосрочные курсы, которые есть и в Казахстане. После этого сдаются экзамены и уже в транспортной инспекции выдаются права судоводителя. А вот для управления более крупногабаритным судном нужно уже получать специальное образование, на которое уйдёт достаточно много времени.

Есть серьёзные ограничения по управлению яхтой на Каспийском море. Каспий хоть и внутренний водоём, но он имеет особый статус. К тому же граничит с пятью государствами, поэтому там действуют также международные правила и законодательство.

Чаще всего владельцы для обслуживания и управления яхтой нанимают капитана (шкипера), реже – команду.

На вопрос, во сколько в среднем за год владельцу обходится яхта, Андрей Захаров лишь рассмеялся.

- Здесь трудно вывести какую-то определённую сумму. Это как замерить среднюю температуру по больнице. Если все делать правильно и регулярно, то выйдет не слишком дорого. Однако бывает, что владелец яхты поручает её обслуживание наёмному работнику. А там уже всё зависит именно от него: от его технической обученности, опыта, желания в конце концов. Захотел капитан судна залить не регламентное масло, а по своему усмотрению – потом что-то произошло с мотором. Или ухаживает за мебелью или корпусом не специальной полиролью, а обычной бытовой химией - после одной такой уборки дорогущее покрытие будет фактически уничтожено, - поделился своим опытом глава компании.

Вообще же, как пишут многие специализированные ресурсы, общепринятое правило гласит, что в среднем на содержание ежегодно приходится выделять бюджет, равный 10% от стоимости именно новой яхты, а не от той цены, за которую она куплена.

Плюс ко всему затраты могут зависеть от многих других аспектов, таких как возраст яхты, место базирования, тип судна и готовность выполнять часть работ самостоятельно.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что наличие свободных денежных средств в кармане судовладельца никогда не повредит. Однако самое главное во владении яхтой – удовольствие, которое она приносит. Если яхта в собственности вынуждает постоянно подсчитывать расходы, об удовольствии не может быть и речи.

Фото: из архива Андрея Захарова

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить