Как Корея поставляет миру не только телефоны, но и музыку

14890

Big Вang – первый проект из Южной Кореи, попавший в список Forbes «100 самых высокооплачиваемых знаменитостей» с заработанными в минувшем году $44 млн, который показывает, как заработать деньги на музыке в любой точке мира

Корейский бойз-бенд Big Bang
Фото: Архив Forbes
Корейский бойз-бенд Big Bang

Когда музыкальный менеджер Джу Чон Джо пробирался сквозь 19-тысячную толпу в спортивном комплексе «Хонда-Центр» в Анахайме, Калифорния, которая собралась, чтобы увидеть корейский бойз-бенд Big Вang, то заметил плачущую русскую девушку. Она не могла объяснить причину своих слез. Убедившись, что ей не грозит никакая реальная опасность, он двинулся дальше. «Это как с Backstreet Boys в дни их популярности, – говорит Джо, пожимая плечами. – Многие люди плачут». Как оказалось, даже русские сходят с ума по пяти андрогинным корейским парням. Таков охват одного из жанров стиля поп, манерного корейского варианта, известного миру как K-Pop.

Лидирующая группа в этой нише, Big Вang, получила за год $44 млн дохода до налогообложения, значительно больше, чем $33,5 млн у самой высокооплачиваемой мужской поп-группы Америки Maroon 5. Big Вang заняла 54 место в нашем списке «100 самых высокооплачиваемых знаменитостей», обогнав таких предпринимателей в сфере шоу-бизнеса, как Dr. Dre (№63, $41 млн) и Джимми Баффет (№66, $40,5 млн), хотя это в большей степени заслуга популярности музыки группы, нежели деловой хватки ее участников.

Мы что, заработали больше, чем Maroon 5? – спрашивает через переводчика 27-летний лидер группы Квон G-Dragon Джи Ен. – Не знал. Моими доходами управляет моя мама.

К счастью, финансами группы управляют не только мамы участников. Настоящая сила, стоящая за спиной Big Вang, – бывший K-pop-идол Ян YG Хен Сок и названная его именем публичная компания, в которую входят звукозаписывающая студия, агентство по поиску талантов и концертно-промоутерский центр, стоимостью $630 млн, имеющая интересы в самых различных сферах жизни – от моды до маркетинга и киноиндустрии.

Компании и ее основателю принадлежит заслуга создания не только Big Вang, но и в большой степени всего современного движения K-Pop, находящегося в середине трансформации от регионального явления к международному помешательству.

В портфолио YG успешных примеров множество. Женская музыкальная группа 2NE1 собирает полные стадионы по всему миру и записывает для Adidas рекламный ролик вместе с Ники Минаж, а видео на песню «Gangnam Style» поп-рэпера PSY – рекордсмен всех времен по числу просмотров на YouТube: 2,6 млрд с момента дебюта в 2012. «Вирусность» такого рода еще десятилетие назад была невозможна, тогда K-Pop выходил за пределы Азии преимущественно через нелегальные загрузки или специализированные магазины.

- В прошлом для распространения и доступа к музыке существовали ограничения, – рассказывает Ян, чья компания в этом году близка к доходам в четверть миллиарда долларов. – Сейчас, в цифровую эпоху, географические границы стали несущественны.

Если укрепление позиций K-Pop и кажется относительно недавним явлением, то только потому, что так оно и есть. Американское влияние всерьез проникло на полуостров в 1950-е, вместе с корейской войной и ее последствиями, когда военные, находившиеся на занятых территориях, познакомили местных жителей с западной поп-музыкой и рок-н-роллом. Но именно 1990-е, когда это влияние совместилось с влиянием европейской электронной музыки, американского хип-хопа и существовавшими традиционным музыкальными жанрами Азии, стали временем формирования современного K-Pop.

Ведущая музыкальная группа Кореи вошла в круг самых высокооплачиваемых бойз-бендов в истории в триумфальном для них 2016 – только две подобные группы показали более высокий годовой доход за все время.

Фото бойзбэндов по часовой сверху слева: Kevin Mazur/WIireimage; Simon Harris/SH Photography/Contour by Getty Images; MULTI-BITS/MULTI-BITS VIA Getty Images; L. Busacca/Wireimage; Mike Prior/Redferns Joel Ryan/INVISION/AP; Jamie Squire/Getty Images; Alessio Botticelli/GC Images/Getty Images
Фото бойзбэндов по часовой сверху слева: Kevin Mazur/WIireimage; Simon Harris/SH Photography/Contour by Getty Images; MULTI-BITS/MULTI-BITS VIA Getty Images; L. Busacca/Wireimage; Mike Prior/Redferns Joel Ryan/INVISION/AP; Jamie Squire/Getty Images; Alessio Botticelli/GC Images/Getty Images

Ян вырос в этой среде и проводил школьные дни за подражанием музыке, звучавшей в Soul Train, отрабатывая танцевальные движения Майкла Джексона. В 1992-м певец Со Тхэджи пришел к Яну, чтобы научиться танцевать; найдя третьего участника, они основали группу Seo Taiji and Boys, соединившую в своем творчестве хип-хоп и легко запоминающиеся мелодии. Их первый хит «Nan Arayo» («Я знаю») вошел в список лучших песен бойз-бендов всех времен по версии Rolling Stone.

В 1996-м, на пике популярности Seo Taiji and Boys, Ян покинул группу, чтобы основать YG, где и запустил своего рода фабрику по производству K-Pop-контента. Одним из его первых подопечных стал G-Dragon, начавший заниматься музыкой примерно с 12 лет вместе с еще одним будущим членом группы Тоном «Тхэяном» Ён Бэ. После того как ребята добились успеха в аналоге американского телевизионного шоу American Idol, Ян сделал то же самое, что Саймон Коуэлл с One Direction, – объединил их с другими участниками конкурса в бойз-бенд, апеллирующий к симпатиям максимально широкой аудитории.

В 2006 группа дебютировала и сразу приступила к работе в изнурительном графике, выпустив шесть альбомов за следующие шесть лет – два на корейском и четыре на японском, тут и там щедро вставляя слова на английском. YouTube помог представить их творчество мировой публике.

- Это не принесло нам денег, – рассказывает Джу Чон Джо, работающий в YG. – Тем не менее охват был хорошим.

YG – вертикально интегрированная компания, которая получает доходы не только от продажи звукозаписей, но и от своей деятельности в качестве менеджера, концертного промоутера и агентства по работе с талантами. Ее стратегия весьма похожа на ту, что недавно внедрила Jay Z Roc Nation, и суть ее заключается в независимости YG от доходов от продаж звукозаписей (на долю этого сегмента приходится всего 25%). YG зарабатывает на живой музыке отнюдь не меньше, чем на звукозаписях, во многом благодаря Big Вang: в ходе недавнего мирового турне MADE группа собирала в среднем $2,6 млн в каждом городе.

- Фанаты занимают очереди или разбивают лагеря вокруг концертных площадок, зачастую более чем за 24 часа до начала шоу, – рассказывает Ен Бэ Чо, управляющий директор компании-промоутера Live Nation Korea. – В случае с западными артистами мы обычно не наблюдаем такого явления.

Помимо международного прорыва PSY и серьезных заработков Big Вang K-Pop, особенно в том, что касается денег, все еще остается региональным направлением. На долю Южной Кореи приходится 40% доходов YG, тогда как основную массу зарубежной аудитории составляет Япония (36%) и Китай (20%). И даже в такой ситуации западные компании кружат вокруг этого жанра: в 2014 году LVMH заплатили $80 млн за 12% YG.

Дополнительные средства могут поступить от правительства Южной Кореи, ведущего переговоры с YG по строительству развлекательного комплекса в пригороде Сеула. Предприятие планируется сделать городом – студией K-Pop, где будут располагаться торговый центр, концертные площадки и студии звукозаписи.

Еще один лакомый кусок находится в Северной Америке, изобилующей современными спорткомплексами и охотно расстающимися со своими деньгами толпами. И пусть на долю США приходится лишь однозначное число от продаж YG, лидирующие группы собирают полные залы на обоих побережьях, побуждая крупных игроков Голливуда не оставаться в стороне.

PSY и одна из звезд женской группы 2NE1 перешли под опеку Скутера Брауна, чей список подопечных включает ветерана списка «100 самых высокооплачиваемых знаменитостей» Джастина Бибера и участника рейтинга «30 моложе 30» Мартина Гаррикса (YG по-прежнему управляет неамериканскими делами двух идолов K-Pop).

Примечательно, что Big Вang заработали значительно больше Гаррикса и практически столько же, сколько Бибер. Это может шокировать большинство, но не Яна: «Я был уверен, что их полюбит каждый человек в мире».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить