Казахстан может получить этап MotoGP раньше России

12254

Всемирно известная мотогонка в классе MotoGP может пополниться еще одним этапом, который, возможно, будет проходить близ Алматы на гоночном треке Sokol. Трасса стоимостью около $100 млн сейчас достраивается. Казахстанские частные инвесторы ведут переговоры с владельцем гонки - испанской компанией Dorna, и, похоже, дело сдвинулось с мертвой точки. Из столицы Катара - Дохи передает специальный корреспондент Forbes.kz Александр Воротилов

В ночь с воскресенья на понедельник в столице Катара - Дохе завершился первый этап чемпионата мира по мотогонкам MotoGP 2014. В результате ожесточенной борьбы гонку выиграл Марк Маркес из команды Repsol Honda Team. На втором месте - Валентино Росси (Movistar Yamaha MotoGP), с отставанием от лидера на 0,228 секунды, и замкнул пьедестал Дани Педроса (Repsol Honda Team).

MotoGP - это шоссейно-кольцевые гонки на специально созданных спортивных прототипах мотоциклов. Элитный чемпионат проходит в 18 этапов в разных странах мира, в различных климатических условиях и стартует с ночной гонки Гран-при Катара. В календарь MotoGP включены также гонки в США, Аргентине, Испании, Франции, Италии, Нидерландах, Германии, Чехии, Великобритании, Сан-Марино, Японии, Австралии, Малайзии. Число этих мотогонок может быть дополнено Гран-при Казахстана.

Grand-prix Kazakhstan MotoGP

Фотографии: Александр Воротилов.

Слухи о том, что в список этапов «королевских» мотогонок может попасть Казахстан, давно обсуждаются в спортивной среде. Сейчас они обретают вполне конкретные очертания. По данным Forbes.kz, владелец гонки - испанская компания Dorna Sports присматривается к гоночному комплексу Sokol, который достраивается близ Алматы.

Напомним, в настоящее время ТОО СТК «Sokol» вдет строительство одноименного спортивного комплекса на 76-м километре трассы Алматы-Астана площадью 205 Га. В комплексе буду построены трассы для различных состязаний - всего 6, часть из них уже готова, заезды проходят на картодроме и трассе для драг-рейсинга. Кроме этого, на Соколе появятся трассы для дрифтинга, основное кольцо длиною 5,4 км, здесь же можно будет проводить заезды MotoGP, состязания по мотокроссу. И еще одна трасса будет предназначаться для специальной подготовки водителей - например, для экстремального вождения. Есть данные, что вместимость спортивного комплекса составит 35 тыс. человек. Полная стоимость проекта не раскрывается, но, по данным Forbes.kz, может составить около $100 млн. Инвестором этого проекта выступает один из крупнейших акционеров ENRC Алиджан Ибрагимов, который входит в список 50 богатейших людей Казахстана и в список самых влиятельных бизнесменов страны. Курируют этот проект, по сведениям Forbes.kz, его сыновья Достан, Даврон и Фуркат.

Если говорить о сроках, то источники Forbes.kz заверяют, что к концу 2014 весь комплекс может быть достроен, и в 2015 на Соколе может пройди первый этап чемпионата мира по Супербайку. Супербайк - это чемпионат, где участвуют серийные мотоциклы, которые дорабатываются командами, - в отличие от MotoGP, где используются прототипы (гонка также принадлежит Dorna Sports). Эта гонка станет своего рода тестом перед главным заездом MotoGP. Если переговоры с Dorna Sports закончатся успешно и Супербайк пройдет без осложнений, то к 2016-2017 под Алматы может быть проведен первый этап мировой серии MotoGP.

Все стороны крайне скупо комментируют ход переговоров, из-за того, что слишком много факторов может негативно отразиться на процессе. Каждое предложение официальных сторон дополняется словами «возможно», «может быть», «надеемся» и так далее. Слишком много проблем может принести чрезмерная уверенность в заявлениях, и тому в доказательство - недавние примеры. Например, в этом году был отменен бразильский этап MotoGP из-за того, что вовремя не удалось достроить автодром Нельсона Пике, и календарь чемпионата мира этого года вернулся к 18 гран-при. А в прошлом году сорвался этап Индии.

Процесс пошел

Гоночный трек в Дохе.

Переговоры - дело долгое и непубличное. Декларации о намерениях всегда неустойчивы, и, пока дело дойдет до реальных действий, может утечь немало времени. В ситуации с проектом казахстанского Гран-при MotoGP появились первые позитивные события. В сезоне 2014 произошло неожиданное для мировой спортивной общественности объявление о партнерстве - Евразийский Банк выступил одним из спонсоров команды чемпионата Movistar Yamaha MotoGP и персонально четырехкратного чемпиона мира MotoGP Хорхе Лоренсо. Новость об этом прошла по  европейским телеканалам и была позитивно воспринята мировым гоночным сообществом.

На пресс-конференции в Дохе, посвященной этому событию, председатель правления Евразийского Банка Майкл Эгглтон и управляющий директор заводской команды Yamaha Racing Лин Джарвис объявили, что контракты с командой и лично с Лоренсо заключены на два года с возможностью продления на сезон 2016. Цена соглашения не разглашается, но по данным итальянских СМИ может составить около 2,5 млн евро в год.

На первой гонке в Катаре логотип Евразийского Банка появился на всех официальных документах команды Yamaha, в том числе и на байках, гоночных комбинезонах гонщиков Валентино Росси и Хорхе Лоренсо. Попутно банк заявил, что запускает новую продуктовую линейку с тематикой мотогонок, в том числе «Турбо депозит» и первые в Казахстане полноценные карточки с функцией cashback.

Представители Евразийского банка напрямую не связывают переговоры с Dorna Sports по Соколу и спонсорство команды Yamaha. Тем не менее, это очевидный факт, ведь в число ключевых акционеров Евразийского банка входит Алиджан Ибрагимов, сыновья которого ведут переговоры с Dorna и занимаются строительством Сокола.

Осведомленные источники Forbes.kz уверяют, что если переговорный процесс будет развиваться такими же темпами, то Казахстан получит право на проведение этапа MotoGP раньше России. Северный сосед добивается этого права как минимум с 2008. Несмотря на то, что в Подмосковье уже построен комплекс мирового уровня Moscow Raceway и уже проводятся гонки чемпионата Eni FIM Suberbike World, чемпионат «королевских» мотогонок MotoGP пока так и не добрался до России.

Где профит?

Вид на Доху.

Управляющий директор коммерческого департамента Dorna Sport Пау Серраканта в интервью корреспонденту Forbes.kz не стал рассказывать о прибыльности своей компании и отдельно взятых этапов, ссылаясь на непубличность компании. Тем не менее, он уточнил, что экономический эффект от одной гонки составляет около 50 млн евро для того региона, где проводится этап. «Приезжают туристы, они размещаются в гостиницах, пользуются услугами такси, ходят в рестораны и так далее», - пояснил он. С его слов, за прошлый год все этапы MotoGP посетило 2,4 млн зрителей.

Несмотря на это, проект Сокола не носит чистой коммерческий характер, хотя бы потому, что может окупиться не ранее, чем через 60 лет эксплуатации. Такие цифры привел источник Forbes.kz, знакомый с проектом Сокола. Поэтому проект будет носить скорее социально ориентированный характер. Он даст серьезный толчок к развитию мотоспорта в Казахстане, причем не только взрослого, но и детского. В Испании, где этот вид спорта очень развит, дети с юного возраста садятся на мотоциклы. Тот же Хорхе Лоренсо сел на свой первый мотоцикл в возрасте 3 лет.

О том, какую выгоду могут получить стороны проекта казахстанского этапа MotoGP, а также другие подробности читайте в майском номере журнала Forbes Kazakhstan.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить