Как Эмилия Бабад разгадала тайну вещей

7082

Мы продолжаем совместный проект Forbes.kz и картинной галереи «Жаухар» «Живые шедевры казахстанской живописи». Это - визуализация лучших картин корифеев казахстанского искусства из частной коллекции

Эмилия Бабад, «На этюдах». Холст, масло, 169x86.
Эмилия Бабад, «На этюдах». Холст, масло, 169x86.

«Как говорил поэт, «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Чем дальше мы оказываемся от ушедшей советской эпохи, тем очевиднее становится, какое мощное искусство она породила. Не стоит рассматривать искусство как иллюстрацию идеологии или общественного строя, искусство всегда больше и глобальнее политики. Но та система художественного образования, которая действовала в советское время, обеспечивала доступность художественного образования для всех слоев населения, независимо от социального статуса семьи. Такое системное поощрение и пестование талантов привело к высоким результатам», - считает Ольга Батурина, кандидат искусствоведения, профессор КазНАИ им.Т.Жургенова, куратор галереи «Жаухар».

Но была и другая сторона у советской действительности, которая становится очевидной, стоит только проследить биографии казахстанских художников. Из корифеев каждый второй был сиротой, детство которого прошло в детском доме (Тельжанов, Кенбаев, Ажиев, Романов и многие другие). Среди приехавших в Казахстан в 1930-40 – большая часть из репрессированных семей. Хотя советские энциклопедии чаще всего умалчивали эту страницу биографии. Вот и в официальной биографии Эмилии Наумовны Бабад написано, что она родилась в Киеве в 1912, в 1934 окончила курсы при Киевском художественном институте у Крамаренко. В Алма-Ате работала с 1937. Как и почему двадцатипятилетняя художница оказалась в Алма-Ате – об этом история умалчивает.

Но с этого времени казахская земля стала для Эмилии Бабад, как и для многих других, спасительным берегом, пристанью, где она нашла тепло и душевность, признание и возможность раскрыть свой талант.

Эмилия Наумовна прожила длинную и счастливую жизнь, она плодотворно работала, была признана при жизни, и имела возможность заниматься тем, что любит больше всего на свете – живописью. Она создала свой живописный мир, полный поэзии и музыки. Большая часть живописного наследия Эмилии Бабад – натюрморты. Жанр камерный, тихий, но только не у нее!

Натюрморты Эмилии Бабад энергичные и жизнерадостные. Предметы в них легко и органично соединяются с портретами и фигурами: цветы и окна, старинная посуда и хлеб, атрибуты искусства (палитра, книги, кисти), маки, флоксы, дельфиниумы, розы, кактусы, девочки, женщины, дети с цветами, горные тюльпаны, лимоны. В каждой композиции – верхний ракурс, светлая, яркая палитра, много воздуха и света.

Все герои ее произведений (даже если это всего лишь полевые цветы) пребывают в своем обособленном мечтательном, волшебном пространстве. Она как будто знала тайну вещей, чувствовала их душу, характер, темперамент. Ее натюрморты – это диалоги с привычными вещами. В простых образах предметов, благодаря силе живописи Эмилии Бабад, возникает настроение. Она в прямом смысле слова создавала свой мир.

Картина «На этюдах» из частной коллекции «Жаухар» - одна из лучших в творчестве Эмилии Бабад. Широкий горизонтальный формат, большой размер, свободная живописная манера, и главное, тема – позволяют обозначить ее как одно из программных произведений творчества художницы. Удивительный художественный метод Эмилии Бабад заключался в парадоксальном соединении линии и объема, деталей и пространства.

Простая и понятная тема этой композиции, написанной так легко и непринужденно, полной такой свободы и радости жизни, на самом деле – об очень важных вещах. О том, что такое искусство и что такое – «быть художником». А это и есть самые главные и самые важные темы искусства на все времена.

Картинная галерея «Жаухар" - единственная выставка-продажа, которую можно назвать энциклопедией казахстанской живописи: здесь собрано 500 работ более 100 казахстанских художников. Это и мэтры живописи, и мастера, чьи картины только сейчас открывают для себя казахстанцы; и жемчужины казахстанского соцреализма с 30-х годов по сегодняшний день. Хлудов, Черкасский, Кастеев, Калмыков, Тельжанов, Шарденов, Айтбаев - пожалуй, самые известные имена из представленных в галерее. Располагается в здании Государственного музея искусств им. А. Кастеева.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить