Как банка красной икры и особая атмосфера превратили «Угадать за 60 секунд» в прибыльный бизнес

13227

«А что вы будете кушать зимой – пуговицы от штанов?» – этот язвительный вопрос стали задавать Татьяне Будаевой и Зульфие Хайбуллиной практически сразу, как только в 2016 они запустили в Казахстане проект «Угадать за 60 секунд»

Зульфия Хайбуллина и Татьяна Будаева
ФОТО: Абай Жанаев
Зульфия Хайбуллина и Татьяна Будаева

«Люди были уверены, что через год все наиграются и нам придется закрыться», – говорит Татьяна Будаева. Однако скептические прогнозы не оправдались: игра не только снискала популярность у казахстанцев и стала приносить прибыль организаторам, но и в прошлом году вышла в Узбекистан.

Своя игра

Будаева узнала о существовании «Угадать за 60 секунд» (франшиза российской компании ACP Game) случайно – от подруги, которая постоянно ходила играть в Москве. Это формат брейн-ринга, механика весьма проста: за победу сражаются команды из шести человек, победителем становится та, что дает больше правильных ответов.

«В начале 2016-го моей младшей дочери было около года, я уже могла чем-то заняться, но в офис не хотела, чтобы не оставлять ребенка. А подруга как раз рассказала, что Юлиана (Юлиана Константинова, которая в 2013-м основала ACP Game в России. – Прим. авт.) ищет выходы на новые рынки. Мы созвонились и достаточно быстро договорились о сотрудничестве», – вспоминает собеседница.

Тогда казалось, что организовать игру не составит труда. Во-первых, Будаева видела, что определенной части алматинской интеллигентной тусовки поднадоела традиционная светская жизнь. У людей появился интерес к интеллектуальному досугу, а в Казахстане на тот момент никто не устраивал подобных регулярных мероприятий. Во-вторых, это не требовало больших вложений – так, на первую игру ушло около $1000. «Это были суммы, которые я могла себе позволить», – поясняет предприниматель. В-третьих, набрать желающих можно, не выходя из дома. Для Татьяны это означало, что ее ребенок не будет страдать из-за отсутствия мамы.

«Я была уверена, что легко соберу 60 человек, ведь до этого работала в сфере дистрибуции элитного алкоголя (маркетологом в Raimbek Group. – Прим. авт.), устраивала презентации и общалась с известными бизнесменами, топ-менеджерами крупных компаний, – признается Будаева. – Но оказалось, что это самая сложная задача. Мне пришлось уговаривать людей: они спрашивали, за что платить 10 тыс. тенге (столько стоит участие в игре). Им не денег было жалко – некоторые просто боялись проиграть и потерять лицо при стечении публики».

«Я именно так отреагировала, когда позвонила Татьяна, – подтверждает Зульфия Хайбуллина. – Было страшно, что приду – и опозорюсь при всех. Но я собрала свою смелость, а во время игры забыла обо всех страхах: настолько это оказалось увлекательно, настолько расслабляющей была атмосфера».

Первая игра, состоявшаяся в Алматы 16 марта 2016-го, произвела фурор. На следующую уже был овербук: 90 человек вместо ожидаемых 60 решили попытать счастье на интеллектуальном ринге. «После игры я подошла к Татьяне и предложила: «Давай будем делать проект вместе». Так мы стали партнерами», – говорит Хайбуллина.

С поправкой на менталитет

За четыре года партнеры провели почти 150 мероприятий в Алматы и Нур-Султане (игры проходят по четвергам поочередно в каждом из мегаполисов). За это время хотя бы раз участвовали около 5000 человек, без учета специальных игр. Последние заказывают частные лица и компании – чтобы отметить день рождения, корпоративное событие, в качестве тимбилдинга. К примеру, Нацбанк отметил в виде игры День финансиста, и им понравилось, хотя поначалу организаторы и заказчики переживали, что «не зайдет».

«Угадать за 60 секунд» в цифрах
- Совокупная выручка – до 7,2 млн тенге в месяц.
- 70–80% – это прибыль, половину которой партнеры отправляют в Москву владельцу франшизы.
- 1,4–2,2 млн тенге составляет чистая прибыль. Затраты на организацию минимальные: рестораны бесплатно предоставляют помещения, призы обеспечивают партнеры.
- До 100 человек играют одновременно.
- 10 тыс. тенге стоит участие для каждого.
- От 300 тыс. тенге – цена организации игры по запросу.

К слову, уже после третьей игры партнеры узнали, что некоторые игроки стали пытаться запускать схожие проекты, рассчитывая легко заработать. «К осени 2016-го таких появилось четыре-пять. Мы были ошарашены: не ожидали, что формат станет настолько популярным и появится столько конкурентов», – признаются собеседницы. Тем не менее они уверяют, что успех «Угадать за 60 секунд» никто повторить не смог, чему есть ряд причин.

«Со стороны кажется, что это очень просто: организаторы улыбаются и ничего не делают. На самом деле это не так. Подобрать нужную публику и удержать людей – кропотливый труд. Поэтому все попытки открыть небольшой легкий бизнес «для жены» заканчивались плачевно», – улыбается Будаева.

Татьяне и Зульфие пришлось подстраиваться под местный менталитет. В России организаторы рассаживают игроков по своему усмотрению – например, могут рассадить мужа и жену, компанию. «Мы здесь даже и не пытались такое сделать, – говорит Хайбуллина. – Для наших людей подобные мероприятия – именно совместный выход с супругами и друзьями. У нас есть команда «Соседи»; они как-то сказали, что встречаются и общаются в основном на игре. Мы даже «одиночек» не ко всем за стол подсаживаем, чтобы не разрушить сложившиеся сообщества».

То же самое происходит в Узбекистане. «Один игрок сказал мне, что в Москве ему понравилось на такой игре сидеть в кругу новых людей, знакомиться – мол, почему вы то же самое не делаете в Ташкенте? – рассказывает Зульфия. – Я спросила, готов ли он сидеть отдельно от супруги и друзей, с которыми приходит на проект. Он подумал и ответил: «Нет». Потому что для него «Угадать за 60 секунд» стало семейным мероприятием».

Есть свои особенности в Нур-Султане. «Это город чиновников, там довольно мало развлечений, поэтому успех был еще громче. Но зазвать госслужащих сложно, к тому же они не любят появляться на камеру, и нередко на фото вместо команды победителей бывает запечатлен только главный приз», – разводит руками Будаева.

Также организаторы отказались от идеи выводить промежуточные результаты на экран в режиме реального времени. «Многие не хотят, чтобы остальные видели их показатели. В конце концов, это не экзамен, а прежде всего отдых, хоть и интеллектуальный», – объясняет Будаева.

При этом игроки очень требовательны к качеству вопросов. «Первое время мы работали с контентом, который нам присылали из Москвы. Но игроки стали делать замечания, что постановка некоторых вопросов некорректна. Если в России организаторы не принимают таких претензий, то мы прислушались и стали тщательно контролировать контент, – рассказывает Хайбуллина. – Чтобы не создавать конфликтных ситуаций, мы теперь к каждой игре привлекаем независимого эксперта, который по спорным вопросам дает свое заключение».

Однако главными «фишками» игры партнеры называют атмосферу и возможность общаться. «Мы освобождаем людей от компьютеров, отрываем от смартфонов. Это очень важно – провести два часа, вживую общаясь с приятными и интересными тебе персонами», – подчеркивает Будаева.

Хайбуллина добавляет: «Мы хотим показать игрокам, какие они умные, самодостаточные, могут посмеяться над своим проигрышем и искренне аплодировать успеху другой команды. Пытаемся в каждом открыть позитивное. Поэтому человек ждет нашу игру: она вызывает положительные эмоции. В XXI веке люди все больше внимания уделяют энергетике, становятся более чувствительными. Наша игра как раз про это, потому многие приходят просто посидеть, пообщаться, поужинать в нашей атмосфере».

Эмоций добавляет и главный приз – трехлитровая банка красной икры. За четыре года победителям ушло 420 кг деликатеса. «Это нереально крутой приз, – заявляют собеседницы. – Он вызывает восторг даже у состоятельных людей».

Партнерские отношения

«Угадать за 60 секунд» привлекательна не только для игроков, которые заводят новые знакомства (некоторые даже, утверждают организаторы, совершают бизнес-сделки и создают семьи!). Такие ивенты вызывают интерес у компаний, чья продукция нацелена на успешных людей.

«У нас очень качественная и искушенная – в хорошем смысле слова – аудитория. Это люди, которые преуспели, видели мир, для которых деньги уже не главное. Они ищут новый интеллектуальный и эмоциональный опыт. Именно поэтому для нас важно было найти партнеров, которые предоставят призы, соответствующие запросам публики», – говорит Будаева.

ФОТО: Ришат Каримов

Угадать удалось не только с главным призом, но и с наградой за второе место – элитным виски. «Вы не поверите, – рассказывают собеседницы, – но у нас те, кто занимал второе место, признавались: «Мы устали есть икру и специально старались стать вторыми. Это невероятно сложный расчет – угадать, в каком месте нужно слить ответ, чтобы взять приз, который нам нравится».

Организаторы также серьезно подходят и к выбору заведений, в которых устраиваются игры: всегда выбирают рестораны выше среднего уровня. «Смотрим, как устроен основной зал: там, например, не должно быть ниш, колонн, иначе команды не будут видеть друг друга и пропадет атмосфера общности. Смотрим на качество кухни, наличие парковки, на персонал, чтобы люди были не инертными, а вовлеченными в свое дело. Рестораны охотно с нами сотрудничают, предоставляя помещение бесплатно, потому что мы приводим к ним привлекательных клиентов в будни», – объясняет Хайбуллина.

Сейчас Татьяна и Зульфия ищут партнеров для детского проекта. У них уже был опыт проведения подобных мероприятий, куда приглашали детей из детских домов. «Но мы не смогли финансово потянуть проект – год работали себе в убыток, ведь расходы – хоть ты пять человек собрал, хоть шестьдесят – остаются неизменными: на фотографа, звукорежиссера, ведущего, призы. Поэтому приглашаем к сотрудничеству тех, кто готов спонсировать социальный детский проект», – отмечают собеседницы.

Кроме того, в планах популяризировать игру в студенческой среде. «В Москве на уровне мэрии была поддержана идея проведения студенческих интеллектуальных игр «Витрувиада». На игры бесплатно приглашаются талантливые студенты из разных вузов. Спонсорами выступают корпорации, которые ищут молодых сотрудников. По сути, цель этих встреч – наладить коммуникации между потенциальными работодателями и работниками. Выигрывают все: первые находят талантливые кадры, вторые могут побеседовать с топ-менеджерами, к которым просто так на встречу не попадешь. Это очень правильная с социальной точки зрения вещь, и если мы сможем вовлечь в такой проект акиматы Нур-Султана и Алматы, сделать такие игры массовыми, это будет прорыв на государственном уровне», – уверена Будаева.

Партнеры продолжат развивать корпоративное направление. «Угадать за 60 секунд» можно проводить не только на корпоративах, но и на конференциях, неформальных встречах компаний-партнеров. «Идей множество. Мы умеем воплощать их в жизнь, поэтому готовы рассматривать любые, даже самые неожиданные предложения», – подчеркивает Хайбуллина.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить