Дрифт меценатов

5877

Как частный капитал повышает имидж Казахстана через инвестиции в элитный спорт

Фото: Movistar Yamaha Motogp

Большой спорт давно уже стал серьезным инструментом формирования имиджа многих компаний и государств, которые готовы тратить на это сотни миллионов долларов. Не зря ряд развивающихся стран вкладывают астрономические суммы в строительство гольф-полей, гоночных треков, футбольных стадионов и другой инфраструктуры для привлечения самых топовых состязаний в различных видах спорта. Они справедливо полагают, что такие события позитивно отражаются на их восприятии мировой общественностью. А это сулит в будущем хорошую отдачу.

Катарский форсаж

В этом году чемпионат мира по кольцевым мотогонкам Moto Grad-Prix стартовал в столице Катара Дохе с ночных заездов. Это единственная проходящая ночью гонка в мировой серии MotoGP, которая насчитывает 18 этапов и заканчивается грандиозным Гран-при Валенсии. Напомним, в состязаниях принимают участие спортпрототипы мотоциклов, которые невозможно увидеть в свободной продаже. Стоимость таких «железных коней» может достигать $2,5–3 млн, а содержание команды, обслуживающего персонала и гонщиков обходится владельцам «конюшен» в круглую сумму, на порядок выше стоимости байка. Коммерческими правами на гонку владеет испанская компания Dorna Sports S.L.

По сведениям Forbes Kazakhstan, высшее руководство Катара потратило немало сил и средств, чтобы мировой чемпионат «королевских» мотогонок начался именно с этого средневосточного государства. Согласно неофициальным данным, местные власти не только спонсировали через Коммерческий банк Катара какие-то отдельные мероприятия чемпионата, но и заплатили каждой команде за то, чтобы она поучаствовала в этих гонках.

Вряд ли катарское руководство организует подобного рода мероприятия для развлечения собственного населения или извлечения сиюминутной прибыли. В этой стране проживают чуть более 2 млн человек, меньше половины из которых – коренное арабское население. Все остальные – приезжие работники, занятые на нефтепромыслах и строительстве: пакистанцы, индусы, иранцы. На самих гонках, которые проходят в комплексе Лосаль, редко встретишь арабов в белых одеждах, основные посетители – это приезжие фанаты мотоспорта, да и тех, если честно, не очень много. Об этом же говорит официальная статистика Dorna Sports. В сезоне-2013 лидерство по посещаемости досталось чешскому этапу MotoGP – Гран-при Брно, где побывало более 220 тыс. человек. Аутсайдером же стал именно катарский этап – лишь 17,7 тыс. В этом году на ночную гонку в Дохе, скорее всего, явилось и того меньше публики – центральная трибуна была заполнена едва ли на четверть.

Если все остальные этапы чемпионата мира проходят при чрезвычайно агрессивной рекламной кампании, то, прибыв в Катар, вы даже в аэропорту не увидите какой-либо рекламы. Чего уж говорить об улицах города и эфире местных телеканалов. Зато пресс-центр автодрома Лосаль был забит под завязку иностранными журналистами – вести с гоночного круга моментально разлетались во все уголки Земли на всевозможных языках. Это тоже показывает, что катарские власти вкладывают большие усилия и деньги в раскрутку своего государства. Ведь нефть когда-нибудь закончится. Поэтому шейхи активно застраивают Доху. Еще пять лет назад она представляла собой кусок слабо освоенной пустыни, а сегодня это оазис из небоскребов. Собеседники Forbes Kazakhstan уверяли, что еще через пять лет город будет не узнать – он превратится из огромной стройплощадки в настоящий рай в пустыне, который будут знать во всем мире. Станет ли Доха новым финансовым центром или популярным местом отдыха туристов, известно лишь самим арабам и их консультантам. Но этапы Formula 1, MotoGP, гандбольные турниры (под которые возводится отдельный мегастадион) и, конечно же, чемпионат мира по футболу 2022 года определенно сыграют свою роль в создании позитивного образа Катара в глазах планетарной общественности и привлекут деньги, не связанные с нефтью.

Sokol в степи

Как оказалось, пример катарских властей не остался незамеченным в Казахстане. Возможно, в ближайшем будущем и наша страна сможет похвастать своим этапом «королевских» мотогонок. Предполагается, что он будет проходить близ Алматы на гоночном треке Sokol. Трасса стоимостью около $100 млн уже достраивается. Казахстанские частные инвесторы ведут переговоры с Dorna Sports, и, похоже, дело сдвинулось с мертвой точки.

Напомним, в настоящее время ТОО «СТК Sokol» ведет строительство одноименного спортивного комплекса площадью 205 га на 76-м километре трассы Алматы – Астана. Он будет включать трассы для различных состязаний – всего шесть, часть из которых уже готова: заезды проходят на картодроме и трассе для драг-рейсинга. Кроме того, на «Соколе» появятся трассы для дрифтинга, основное кольцо длиной 5,4 км, здесь же можно будет проводить заезды MotoGP и состязания по мотокроссу. Еще одна трасса будет предназначаться для специальной подготовки водителей. Есть данные, что вместимость спортивного комплекса составит 35 тыс. человек. Инвестором проекта выступает один из крупнейших акционеров ENRC Алиджан Ибрагимов (№4 нового рейтинга 50 са­­мых богатых бизнесменов Казахстана Forbes Kazakhstan). Курируют стройку, по нашим данным, его сыновья Достан, Даврон и Фуркат.

Если говорить о сроках, то источники Forbes Kazakhstan утверждают, что к концу 2014 года весь комплекс будет достроен и в 2015 году на «Соколе» может пройти этап чемпионата мира по супербайку (Eni FIM Suberbike World – серия, находящаяся на ступень ниже MotoGP). Эта гонка станет своего рода тестом перед главным заездом – MotoGP. Если переговоры с Dorna Sports завершатся успешно и супербайк пройдет без осложнений, то к 2016–2017 годам под Алматы может быть проведен этап «королевских» мотогонок.

Стороны крайне скупо комментируют ход переговоров из-за того, что слишком много факторов может негативно отразиться на процессе. Каждая фраза от них непременно дополняется словами «возможно», «может быть», «надеемся» и так далее. Подобная осторожность вполне оправданна. Например, в этом году был отменен бразильский этап MotoGP, поскольку вовремя не удалось достроить автодром имени Нельсона Пике, и календарь чемпионата мира ограничится 18 Гран-при. А в прошлом году сорвался этап в Индии.

Раньше России?

Переговоры – дело долгое и, как правило, непубличное. Декларации о намерениях неустойчивы, и пока дойдет до реальных действий, может пройти немало времени. Тем не менее можно сказать, что в ситуации с проектом казахстанского Гран-при MotoGP появились первые позитивные признаки. В сезоне 2014 года произошло неожиданное для мировой спортивной общественности событие – Евразийский банк выступил одним из спонсоров заводской команды Movistar Yamaha MotoGP и лично четырехкратного чемпиона мира Хорхе Лоренсо. Новость об этом прошла во многих СМИ и была доброжелательно воспринята гоночным сообществом.

На пресс-конференции в Дохе, посвященной этому событию, председатель правления Евразийского банка Майкл Эгглтон и управляющий директор Yamaha Racing Лин Джарвис объявили, что контракты с командой и лично с Лоренсо заключены на два года с возможностью продления на сезон 2016 года. Цена соглашения не разглашается, но, по данным итальянских массмедиа, может составлять около 2,5 млн евро за год.

На первой гонке в Катаре логотип Евразийского банка появился на всех официальных документах команды Yamaha, а также на байках и гоночных комбинезонах Хорхе Лоренсо и Валентино Росси. Попутно банк заявил, что запускает новую продуктовую линейку с тематикой мотогонок, в том числе «Турбо депозит» и первые в Казахстане полноценные кредитные и дебетовые карточки с функцией cash back.

Представители Евразийского напрямую не увязывают переговоры с Dorna Sports по «Соколу» со спонсорством команды Yamaha. Тем не менее связь здесь очевидна, ведь в число ключевых акционеров банка входит Алиджан Ибрагимов.

Осведомленные источники Forbes Kazakhstan уверены, что если переговорный процесс будет развиваться такими же темпами, то Казахстан получит право на проведение этапа MotoGP раньше России. Между тем северный сосед добивается этого как минимум с 2008 года. Несмотря на то что в Подмосковье уже построен комплекс мирового уровня Moscow Raceway и проводятся гонки по супербайку, чемпионат «королевских» мотогонок до России пока так и не добрался. Остается надеяться, что совместные усилия казахстанского лобби приведут в страну столь престижное событие.

фото: Movistar Yamaha Motogp

PR через спорт

Управляющий директор коммерческого департамента Dorna Sport Пау Серраканта в интервью Forbes Kazakhstan воздержался от комментариев относительно прибыльности своего бизнеса и отдельно взятых этапов, ссылаясь на непубличность компании. В то же время он заявил, что экономический эффект от одной гонки составляет около 50 млн евро для того региона, где проводится этап. «Приезжают туристы, они размещаются в 

отелях, пользуются услугами такси, ходят в рестораны и так далее», – пояснил собеседник. С его слов, за прошлый год все этапы MotoGP посетило 2,4 млн зрителей.

Несмотря на это, проект «Сокол» не носит чисто коммерческого характера, хотя бы потому, что может окупиться не ранее, чем через 60 лет эксплуатации. Такие цифры привел источник Forbes Kazakhstan. Поэтому проект имеет скорее социальную направленность. Он призван дать толчок развитию мотоспорта в Казахстане, причем не только взрослого, но и детского. Так, в Испании, где этот вид спорта очень популярен, дети с юного возраста садятся на мотоциклы. Тот же Лоренсо сделал это, когда ему было всего три года.

Сегодня наши отдельные спортсмены и команды – по теннису, велоспорту, боксу, фигурному катанию и другие – уже одерживают громкие победы на международной арене. Казахстанский этап MotoGP может послужить хорошей рекламой стране на мировом уровне и однозначно привлечет дополнительный поток туристов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить