Артишоковая терапия

13707

В этом месяце независимый театр «АRТиШОК» открывает свой 14-й сезон

фото: Андрей Лунин

За эти годы труппа сумела создать знаковую для Алматы и всего Казахстана театральную площадку и выработать уникальный творческий стиль, оцененный как местной публикой, так и международными критиками. О сегодняшних задачах театра и особенностях казахстанской культурной среды Forbes Kazakhstan побеседовал с менеджером и актрисой «АRТиШОКа» Анастасией Тарасовой, а также одним из основателей и творческим руководителем Вероникой Насальской.

2001 год. Казахстан постепенно оправляется от кризиса, последовавшего за развалом СССР. Независимых театров в стране не существует: и без того малочисленные экспериментальные площадки закрылись, не выдержав жестких экономических реалий 90-х. В этих условиях группа единомышленников решает рискнуть и начать новый проект. Покинув насиженные места в государственных театрах, актеры создают театральную компанию «АRТиШОК». 

«Нам хотелось импровизировать, ставить современные спектакли с оригинальной драматургией, ездить по фестивалям, – вспоминает Насальская. – Тогда это было воспринято театральной общественностью как вызов, ведь, кроме ташкентского «Ильхома», независимых театров в Центральной Азии не было».

Первое время артистам «АRТиШОКа» было особенно сложно – в отсутствие собственного помещения приходилось даже выступать на улице. Затем произошло то, что труппа до сих пор считает чудом, – случайно узнавший о мытарствах ребят бизнесмен просто подарил им подвальное помещение в жилом доме на знаменитом теперь пересечении улицы Кунаева и проспекта Жибек жолы. Там «АRТиШОК» обитает и по сей день. «Сегодня трудно себе представить подобную щедрость. Видимо, раньше люди все-таки были добрее», – смеется Тарасова.

По словам актрис, первые годы «АRТиШОК» активно пытался найти собственный стиль самовыражения, синтезируя традиции разных школ и участвуя в международных театральных фестивалях. «Мы объездили более 25 стран и сотрудничали со многими ведущими театрами, такими, например, как канадский Ground Zero Theatre. И если наши ранние произведения были в чем-то подражательны, похожи на европейские и российские постановки, то сейчас мы в полной мере казахстанский театр, со своим самобытным языком», – отмечает Насальская.

Казахстан в целом и Алматы в частности – очень важные для «АRТиШОКа» темы. Театр не может существовать в отрыве от своих корней, считают артисты. В прошлом сезоне в «АRТиШОКе» с большим успехом прошла постановка «ПРЯМОПОТОЛЕБИ» – спектакля, рассказывающего о южной столице, ее жителях, проблемах и истории. «Одной из особенностей нашего города является то, что культурные пласты в нем сменяются очень быстро, – считает Насальская. – Здешняя среда не предполагает преемственности в искусстве, но благоприятна для поиска и экспериментов. Каждое новое поколение сметает традиции. С одной стороны, это прекрасно: есть много пространства для творчества, можно быть первыми в своем роде. С другой – иногда кажется, что мы «голые».

Проблемы преемственности и развития театрального искусства Казахстана «АRТиШОК» будет пытаться решать в новом театральном сезоне: в октябре артисты предоставят свою площадку молодым независимым театрам Алматы. «В последнее время открывается много новых театров, – рассказывает Тарасова. – К сожалению, у многих из них нет сцены. Мы хотим помочь коллегам найти своего зрителя, развиться творчески. Ведь театральные артисты работают практически на голом энтузиазме. Зарплаты у них мизерные, и поэтому важно не дать талантам погаснуть». 

Вопрос финансирования важен для независимых театров по всему миру – постановки редко окупаются. Каждый театр решает эту проблему по-своему. В таких странах, как Франция, существует развитая система государственной поддержки современного искусства, которая позволяет субсидировать театры, не вмешиваясь в их репертуарную политику.  У нас же долгое время не существовало эффективных каналов взаимодействия государства и частных театров. К счастью, в последние годы ситуация изменилась к лучшему: алматинские чиновники занялись реструктуризацией культурной политики города и стали привлекать к работе молодых профессионалов в сфере искусства. В новых условиях «АRТиШОК» надеется наладить отношения с госорганами. Для этого, по мнению Насальской, необходимо сравнить приоритеты чиновников с задачами театра и найти точки соприкосновения. «Мы не можем постоянно повышать цены на билеты, так как чувствуем ответственность перед зрителем. В новом сезоне приняли решение оставить цены на прежнем уровне – 2–3 тыс. тенге. Этого с трудом хватает, чтобы окупить текущие затраты и выплатить гонорары артистам. Поэтому, разумеется, нам бы хотелось найти партнера в лице государства или частного бизнеса, сохраняя при этом независимость в вопросах, касающихся репертуара», – добавляет Тарасова.

Осознав необходимость более тесного взаимодействия с коммерческими структурами и госорганами, в прошлом сезоне команда «АRТиШОКа» стала налаживать административные и финансовые процессы в театре, а также начала поиски спонсора. «Исходя из того что средняя зарплата актеров составляет 80 тыс. тенге, а каждая новая постановка обходится примерно в 1 млн тенге, мы составили спонсорский пакет на общую сумму 10 млн тенге за один сезон», – говорит Тарасова. Этих денег, по ее расчетам, будет вполне достаточно для обеспечения стабильной работы театра.

В планы театра также входит создание маркетинговой команды, которая могла бы привлечь новых зрителей и сделать «АRТиШОК» более узнаваемым. «Хочется, чтобы продвижением театра, финансовыми и административными вопросами занимались профессионалы, которые получали бы за это адекватные деньги, – продолжает Тарасова. – Сейчас это вынуждены делать сами актеры, что порой мешает их полноценной творческой реализации».

фото: Диана Балаян
Театру важно постоянно проводить «апгрейд» своих душ и мозгов

Проблема ограниченности ресурсов «АRТиШОКа» – как денежных, так и человеческих – видится особенно актуальной в свете дальнейшего расширения актерской труппы и репертуара театра. Летом этого года был проведен кастинг среди профессиональных артистов на роли в новых спектаклях. «Театру важно постоянно проводить «апгрейд» своих душ и мозгов, прочищать творческие каналы, – убеждена Насальская. – Он должен быть богаче, тоньше зрителя, чтобы иметь возможность каждый раз учить его чему-то новому. Тенденции в казахстанском искусстве сейчас позитивные, и мы надеемся, что творчество «АRТиШОКа» останется таким же уникальным и востребованным».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить