«Культивируя будущее»: как культурные институции влияют на художников, общество и страну

45609

Культурные институции — это важный элемент городского развития. Они превращаются в центры социальных и гуманитарных инноваций, где создают уникальные проекты в сфере культуры и искусства, поддерживают художников, исследуют новые нарративы и формулируют важнейшие для нашего времени идеи

Саодат Исмаилова
ФОТО: архив пресс-службы
Саодат Исмаилова

Саодат Исмаилова, Таус Махачева, Асхат Ахмедьяров, Suinbike и Вероника Тришина поделились опытом сотрудничества с культурными институциями, в частности, с первым в Казахстане Центром современной культуры «Целинный», а также ответили на вопрос: «В чем заключается необходимость взаимодействия художников с институциями?»

В процессе взаимодействия с художниками центр использует несколько разных форматов сотрудничества в зависимости от задач и целей конкретного проекта.

В 2022 году «Целинный» создал специальную комиссию с художницей и кинорежиссером Саодат Исмаиловой. Инсталляция «Чиллахона» была представлена на Arsenale, основном павильоне Венецианской биеннале, и позже войдет в коллекцию центра. Она включает трехканальный фильм и шелковое полотно с национальной вышивкой «фалак».

«Институции культивируют среду, культивируют будущее любой страны и региона. Культура и искусство являются определяющими явлениями для любого общества, что негласно влияет на политическую, социальную, экономическую жизнь страны, – рассказывает Саодат Исмаилова. – Институции помогают художникам реализовывать свои замыслы, представлять свои работы разным аудиториям и контактировать с обществом. Через работы современных художников, музыкантов и авторов кино международное сообщество узнает о наших странах, это как бы отметка, проявляющая уровень развитости любого общества».

«Институции поддерживают художников через прямые стимулы в виде комиссий произведений. Институция четко понимает, в какое именно произведение инвестирует свои деньги и экспертизу – даже пассивное коллекционирование можно назвать соучастием, а в случае комиссий институция может направлять и консультировать художника до тех пор, пока это не заходит на территорию самого художественного высказывания», – Владислав Слудский, куратор, сооснователь фестиваля ARTBAT FEST, арт-консультант, организатор онлайн-платформы Qazart.com и патрон «Целинного».

«Целинный» взаимодействует с авторами из других стран, которые в своих работах исследуют Центральную Азию, благодаря чему формируется обширная художественная сцена и образ Казахстана как независимого участника на художественной мировой сцене.

В 2023 году художница Таус Махачева в сотрудничестве с «Целинным» организует специальную комиссию на основе собственного полевого исследования, проведенного в Казахстане. Ранее работы Таус были представлены на Биеннале трудного наследия (2021), Йокогамской триеннале (2020), Лахорской биеннале (2020) и многих других.

«Для меня взаимодействие художника с институциями – это в первую очередь танец и союзничество, потому что импульс один: новые смыслы и новые виды подвижности в социальном теле и культурной ткани. Институции – это многоточия: это и точка входа в среду, и точка опоры, и даже точка противостояния для самого художественного высказывания», – отметила Таус Махачева.

«Экосистема современного искусства зависит от отношений людей друг с другом. Нельзя не упомянуть о лояльности художника к институции в случае если она поддержала его/ее/их смелую, сложную или нереализуемую идею тогда, когда мир еще сомневался. Бывают даже такие случаи, когда художник перерастает институцию и, например, дарит ей свои новые произведения», – Владислав Слудский.

«Целинный» проводит отбор работ казахстанских художников для формирования самостоятельных коллекций, которые затем отправляются на известные биеннале и становятся частью экспозиций ведущих европейских институций.

Асхат Ахмедьяров – художник, участник международных выставок, Венецианской и Сингапурской биеннале, вернисажей в Берлине и Париже, в этом году примет участие в создании коллекции «Шағылыс» для Музея современного искусства Антверпена. «Целинный» ежегодно приобретает одну или несколько работ художников из Казахстана и Центральной Азии.

«Коллекция «Шағылыс» является инициативой «Целинного», которая даст возможность улучшить понимание нашего региона в европейском мире через Музей Антверпена как представителя ведущего европейского художественного учреждения. Для меня взаимодействие с центром – стимул для дальнейших исследований», – поделился своим опытом Асхат Ахмедьяров.

«Художники, институции и галереи находится в сложной и тесной связи друг с другом и немного напоминают коралловый риф, где малейшие изменения климата могут убить целый кусок экосистемы. Если же это взаимодействие здоровое, длительное и плодотворное, выигрывают все участники процесса: институция занимается производством истории и увеличивает свой символический капитал и экспертизу, карьера и рынок художника растут, а галерее легче работать с художниками, работы которых есть в важных институциональных коллекциях», – Владислав Слудский.

«Целинный» также активно поддерживает выход кино- и видеоработ. Последним примером такого взаимодействия стала поддержка документального фильма «Мәмбет» художницы, режиссера и активистки Suinbike. Она является участницей отечественных и международных выставок современного искусства.

«Арт-институции нужно представлять какое-то искусство, художнице же нужно быть представленной», – рассказывает Suinbike. – И та и другая силы, когда они сами по себе, работают немного вхолостую. Например, когда арт-институция в Казахстане западноцентрична и чрезмерно вторит своим примерам из Европы как единственному/самому лучшему источнику искусства в виде галереи с незаконно скачанными принтами или в виде более серьезной организации, работающей с казахскими художницами, не всегда эта деятельность представительна».

«Практика взаимодействия институций с художниками часто приводит к повышению качества выставляемых и приобретаемых работ, поскольку институция этот порог качества задает. Подобные проекты становятся серьезной ступенькой в карьере художника, а это уже напрямую влияет на капитализацию рынка», – Владислав Слудский.

В апреле 2021 года центр объявил Open Call для участия молодых художников в проекте Ümit, победильницей которого стала Вероника Тришина. Отбор заявок проводил консультационный коллектив с международным опытом.

«Я участвовала в проекте Ümit, целью которого являются поддержка молодых художников. Итогом сотрудничества стала моя первая персональная выставка «Я смотрю в окно и вижу море» в ГМИ им. А. Кастеева. Сотрудники институции прошли со мной весь путь от задумки до экспонирования. В процессе работы состоялись встречи с художниками и консультации с кураторами, организованы съемки, с нами работали профессионалы из разных сфер. Построение такого серьезного рабочего процесса невозможно в одиночку. Благодаря финансовой и организационной поддержке центра этот проект обрел материальное воплощение и стал доступен зрителям», – подчеркнула Вероника Тришина.

«Условная Агнес Денес до и после работы с Фондом Паблик Арта города Нью Йорка – это два разных художника с точки зрения рынка. Когда рискуешь и делаешь что-то историческое, по-настоящему великое, вырастает весь рынок в целом, а не только отдельная работа. И институции об этом знают», Владислав Слудский.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить