Как сделать чисто казахстанский подарок

Что казахстанское подарить? Отечественный рынок подарков уже может дать достойный ответ на этот вопрос, правда, со множеством оговорок

Подарочные компании Казахстана начинали деятельность в 2000-х. Тогда рынок был представлен предметами национального искусства, которые создавались руками ремесленников. Позже к ним присоединилась вторая группа – товары промышленных производителей. Сейчас сформировался третий сегмент – дизайнерские оригинальные подарки.

Как отмечает Виктор Элсис, директор компании «Алка»,  которая первой в Казахстане стала производить национальные сувениры, оценить рынок подарков сложно из-за отсутствия статистики. «У каждого из
17 млн казахстанцев есть день рождения. Хотя бы 8 млн человек получают подарки раз в год. Если в среднем три человека дарят имениннику подарки по цене $5, то очевидно, что рынок подарков составляет не менее $120 млн. А если добавить казахстанцев, выезжающих за границу, молодоженов, то объем рынка подарков возрастет и составит не менее $200 млн. Но еще раз замечу: это очень приблизительная картина. Что касается рынка сувениров (изделия с национальным колоритом), то в 2009 он оценивался в $2 млн. Думаю, в 2014 эта цифра возросла до $3–3,5 млн»,
– привел цифры Элсис.

У рынка есть свои векторы развития. Как отметила PR-менеджер бренда Empire Азел Жанибек, в связи с увеличением притока туристов в Казахстан и количества казахстанцев, выезжающих за границу, спрос на сувенирную и подарочную продукцию в последние годы увеличивается. Постепенно подарки с национальным колоритом выходят из категории сувениров для иностранных гостей и воспринимаются казахстанцами в качестве престижного подарка, элегантного аксессуара. Кроме того, отмечается рост продаж в сегменте подарков класса люкс.

Создатели проекта Experimentarium (площадка проектов, стартапов дизайнеров из Казахстана и ЦА) также отмечают, что покупатель стал обращать свои взоры на местных дизайнеров. «Наших покупателей объединяет патриотический мотив, что свое – это достойно, а также любовь к оригинальным вещам, желание выразить себя и жажда новых впечатлений», – отмечает Анастасия Гончарова из Experimentarium.

В базе Experimentarium числится около 50 дизайнеров, самому младшему из которых пять лет. «Основные критерии отбора поставщиков для нас – локальная идея и/или локальное производство, дизайнерский продукт, возобновляемое производство, тиражируемость, наличие собственных мастерских», – поясняет Анастасия.

Игроки отмечают ряд существенных проблем. «Слабость рынка – это высокая себестоимость, колоссальный дефицит сырья, ограниченный тираж, неспособность (временная) мастеров и дизайнеров масштабировать производство», – перечисляет Гончарова. И в Empire с сожалением констатируют, что нет технической возможности воплощать в жизнь концепты отечественных дизайнеров на территории Казахстана, потому что отсутствуют фабрики для массового производства подарков из фарфора, шелка и кожи. Поэтому оригинальные дизайн-проекты производятся за пределами Казахстана. Хотя ведется постоянный поиск отечественных производственных баз соответствующего качества. Но в целом на рынке преобладают подарки зарубежного производства, в частности китайские и киргизские.

Тем не менее Forbes Woman нашел казахстанских дизайнеров, работы которых можно преподносить в дар.

Наследие предков в современной доработке

Фото: Андрей Лунин

Автор: Год назад у Алины Сабралиевой родилась идея – изготавливать подарки для тех, кто стал родителями.
Клиент: Для казахстанцев, которые идут в ногу со временем и одновременно чтут традиции своего народа. «Хотелось чего-то оригинального, нужного и с национальным колоритом», – делится мастер. Так и появились на свет сундучки «Бопешка» – уменьшенная копия казахского сундука.

Бренд: «Сундучок «Бопешка» – это подарок на қырқынаншығару (на 40 дней со дня рождения). «В нем будут храниться первые волоски, браслетики из роддома, первые носочки, веревочка с тусау кесер и прочие милые вещички», – поясняет мастер Алина Сабралиева. После рождения ребенка почти все родители не выбрасывают дорогие сердцу мелочи. Но, как правило, хранится все это «богатство» в пакетах, коробках из-под конфет или чая.

Эксклюзивность: Использование безопасных, экологически чистых материалов, в частности липы и акрила, ручная работа деревянной основы, авторская роспись казахских орнаментов, именная надпись в честь виновника торжества – определяют индивидуальность такого подарка.

Цена: 6990 тенге. Причем с каждого проданного сундучка 1000 тенге идет в благотворительный фонд «Подари детям жизнь».

Философия в сумке

Фото: Андрей Лунин

Автор: Мухтар Отали, известный музыкант и автор обворожительных галстуков-бабочек от Otali Design, недавно начал изготавливать кожаные сумки по индивидуальным заказам.

Клиент: Наши клиенты абсолютно разные люди. И все они очень требовательные, но благодарные.

Бренд: Сумки Otali Design не повторяются. В них индивидуально все. От первого штриха в эскизе до последнего шва в уже готовом изделии.

Эксклюзивность: К каждой сумке у Мухтара свой подход. «Мы согласовываем каждый шаг с заказчиком. Все по индивидуальному заказу и желанию клиента», – рассказывает мастер. Сумки абсолютно разные. «Ни разу еще мы не повторились в своем заказе, эскизе. Под определенный предмет – своя технология. Если на определенном этапе нужно что-то переделать, то я готов раскроить сумку заново, а не перешивать ее», – уточняет он. Но при этом соблюдается один принцип. «Наши сумки – исключительно из кожи. Это больше, чем принцип. Это философия. У меня не хватит моральных сил делать изделие из кожзама, вкладывать себя в дешевый, неблагодарный, мертвый материал», – говорит Мухтар.

Цена: Средняя цена сумки 30–35 тыс. тенге, борсетки – 25 тыс., кофра – примерно 60 тыс. «Эксклюзивный подарок должен быть дорогим. Он не массовый. Он один в своем роде», – отмечает дизайнер.

В начале был эскиз

Фото: Андрей Лунин

Автор: Дизайнер, основатель дизайн-мастерских «Шебер» Тимур Актаев творит с такими словами на устах: «In the beginning was the Sketch». Эти же слова выведены на его творениях.

Клиент: Все, у кого рождаются идеи, кто в поиске и в процессе. «Лично мне нравится работать для простых людей со вкусом, делать свой дизайн доступным», – говорит Тимур Актаев.

Бренд: Эскизники NB! в нескольких воплощениях. (В скобках отметим, что изначально Тимур планировал назвать блокнот nocciolo book; «nocciolo» в переводе с итальянского означает «виноградная косточка» или «сердцевина». Когда стало ясно, что такое название в Казахстане никто не сможет запомнить, фразу сократили до «NB!».) Классический блокнот из натуральной телячьей кожи; карманный NB_flea («блоха»), который прекрасно входит в задний карман джинсов и карман пиджака; блокнот NB A4, закрывающийся на характерную стимпанковскую кнопку, – его можно носить сложенным пополам, как клатч. В него также помещается 10-дюймовый планшет. «Предметы моей марки душевные. И хотя производятся вручную и с искренней любовью, но все же являются дизайнерским и поточным продуктом», – комментирует дизайнер.
Эксклюзивность: «Я нарочно увожу образ компании от штампа «эксклюзивность». Да, мы персонифицируем блокноты и другие предметы коллекции – гравируем лазером логотипы компаний, инициалы и короткие послания. Это делает их личными, в каком-то смысле уникальными и повышает стоимость», – такова позиция Тимура.

Цена: Стоимость эскизников варьируется от 5 тыс. до 13,5 тыс. тенге.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7951 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
25 февраля родились
Аскар Аукенов
Главный редактор журнала Forbes Kazakhstan
Жанар Абдыкаримова
Независимый директор АО «Фонд недвижимости «Самрук Казына»
Болат Назаров
Замгендиректора по проекту разведки Имашевского месторождения ТОО "КазРосГаз"
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку